Иудаизм


Иудаизм, одна из древнейших монотеистич. религий, возникшая на рубеже 2—1 тыс. до н. э. в этнокульт. среде семитских (еврейских) племен; система религ., морально-этич., филос., правовых идей и представлений, догматов и предписаний, эталонов поведения верующего, формировавшая в теч. 3 тысячелетий менталитет и образ жизни еврейского народа (см. Евреи). Этимологически понятие И. (на иврите «яаадут») происходит от назв. племени — «колено» Иуды («льва»), считавшегося по библейской традиции самым многочисл. среди др. еврейских племен — 12 колен израилевых. Источники вероучения: Тора (Учение) — Пятикнижие Моисея, 5 в. до н. а.; Танах (Свящ. Писание) — свод книг, включающих кроме Торы книги религ.-полит. содержания (Нэвиим — Пророки), а также Кэтувим (Писание) — свод книг разнообразных жанров, 3—2 вв. до н. э.; Талмуд — свод религ.-догматич. предписаний и норм, 4 в. до н. э.— 5 в. н. э. По мнению светских религиоведов, структура И. включает не менее 7 осн. элементов: учение о едином Боге (Яхве, Иегова) как творце Вселенной; Свящ. Писание; свод религ. законов; порядок отправления религ. ритуала; система религ. ин-тов; кодекс морально-нравств. норм; учение о богоизбранности евреев, их мессианском предназначении. Сторонники И. чтут праздники (моэд): Шаббат (суббота) — время отдыха и запрета на любую деят-сть; Рош Ашана — еврейский Новый год; Песах (Пасха) — праздник начала весны и исхода евреев из египетского плена; Шавуот — праздник в честь получения Моисеем Торы от Яхве на 50-й день после Песаха; Суккот — праздник, посв. сбору урожая, символ религ. и нац. единства евреев; Ханукка — праздник зажигания свечей в честь освобождения Иерусалимского храма после нар. восстания под предводительством Маккавеев (2 в. до н. э.); Пурим — праздник спасения евреев от полн. уничтожения во время вавилонского пленения (7—6 вв. до н. э.); Симхат (Тора) — праздник, завершающий годичный цикл чтения Торы в синагоге; и др. Традиционными стали обряды инициаций — обрезание мальчиков на 8-й день после рожд.; вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Во 2-й пол. 18 в. иудеи разделились на 2 течения: раввины («рав» — великий) — авторитетные толкователи Письм. и Устного Закона, и хасиды («благочестивые») — последователи «цадиков» («святых»). Выделяют и традиционалистское направление (караимы), отвергающее ин-т раввината и Талмуд. Большинство верующих сосредоточено в Израиле и США. В России И. существует ок. 1 тыс. лет, со времен Киевской Руси, характеризуется сложностью и драматизмом своего ист. развития. На территории Российской Империи (до 1917) И. имел свои местные особенности среди грузин, среднеазиатских евреев. На Южном Урале и на территории нынешней Чел. обл. И. получил распространение в 19 в. Иудеями были отставные солдаты и унтер-офицеры, врачи, ремесленники, торговцы еврейской национальности, селившиеся в наиб. крупных городах — торг. центрах Южного Урала и Зауралья — Чел., Троицке, Верхнеуральске, Кургане и др. Религ. общины сформировались в осн. к кон. 19 — нач. 20 вв. В Чел. неск. раньше — к кон. 1860-х гг. В 1894 в Чел. насчитывалось 104 чел. иудейского вероисповедания, в 1901 — 686. В кон. 1860-х гг. было приобретено первое здание для еврейского молитв. дома. Одна из первых Южноурал. синагог (дерев, здание) была построена на сев. окраине Чел. в 1880-х гг. Позднее (по разным данным, в 1903 или 1905) было возведено каменное здание синагоги. Под него был выделен участок земли, принадлежавший купцу С. И. Брену. Стр-во велось на средства еврейской общины города. Значит. ден. взнос сделал врач Н. М. Шефтель. Синагога являлась центром духовной жизни еврейской общины. Духовными лидерами иудейской общины в эти годы были духовный раввин ребе Бер Хейн, казенный А. Яцовский, шойхет (резник) Х. Аурбах. После смерти Хейна и Яцовского раввином стал М. Б. Волосов (1915), выпускник иешивы (еврейского религ. уч-ща). В годы рев. потрясений и Гражданской войны религ. деят-сть общин не прекращалась, несмотря на реальную опасность еврейских погромов, учиняемых черносотенцами-монархистами, шовинистами и ультранационалистами. В янв. 1918 в синагоге прошли выборы представителей еврейской общины на Всерос. еврейский съезд. Работали библиотека-читальня, муз.