Сабантуй


Сабантуй, ежегодный праздник башкир и татар. Посв. началу земледельч. работ; проводится во 2-й половине мая — начале июня. Назв. произошло от тюрк. «сабан» (плуг) и «туй» (праздник, свадьба). Наиболее ранние сведения о С. содержатся в трудах ученых И. И. Георги и И. И. Лепёхина. С. берет начало в календарных земледельч. обрядах. Накануне праздника проводилось «задабривание матери-земли»: каргатуй (праздник грача), тары боткасы (приготовление каши на пашне). После торжеств. моления совершалось засевание первой борозды (символизировало оплодотворение земли). Устанавливали высокий гладкий столб (символизирующий стебель растения), вершину к-рого украшали расшитыми полотенцами, платками, вешали сапожки (ичиги), привязывали живого петуха. Проводились различные спорт. соревнования, игры, нар. гулянья. Осн. зрелищными меропр. были: бэйге (конные скачки вокруг холма, имитирующие движение солнца), куреш (над. борьба) и лазание по столбу (см. Спортивные традиции тюркских народов). Абс. победитель в борьбе, получив гл. приз — барана, уносил его на поднятых руках, демонстрируя свою силу. Популярными были веселые состязания: «бои» на коновязи-буме с солом. мешками, разбивание горшков с завяз. глазами, бег с полн. ведрами на коромысле, бег в мешках; ходьба над рекой или озером по бревну, один конец к-рого был укреплен; и др. Одежду победителей, сбруи коней, гармони украшали расшитыми полотенцами, платками и др. (особо ценилось рукоделие молодых женщин, вышедших замуж после предыдущего С.). Ныне значение обрядовых действий С. утрачено, в качестве призов вручаются часы, самовары, телевизоры, автомобили и т. п. С. стал интер. праздником; проводится в Киеве, Москве, С.-Петербурге, селах и городах Поволжья, Урала, Сибири; отмечается тат. диаспорами в Финляндии, Польше, Прибалтике и Канаде. В Челябинской обл. в районах проживания татар и башкир С. праздновался до сер. 1930-х гг. и после окончания Великой Отечественной войны; с 1990-х гг. стал носить массовый характер. Отмечается в гг. Верхней Уфалей, Еманжелинск, Златоуст. Куса, Магнитогорск, Миасс, Нязепетровск, Трехгорный, Чел.; в райцентрах Ашин., Аргаяш., Кизил., Кунашак., Соснов., Уйского, Чебаркул. и др. р-нов; в сс. Дербишева, Кулуева, Метелева, Яраткулова (Аргаяшский район); Новобурино, Усть-Багаряк, Халитова (Кунашакский район) и др. Организаторы — администрации населенных пунктов, местные башк. и тат. культ. центры (см. Национально-культурные центры), гор. и районные курултаи башкир. Сроки проведения С. в Челябинской обл. с 1995 устанавливаются главами городов и районов. Проводятся детские С.: в Чел. (организатор — жен. общест. орг-ция «Фатиха»), пос. Трубном Соснов. района (педагог Р. Ф. Бикбулатова). В Аргаяш. и Кунашак. р-нах на С. присутствуют: правительств. делегация Республики Башкортостан, офиц. делегации Салаватского и Учалинского р-нов, г. Сибай; выступают башк. артисты и спортсмены. В Магнитогорск приезжают делегации Абзелиловского, Баймакского р-нов и г. Стерлитамак Республики Башкортостан, Кизильского района Чел. обл.; здесь побывали представители Всемирного курултая башкир и Всемирного конгресса татар, Республики Татарстан. Организаторами праздника в Магнитогорске являются Башк. торгово-пром. союз, ММК и др. предпр. и организации. ММК — один из участников и организаторов С. в Абзелиловском р-не, на территории к-рого расположены осн. социальные объекты комбината. Обл. С. завершается в Чел., где с 1950 он традиционно проходит в ЦПКиО им. Ю. Гагарина и парке культуры Металлург.района. Проводятся состязания: бэйге (скачки), стрельба из лука на скаку, нац. борьба, «догони девушку» и др.; выступают профес. и самодеят. артисты, организуются выставки работ нар. мастеров. В обл. С. принимают участие до 100 тыс. чел.— жит. Чел., Курганской обл., республик Башкортостан и Татарстан. Выступают профес. и самодеят. артисты из Республики Башкортостан, в т. ч. филармонич. коллективы из Сибая, Учалов, Стерлитамака, Уфы. Республику Татарстан в 2004 и 2005 представляли артисты из Кук-э морского и Бавлинского р-нов. Мн. из крупных сел. предпр., общест. орг-ций представляют свои юрты (тирмэ), где гостям предлагают блюда нац. кухни. Чемпионами и призерами С. в конных состязаниях становились: работники плем. конного завода «Дубровский» Красноарм. района (рук. Т. Г. Хаиров), СХПП «Исток» Уйского района (Р. Н. Сиражетдинов), СХПП «Остроленский» Нагайбакского района (И. С. Юськин), центра социальной помощи «Тополек» Варн. района (Г. С. Завалищин), СХПП «Красный Октябрь» Верхнеурал. района (И. А. Ахметгалиев), СХПП «Элита» Аргаяшского района (Ф. И. Закиров), СХПП «Акбашевский» Аргаяшского района (рук. Н. С. Зарипов). В теч. 25 лет гл. судьей спорт. соревнований был И. Махмутов (Челябинск), последние 15 лет — Х. М. Юсупов (15 раз занимал 1-е места в борьбе «куреш»). За 1-е места обычно борются только мастера спорта по нац. борьбе, самбо, дзюдо, греко-римской борьбе и др. видам единоборств. В числе многократных призеров обл. С. мастер спорта по самбо, постоянный чл. судейской коллегии Р. Рахимов, И. Уль-э маскулов (дер. Н. Соболева Аргаяшского района); мастер спорта Р. Нуриев, Р. Зарипов, С. Юма-э гулин (Кунашак); А. Халиуллин (с. Миасское Красноармейского района), Ф. Губайдуллин (с. Халитово), М. Сабитов (Магнитогорск). Восемнадцать раз становился победителем мастер спорта Р. Масаметов (Курганская обл.). Традиции нац. борьбы продолжают: многократный победитель соревнований А. Махмутов (ученик И. Махмутова), воспитанники Юсупова — Р. Масаметов, С. Мингазов, бр. Ульмаскуловы (Челябинск); бр. Сулеймановы (дер. Дербишева Аргаяшского района), М. Салихов (с. Муслюмово Кунашакского района), М. Сабитов (Республика Башкортостан), А. Хажеев (Кунашак), С. Чевычалов (Челябинск), многократный чемпион России Э. Х. Нигматуллин (Челябинск). Постоянные участники культ. программы — лучшие районные самодеят. коллективы: анс. песни и танца «Айгуль» Дворца культуры и техники «Мечел» (с 1959); народный коллектив художеств. самодеятельности при ДК ЧТЗ (рук. Г. Ш. Салимов; 1950—80-е гг.), народный коллективы «Миляш» из Кунашака (Р. Ш. Байрамова), «Чулпан» из с. Муслюмова (Ф. К. Галимова), «Кулуевские напевы» из с. Кулуева (3. К. Хайруллина), «Гузель» (Н. З. Хабибуллина, ЧГАКИ) и др. Более 40 лет ведущим праздника избирался Ш. А. Гайнуллин.