Экстремизм религиозный


Экстремизм религиозный, этноконфессиональный (от лат. extremus — крайний), приверженность к крайним взглядам и мерам, одна из разновидностей полит. Э. Как сложный социальный феномен не имеет однозначной универсальной трактовки в отеч. религиоведении, политологии. На разных ист. этапах развития полит. системы в СССР, а позднее в РФ, понятие религ. Э. имело различные интерпретации. В сов. обществознании религ. Э. трактовался как идеология и локальная деят-сть крайне фанатичных элементов и религ. объединений, имеющих как внутри-, так и интерконфессион. характер. После развала единого союз. гос-ва (1991) в условиях локальных воен. конфликтов на «постсоветском» пространстве религ. Э. определялся как «религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти». В 1991—2007 Э. приобрел в стране, как и во всем мире, больший масштаб. Религ. экстремистам оказывается значит. финанс. помощь заруб. центрами. Наибольший уровень экстремистских проявлений среди последователей нек-рых направлений в исламе, а также в необуддизме («Аум синрикё»), отд. новых религ. движениях («Белое братство», «Древнерусская инглингстическая церковь православных староверов-инглингов» и др.). Как следствие — дестабилизирована полит. ситуация, об-ву нанесен значит. материальный и моральный ущерб. Все это заставило гос-во в 2002 принять федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в к-ром Э. трактуется как деят-сть по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направл. на насильств. изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности страны, захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруж. формирований; осуществление террористич. деят-сти; возбуждение социальной, расовой, нац. или религ. розни, связ. с насилием или призывами к насилию; унижение нац. достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганства, актов вандализма по мотивам религ. ненависти или вражды; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии. Вопросы противодействия совр. Э. поднимались на многочисл. междунар. науч.-практич. конф., одна из к-рых прошла в Кургане 1—2 дек. 2005 («Экстремизм как социальный феномен»). С принятием в февр. 2006 лидерами нек-рых полит. партий «Антифашистского пакта» усилилась консолидация антиэкстремистских сил об-ва, формируется практика предупреждения Э. В кон. 20 — нач. 21 вв. проявления Э. на Южном Урале носили спорадич., дискретный характер, не оказывая дестабилизирующего влияния на ситуацию в регионе. Попытки распространения лит-ры ваххабитской, антииудейской направленности, листовок, газ. «Сакаафат» («Просвещение») активистами запрещ. в 2003 исламской организации «Хизб-ут-Тахрир-аль Ислами» («Исламская партия возрождения») были пресечены правоохранит. органами; один из участников местной ячейки был привлечен к уголовной ответственности. Акты вандализма на кладбищах, в синагоге, молитв. домах евангельских христиан-баптистов (см. Баптизм), ашраме (храме) вайшнавов общества сознания Кришны вызвали осуждение общественности Чел. На консультационном совете по нац. вопросам, в антитеррористич. комиссии, действующих при губернаторе Чел. обл., в дек. 2004 рассматривался вопрос «О взаимодействии органов власти и институтов гражданского общества в области противодействия экстремизму в этноконфессиональной сфере в Челябинской области». Были поддержаны меры гос-ва, направл. на противодействие религ. Э. Общественной палате Чел. обл. рекомендовано включить в число приоритетных направлений своей деят-сти нейтрализацию Э. На заседании антитеррористич. комиссии в окт. 2006 определены меры по противодействию Э. в молодежной среде. При главе г. Чел. с 1997 действует координационный совет по взаимодействию с религ. и нац. (с 2006) орг-циями, на к-ром рассматриваются конкретные ситуации, в т. ч. попытки ограничения прав граждан по религ. признаку, вырабатываются рекомендации для органов местного самоуправления по устранению проблемных ситуаций. В 2000 на расшир. заседании было принято обращение духовных лидеров и представителей местных религ. объединений по сохранению гражд. мира и согласия в Чел. Профилактич. меры местных органов власти по предупреждению религ. Э. в Челябинской обл. приводят к положит. результатам: большинство действующих религ. объединений поддерживают рос. законодат. инициативы, противодействуют любым попыткам провоцирования религ. вражды и неприязни, актам вандализма. Гражд. мир и согласие, стабильность этноконфессион. отношений, конструктивная политика местных органов власти резко ограничивают возможности эмиссаров религ. радикализма и Э. на Южном Урале.