Фёдоровская культура, археологическая культура бронз. века. В 1930-е гг., после исслед. Алакульского могильника на границе Чел. и Курганской обл. и Фёдоровского могильника близ Чел. на р. Миасс, была выделена К. В. Сальниковым как один из этапов истории андроновской культуры (см. Андроновская культурноисторическая общность) наряду с алакульским (см. Алакульская культура) и замараевским этапами. Позднее первые 2 этапа стали рассматриваться как отд. археол. культуры. До 1970-х гг. Ф. к. в Южном Зауралье и Сев. Казахстане была известна лишь по раскопкам могильников: Смолино 1 (см. Смолинский археологический комплекс), Исаковский (см. Исаковский археологический комплекс) в черте Чел.; Федоровский в окрестностях Чел.; Кинзерский могильник в Троицком р-не; Туктубаевский на р. Миасс; Субботинский в лесостепи Курганской обл. и др. Ведущей отраслью х-ва федоровцев было скотоводство. Федоровский погребальный обряд предполагал захоронение кремир. останков умершего в обширной, но неглубокой грунтовой яме с кам. или дерев. облицовкой стен и таким же перекрытием. В западной части дна могильной ямы нередко помещались сосуды, кремир. прах умершего и части туш ж-ных. В 1980 Н. Б. Виноградов по результатам изучения могильника Кулевчи VI в Варненском районе (см. Кулевчи) доказал, что после кремирования тела прах умершего иногда помещался внутрь специально изготовл. объемного антропоморфного изображения. Могила перекрывалась земляной насыпью, часто с кам. кольцом по основанию. Кольцо выкладывалось вокруг могилы или на подкурганной площадке. Кол-во погребений под насыпью, как правило, невелико (1—3). Погребальный инвентарь федоровских захоронений в Южном Зауралье представлен преим. керамикой. По результатам раскопок погребений выделено 2 осн. типа федоровских сосудов. Первый тип — тюльпановидные с плавной профилировкой корпуса, с большой разницей между диаметром устья и дна, «ковровой» геометрич. орнаментацией, выполн. мелкозубчатым гребенчатым штампом по предварит. разметке. Характерные элементы орнамента таких сосудов — наклонно заштрих. треугольники, сложные меандры и свастич. символы, выполн. по «косой» сетке. Как правило, у федоровских сосудов орнаментирована верх. половина внеш. поверхности. Второй тип представляют керамич. прямоугольные блюда с угловыми ручками-ушками. Федоровские поселения известны в Сев. и Центр. Казахстане. В середине 1970-х гг. Г. Б. Зданович после раскопок поселения Бишкуль 4 в Сев. Казахстане сделал предположение, что найденная при раскопках оригинальная посуда должна называться бишкульской или поселенч. федоровской. Т. о., впервые было заявлено о том, что у федоровцев существовало разделение керамики напоселенч. и погребальную. Форма и орнаментация бишкульской керамики продолжают традиции алакульского гончарства. Федоровское население, занимавшее терр. совр. Казахстана, хоронило умерших как по способу кремации, так и по способу ингумации, как и алакульское; посуда федоровского населения Казахстана и Южного Урала в целом сходна. Федоровское население Центр. Казахстана находилось в непосредств. контакте с раннеземледельч. культурами Ср. Азии. Федоровские поселения в Центр. Казахстане (Павловка и др.) представлены как наземными, так и полуземляночными строениями, располож., как правило, в линию вдоль берега реки. Т. С. Малютина усматривает в архитектуре федоровских поселений Казахстана синташтинские (см. Синташинская культура), петровские (см. Петровская культура) и алакульские черты. Вопрос о датировке Ф. к. в Южном Зауралье впервые был поставлен Сальниковым, считавшим (на основе наблюдений за стратиграфией поселения Кипель 1 в Зауралье), что Ф. к. в Южном Зауралье предшествует алакульской и должна датироваться 18—16 вв. до н. э. Позднее В. С. Стоколос оспорил это мнение и предположил, что алакульская культура древнее Ф. к., к-рая сформировалась в Казахстане и на Южном Урале, ее носители появились в 13—12 вв. до н. э. Совр. датировка Ф. к.— ок. сер. 2 тыс. до н. э. На рубеже 1950—60-х гг., после исслед. могильника Герасимовка в Оренбуржье, где в одной из могил были найдены алакульские и федоровские сосуды, Э. А. Федорова-Давыдова выдвинула гипотезу о синхронном развитии этих культур. Эта точка зрения была развита Т. М. Потемкиной и Е. Е. Кузьминой, к-рые указывают также на различное происхождение алакульской и Ф. к. В последние годы появилась гипотеза О. Н. Коронковой (Екатеринбург) о том, что в федоровских погребениях были захоронены представители выделившейся прослойки андроновской знати. Вероятными районами формирования Ф. к. одни археологи называют степи Казахстана, др.— юж. часть таежно-лесной зоны Западной Сибири или горно-лесной Урал. Согласно концепции Здановича, федоровцы — прямые потомки алакульских племен. Большинство исслед. сходятся в том, что Ф. к. оказала, в частности, большое влияние на формирование юж.-лесной черкаскульской культуры Южного Зауралья, а в Юж. Сибири является пришлой.