Государственный совет


Государственный совет (1906—17), высшее законосовещат. учреждение Российской Империи. Был образован в 1810 в соответствии с планом гос. преобразований М. М. Сперанского. Первонач. в Г. с. было 35 чл., в 1890 — 60; назначались они императором из высших сановников. Министры являлись чл. Г. с. по должности. Законодат. инициативой Г. с. не обладал. В 1812—65 предс. Г. с. являлся одноврем. и предс. К-та министров. С созданием Государственной думы (1906) Г. с. стал верх. палатой парламента; был наделен правом законодат. органа и правом законодат. инициативы (за исключением вопросов, касавшихся изменения осн. гос. законов). В Г. с. поступали на одобрение законопроекты, рассмотр. в Гос. думе (если законопроект первонач. обсуждался в Г. с., он поступал на рассмотрение в Гос. думу). В случае расхождения мнений между 2 палатами м. б. созданы согласит. комиссии из равного числа деп. обеих палат. Законопроекты, не принятые любой из палат, считались отклоненными. Дума и Г. с. были равноправны; при этом Гос. дума чаще брала на себя законодат. инициативу, Г. с. занимался преим. детальной проработкой законопроектов. Леворадикальные полит. силы подвергали Г. с. резкой критике за консерватизм. В либеральной среде роль Г. с. оценивалась преим. положительно. Юрист и социолог М. М. Ковалевский, объясняя сдерживающую роль Г. с., утверждал, что при «сильной власти» в России должна быть и «твердая политика». В сов. историографии деят-сть Г. с. оценивалась преим. критически; его характеризовали как «реакционное учреждение», «законодательную пробку», «кладбище реформ» и т. д. В постсов. исслед. преобладает неоднозначная оценка: выявляются отрицат. и положит. стороны в деят-сти Г. с. как органа, призванного сдерживать «незрелые» решения ниж. палаты. Состав, структура и компетенция реформир. Г. с. были определены 2 законодат. актами: «О переустройстве учреждений Государственного совета» (20 февр. 1906), «Учреждение Государственного совета» (23 апр. 1906). Половина состава Г. с., как и прежде, назначалась императором, половина стала выборной от населения. Введение в высшую палату выборных элементов должно было повысить ее авторитет, символизировать связь с об-вом. Выборы осуществлялись по сословно-корпоративной и высокоцензовой системе, к-рая давала преимущества крупным собственникам. Из 98 выборных чл. Г. с. 18 избирались губерн. дворянскими об-вами, 34 — губерн. земскими собр., 22 — от губерний, где не было земств, 6 — от правосл. духовенства, 6 — от Императорской Академии рос. ун-тов, 12 — отторг.-пром. буржуазии. Из нац. районов отд. представительство имела только Финляндия. Чл. Г. с. избирались на 9 лет, но каждые 3 года 1/3 состава обновлялась. Предс. и вице-предс. Г. с. назначались царем. Числ. Г. с. составляла 196 чел. За день сессии чл. Г. с. получал 25 руб. Структура Г. с. включала общее собр., 2 номерных департ., 2 присутствия, гос. канцелярию, комиссии (законодат. предположений, бюджетную и др.) и особые совещания, к-рые Г. с. мог учреждать по ходу работы. Предс. и чл. департ. ежегодно назначал царь. Работа Г. с. носила закрытый характер. При слушаниях в департ. и особых присутствиях не допускались представители прессы и посторонние. По оценке Ковалевского, организационно Г. с. не уступал верхним палатам европ. стран, сенату США. По социальному составу реформир. Г. с. оказался преим. дворянским (к 1913 из 182 его чл. 153 были дворянами). Видную роль играли чиновники: 161 чл. Г. с. имел чин по воен. или гражд. службе. По вероисповеданию Г. с. был преим. правосл. (148 чл.); Финляндия, Прибалтика, нек-рые др. зап. терр. были представлены католиками и лютеранами (32). По уровню образования Г. с. заметно отличался от ниж. палаты: 149 его чл. (св. 50%) имели высшее образование, 20 — ученые степ. и звания (в их числе были ученые Д. И. Баглай, В. И. Вернадский, Ковалевский, А. А. Шахматов и др.). Вместо парт. фракций в Г. с. существовали группы с определ. полит. ориентацией. Самой многочисл. была группа правых, объединявшая в осн. землевладельцев; лидером ее был М. Г. Акимов. Пополнение числ. прав. группы было постоянной заботой верх. власти и достигалось в осн. за счет назначений. Пост предс. Г. с. занимали: Д. М. Сольский (авг. 1905 — май 1906), Э. В. Фриш (май 1906 — март 1907), Акимов (апр. 1907 — 1914), И. Я. Голубев (июнь 1914 — дек. 1915), А. Н. Куломзин (дек. 1915 — июнь 1916), И. Г. Щегловитов (июнь 1916 — янв. 1917). От Южного Урала в состав прав. группы входили: деп. от землевладельцев Оренбургской губернии Л. И. Шотт (1906—09; выбыл из состава Г. с. по болезни в нояб. 1907) и И. А. Ростовцев (нояб. 1907 — 1909); чл. по назначению губерн. предводитель дворянства В. Н. Охотников (1912—15) и дворянин А. Н. Деревицкий (с 1 февр. 1917; д-р греч. словесности, попечитель Оренб. уч. округа). Второй по числ. (ок. 50% состава Г. с.) была группа центра, в к-рой преобладали выборные деп., в осн. представители торг.