-драм. кружок. После освобождения Южного Урала от колчаковцев культовые здания иудеев были национализированы и переданы в пользование верующим на основе типовых договоров. В 1921 был закрыт хедер (школа для мальчиков) при синагоге, изъяты культовые предметы из серебра. Однако в 1920-е гг. иудейские общины действовали еще достаточно свободно при толерантном отношении местных властей. Религ. деят-стью общин руководили советы, предс. к-рых в 1920-е гг. были Я. С. Курчевский (Челябинск, община «Ваада»), М. З. Стреблосерд (Троицк). В кон. 1920-х гг. общины оказались в трудном положении из-за реализации местными органами власти сталинского лозунга «Борьба с религией — борьба за социализм». В июне 1928 на заседании президиума Чел. окружного исполкома было принято решение о расторжении договора об аренде здания синагоги под предлогом халатного отношения рук-ва общины к системе парового отопления. К 1930 синагога была закрыта и передана под клуб молодежи Челябтракторостроя; в 1933—37 здесь размещался концертный зал филармонии; до 1992 здание использовалось для производств. нужд ортопедич. предпр. Длит. время верующие были лишены возможности посещать синагогу, но духовная жизнь не прекращалась, приобретя полулегальные черты: верующие встречались по субботам и в дни религ. праздников на частных квартирах. В 1943 молитв. собр. проходили в отд. комнате частного дома, с 1946 — в небольшом аренд. доме. Благодаря начавшемуся в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. процессу нормализации гос.-конфессион. отношений И. получил дополнит. импульс развития на Южном Урале. Иудейские общины сформировались в Магнитогорске, Миассе, Озерске, Златоусте и др. городах области. Зарегистрир. в нояб. 1999 (предс. Г. М. Рубин) магнитогорская община числ. ок. 150 чел. к кон. 2003 увеличилась до 700 чел. На 11 янв. 2001 в области было зарегистрировано 10 иудейских религ. орг-ций. Нек-рые иудейские общины действуют в статусе религ. группы (напр., озерская). Первая служба в Чел. синагоге после долгого перерыва прошла в нояб. 1991. В 1992 здание чел. синагоги было возвращено верующим. В окт. 2000, после длит. ремонта и реставрации, синагога была торжественно открыта в присутствии гл. раввинов России — Б. Лазара (Федерация еврейских общин России — ФЕОР) и А. С. Шаевича (Конгресс еврейских религ. общин и орг-ций России — КЕРООР), губ. Чел. обл. П. И. Сумина, главы Чел. В. М. Тарасова. По состоянию на 1 янв. 2004 в Челябинской обл. действовали иудейские общины в осн. 2 направлений: хасидские («благочестивые») и реформир. («прогрессивные»). Хасидские общины, религ.-традиционные, мистич., ориентир. на скорый приход мошиаха — мессии (руководящий центр — ФЕОР), действуют в Чел. (предс. А. И. Жук, раввин М. Кирш), Магнитогорске, Озерске, Златоусте (Е. П. Горбунов), Кыштыме, Миассе (И. А. Герштейн), Чебаркуле (Б. Е. Гословский), Коркино (С. А. Нухимзан), Троицке (3. Г. Шлейфер). К хасидским общинам относится «Нудим», объединяющая не менее 1 тыс. верующих в Чел. и не менее 2 тыс. по области. Реформир. общины ориентированы на адаптацию религ. традиций к совр. социальным условиям, смягчение жестких религ. требований. Одна из таких общин, «Хава Нагила», действует в обл. центре с 1992 (предс. Е. И. Добин). В настоящее время иудейские общины ведут системную и разнообразную культ.-просветит. и благотворит. деят-сть: с 2001 издается местная газ. «Мошиах тайме» (тираж до 1 тыс. экз.), распространяются ж. «Лехаим», газ. «Еврейское слово»; при чел. синагоге открыта еврейская б-ка, 2 раза в неделю проводятся беседы о Торе; действуют негос. общеобразоват. и воскресная школы и детский сад, клубы по интересам для молодежи и для женщин, летний и зимний детские лагеря. Регулярно оказывается гуманитарная помощь нуждающимся, организована бесплатная выдача обедов, хлеба. Традиционными стали публичные торжеств. встречи крупных иудейских праздников. Представитель еврейской общины Чел. участвует в работе гор. координационного совета по взаимодействию с религ. объединениями при главе г. Чел.; иудейские духовные лидеры поддерживают постоянные контакты с обл. органами гос. власти, органами местного самоуправления. Иудейские организации последовательно соблюдают федеральное законодательство и закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».