Еманжелинский механический завод


Еманжелинский механический завод (ЕМЗ), предприятие машиностр. отрасли, структурное подразделение Челябинского тракторного завода. Завод расположен в пос. Зауральском, в 7 км от Еманжелинска. Специализируется на выпуске деталей и узлов ходовой части тракторов марки «ЧТЗ» (для конвейерной сборки и в качестве запасных частей). Основано в 1942 на базе мастерских по ремонту тракторов и с.-х. машин и эвакуир. Ростовского механич. завода. Обеспечивал с.-х. предпр. области и страны запасными частями к тракторам и с.-х. технике (поршнями для трактора С-065, пальцами к звену гусеницы, шестернями 5 наим.). В 1947 на ЕМЗ работали 200 чел. В 1948 были построены кузнечно-прессовый и литейный цехи; завод приступил к изготовлению гидропрессов, пилорам, фрезерных и фуговочных станков, цистерн различных объемов для автомоб. транспорта, товаров бытового назначения. В 1960-х гг. началось пр-во деталей для гл. конвейера сборки тракторов ЧТЗ. Были смонтированы поточно-механизир. линия обработки опорных 2-бортных роликов, линия изготовления сальника для бортового редуктора трактора Т-1М и его модификаций. Позднее началось освоение операций по обработке ведущего колеса со ступицей и лобовины. В кон. 1971 ЕМЗ вошел в состав ПО «ЧТЗ». С этого момента началось его ускор. развитие: ежегодно возводились новые производств. корпуса; в 1972 сдан в эксплуатацию корпус № 1 (общей площадью 25,4 тыс. м2), где было размещено пр-во механич. (№ 1 и 2) и термич. цехов, в 1973 — корпус № 3 (25,3 тыс. м2; механич. цехи, а также инструм., рем.-механич. и термич. участки). Началось освоение новых деталей для трактора Т-130. В этот период наиб. успешно работал коллектив цеха № 3 (нач. В. П. Михайлов): в 1976 он завоевал право называться коллективом им. 25-го съезда КПСС. В цехе № 2 была освоена комплексная механизир. линия по изготовлению опорных роликов для тракторов. Позднее под науч. рук-вом ученых Алтайского НИИ технологии машиностроения (г. Рубцовск) были внедрены процессы обработки беговых дорожек опорных катков трактора на спец. стане методом нагрева токами высокой частоты, что позволило отказаться от токарных операций и добиться значит. экономии стального проката (благодаря этому себестоимость опорных катков пр-ва ЕМЗ была самой низкой в сравнении с аналогичной продукцией др. производителей). В 1980 в эксплуатацию принят корпус № 2 (8,7 тыс. м2). В нем были размещены производств. мощности для выпуска деталей ходовой части к трактору ДЭТ-250М: механизма натяжения, поддерживающего катка, направляющего колеса. Узлы поставлялись на гл. сборочный конвейер ЧТЗ и в качестве запасных частей — потребителям. В 1983 принят в эксплуатацию корпус № 5 (3,1 тыс. м2; участок по ремонту электрич. оборудования и трансформаторов); в 1984 — корпус № 4 (5,2 тыс. м2; цех готовой продукции). К сер. 1983 была практически завершена рек-ция завода с целью перевода пр-ва на выпуск комплектующих узлов к трактору Т-130, с 1984 началось техн. перевооружение: были внедрены 3 автоматич. линии горячей накатки профиля беговых дорожек и реборд на штампосварных заготовках опорных роликов тракторов Т-130; еще одна линия позволила обеспечить экономию металла, повысить производительность труда, улучшить качество выпускаемых изделий. В 1987 в пр-во внедрен прогрессивный технолог. процесс сварки трением 2 штамп. половинок опорного ролика, что повысило качество сварного соединения. Коллектив работающих насчитывал 3204 чел.; к этому времени на заводе сложилось неск. труд. династий: Высочины (более 100 чел.), Митрофановы (15 чел.) и др. Труд 74 работников ЕМЗ отмечен правительств. наградами: орд. Октябрьской Революции награжден 1 чел., Трудового Красного Знамени — 7, Дружбы народов — 1, «Знак Почета» — 11, Труд. славы — 18 чел. В 1990-е гг. завод приступил к изготовлению рыхлит. оборудования. В 1990-х гг., в период рыночных преобразований в экономике страны, на предпр. снизились объемы производства. В 1998 изготовление деталей к ходовой части трактора ДЭТ-250 из 2-го корпуса было перемещено на пром. площадку ЧТЗ. В 2000 рук-вом ЧТЗ 4-й корпус завода был продан ООО «Сельхозпром»; на производств. площадку ЧТЗ переведена сборка опорного катка, линии механич. обработки колец и шайб и др. деталей; на базе механич. цехов № 1 и 2 ЕМЗ организован механосборочный цех, в к-ром началось изготовление опорного ролика, рыхлит. оборудования. В 2005 на базе ЕМЗ начало действовать новое предпр.— ООО «Механический завод». В разные годы ЕМЗ возглавляли: П. Ф. Андрющенко (1982—85), В. А. Бойко (1958—66), В. Я. Доценко (1987—96), М. Г. Итиксон (1966—80), И. П. Марков, П. С. Сигаев, В. М. Демидов (с 1996).