-пром. кругов и крупного поместного дворянства. Центр уступал правым по степ. организационного единства. В результате внутр. разногласий группа центра разделилась на относительно самостоят. группы: торг.-пром., польское «коло», нейгардовцев и осн. центр. Прав. крыло центра — нейдгардовцы (20 чел.), отличавшиеся большей сплоченностью,— было гл. опорой П. А. Столыпина в проведении внутриполит. курса. В состав группы центра входили южноурал. деп.: горный инж. А. А. Зеленцов (1909—12; деп. от Уфим. земства, входил в прав. крыло центра); бывший земский нач. Н. Д. Кудрявцев [1909—12; деп. от землевладельцев Оренб. губ.; владелец 1749 дес земли в Оренб. губ., непременный чл. Оренб. отделения банка, уполномоченный оренб. дворянства на съездах объедин. дворянства (1910—14), чл. 3 комиссий Постоянного совета (1913)]; землевладелец Г. Ф. Шмурло (1915—17; деп. от Оренб. губерн. земства). Лев. группа была немногочисл. (в разное время не более 18 чел.), но активной. Ее составляли в осн. чл. кадетской партии; ядро — академич. группа (ученые и преподаватели), занимавшая прогрессивные позиции. Наибольшую активность проявляли Баглай, Вернадский, Д. Д. Гримм, А. С. Лаппо-Данилевский и др. В состав лев. группы входили также представители нек-рых (левых по полит. ориентации) земств. Из южноуральцев примыкали к лев. группе деп. от Уфим. земства В. А. Кугушев (1906—09) и А. П. Толстой (1912—17), придерживавшиеся позиций прогрессизма. Осн. методом деят-сти этой группы было высказывание особого мнения практически по всем рассматривавшимся вопросам (из-за малочисленности группы ее мнение часто игнорировалось). Более заметной была деят-сть левых в комиссиях Г. с. Так, Толстой был чл. особых комиссий для обсуждения законопроектов о преобразованиях в системе взимания окладных сборов, связ. с реформами Столыпина (отменой круговой поруки в общине), в сан. охране курортов и др. Небольшая часть деп. (в 1910 ок. 12 чел.) составляла группу беспарт. чл. Г. с., к-рая не оказывала существ. влияния на работу Г. с. Деление Г. с. на группы свидетельствовало не только о существовании «охранительных» тенденций, но и о втягивании его чл. в полит. борьбу. Большинство чл. Г. с. отстаивало идею необходимости гос. обновления, налаживания делового контакта с ниж. палатой (поддержка Г. с. законопроекта об ассигновании средств голодающим, 1906). Группа центра доминировала на 1-й и 2-й сессиях (1906—07), благодаря чему был поддержан проект Столыпинской агр. реформы. С 1907 в деят-сти Г. с. усилилось консервативное начало. С началом 1-й мир. войны был прерван обычный ритм работы Г. с.; стало более тесным взаимодействие Г. с. и Гос. думы. Г. с. было принято 149 законопроектов в ред. ниж. палаты (отклонено 5). В значит.степ. это было связано с изменением состава Г. с. В кон. 1916 прав. группе (87 чел.) противостояли численно выросшие группы центра и левых (99). В 1915 часть чл. Г. с. выступила сторонниками создания прогрессивного блока, оформившегося в результате соглашения думского большинства. В его состав вошли 89 чл. Г. с. (из групп левых, центра и беспарт.); в их числе были и южноурал. деп. (группы центра и левых). Практич. шаги прогрессивного не укладывались в рамки выдвинутой им программы спасения монархии и страны от рев-ции, в условиях углублявшегося полит. кризиса стали дополнит. дестабилизирующим фактором. После Февр. 1917 Г. с. не собирался; 5 мая все чл. по назначению были «оставлены за штатом», 6 окт. были признаны утратившими силу полномочия чл. по выборам. СНК объявил об упразднении Г. с. и звания его чл. 14 дек. 1917. Из бывших чл. Г. с., переживших годы рев-ции и Гражданской войны, большинство оказалось в эмиграции, в осн. в Зап. Европе.