Эклектика


Эклектика (от греч. eklektikos — «выбирающий»), явление в архитектуре, для к-рого характерно смешение элементов различных стилей. Эклектизм как архит. метод сформировался в европ. архитектуре 19 в.; его первыми проявлениями были т. н. неостили, к-рые еще сохраняли определ. стилевую целостность. Собст. Э., осн. на принципе «умного выбора» разнородных стилевых элементов, получила широкое распространение в европ. и рус. архитектуре во 2-й пол. 19 в.; в провинциальных городах сохраняла влияние до нач. 20 в. Э. нашла отражение в различных типах сооружений (культовые, общест., жилые); определяла характер внеш. и внутр. декоративного убранства (часто противоречивших друг другу), не затрагивая принципов планировочного и конструктивного решения. Во 2-й пол. 19 в. при сочетании разнородных стилевых деталей доминирующую роль в фасадном декоре играли элементы неорус. стиля. Ориентация на традиции др.-рус. зодчества явно выражена в храмовой архитектуре, для к-рой характерно обращение к изобильному декоративному убранству 17 в. (кладбищенская церковь в честь Святой Троицы в Миассе, 1899). Приемы и мотивы нац. зодчества в культовой архитектуре нередко сочетались с классицистич. (см. Классицизм) элементами (церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Карталах, 1861; церковь во имя Сет. Николая Чудотворца в Верхнеуральске, 1869 и др.). Для фасадного убранства жилой и общест. застройки этого периода свойственно обращение к богатому «кирпичному узорочью», характерному и для фоновой, и для ист. среды; яркими образцами такого рода являются: купеч. застройка рубежа 19—20 вв. в Верхнеуральске (жилые дома золотопромышленников Рамеевых, аптека Прибыткина, магазин купца Г. А. Устинова и др.); фрагменты застройки ист. части Троицка (ул. Октябрьская, Ленина); торг. дома бр. Николаевых и Смирнова в Миассе; дом Г. А. Башкирова в Чел.; Нар. дом в Кыштыме (см. Народные дома) и др. Пример использования эклектичного подхода в дерев. зодчестве — комплекс дачи купцов Яушевых близ Троицка (см. Яушевых дача), где в декоративном убранстве зданий нар. традиции сочетаются со стилиз. мотивами рус. архитектуры 17 в. и неоготич. элементами. В нач. 20 в. характерной чертой эклектичного декора стало обращение к стилевым фрагментам модерна. В относительно небольших зданиях элементы модерна сопутствуют традиционному кирпичному декору [напр., в Верхнеуральске: реальное уч-ще (1909; см. Реальные училища), дом казачьих собраний, дома золотопромышленника В. Е. Гогина и др.]. В крупных жилых, торг. и общест. сооружениях декоративные детали стиля модерн дополняют общее неоклассич. решение фасадов [в Чел.: к/т «Знамя» (1910), магазин купца М. Ф. Валеева (1911), особняк М. П. Архипова (1911)]. К поздним проявлениям Э. относится нам. 6. И. Ленину на Алом поле в Чел. (1924—25; авт. Н. М. Чекасин, инж. П. И. Искосков), архит. оформление к-рого объединяет разностилевые элементы, гл. обр. модерна. Продолжение эклектич. традиции наблюдается на рубеже 20— 21 вв. в образцах постмодернистской архитектуры.