Социально-Экономическая политика антибольшевистских сил на Южном Урал


Социально-экономическая политика антибольшевистских сил на Южном Урал (июнь 1918 — авг. 1919), деятельность Временного Сибирского правительства, К-та чл. Учредит. собр. (Комуч), Войскового прав-ва Оренбургского казачьего войска, Башкирского правительства и Рос. прав-ва адм. А. В. Колчака в области регулирования социальных и экон. отношений в период Гражданской войны. Основой социально-экон. политики антибольшевист. прав-в являлось стремление к либерализации экон. отношений, ликвидации сов. нововведений, сохранению роли гос. органов во внутр. политике. Вопросы прод. снабжения, возвращения прежним собственникам движимого и недвижимого имущества, разрешение земельных споров передавались обратно в компетенцию органов гор., земского, каз. самоуправления. Полномочное представительство власти осуществлялось через ин-т комиссаров (см.: Уездный комиссар; Челябинский окружной комиссар), в ведение к-рых передавались адм.-территориальные округа Врем. Сиб., затем Омского прав-в (см. Челябинский округ). Юрид. базой социально-экон. курса явилось законодательство Врем. прав-ва (1917), скорректир. с учетом полит. условий Гражданской войны (нек-рое время сохраняли юрид. силу и отд. пост. Советской власти). В финанс. сфере, наряду с выпуском собств. ден. знаков, антибольшевист. учреждения предпринимали усилия и по унификации ден. единиц (Колчак), велась подготовка к обмену «керенок»; возобновился сбор земских и гос. налогов и акцизов. Был взят курс на постепенную отмену прод. монополии и переход к свободной торговле осн. продуктами и товарами, восстанавливались частноторг. и кооп. структуры. Предпринимались шаги по денационализации пром. предпр.; вместе с тем сохранялись 8-ч рабочий день и введ. при Советской власти тарифы на оплату труда; деят-сть профсоюзов была ограничена разрешением исключительно экон. вопросов и поставлена под контроль адм. и воен. властей. В агр. политике все антибольшевист. режимы исходили из признания фактически сложившегося крест. землепользования (см. Землевладение и землепользование); провозглаш. Колчаком курс на реформирование агр. отношений предполагал укрепление мелкой крест. собственности на основе постепенного выкупа крестьянами захвач. частновладельч. земель, сохранение каз. и башк. землевладений (см. Башкирское движение 1917— 19). Значит. внимание уделялось сохранению и развитию системы нар. образования: при поддержке органов власти открывались новые учебные заведения, в т. ч. гор. и сел. школы, ср. учебные заведения, народные университеты, а также военно-учебные заведения. Вместе с тем в воен. условиях материальные возможности ограничивали реализацию мн. направлений социально-экон. политики, к-рая, по определению Колчака, оставалась «политикой печатного станка». Социально-экон. обстановка дестабилизировалась массовыми мобилизациями населения, реквизициями лошадей и продовольствия для арм. нужд. В условиях дефицита товаров происходил рост цен на осн. продукты и предметы потребления, получила распространение спекуляция; в 1919 властью Колчака были объявлены труд. мобилизация гор. населения и перевод ремесленников (кустарей) на выпуск воен. снаряжения и амуниции.