Саки


Саки, ираноязычные племена (преим. кочевые) раннего жел. века. Термин «С.» в древнеперсидских, кит. хрониках, индийских и др. источниках применялся для обозначения различных кочевых племен Евразии (в античных источниках С., как правило, соответствуют скифам). В древнеперсидских текстах фигурировал как общее назв. племен, позднее раздел. на 3 группы: С.-хаумаварга (у античных авторов — амюргии); С.-тиграхауда («с остроконечными шапками»); С., «которые за морем» (вероятно, скифы Цричерноморья). В совр. научной литературе назв. «С.» применяется для обозначения древних племен сев. и вост. районов Ср. Азии, Казахстана, Вост. Туркестана, в отличие от родств. им массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Сев. Причерноморья. В кон. 6 — нач. 5 вв. до н. э. часть С. была покорена персидскими царями Киром II и Дарием I из династии Ахеменидов. С. платили подати и поставляли воинов. В рядах персидской армии, составляя осн. массу кавалерии, участвовали в греко-персидских войнах и несли гарнизонную службу в различных областях гос-ва Ахеменидов (в частности, в Египте). Александр Македонский, позднее Селевкиды вели воен. действия против С., угрожая их владениям в Ср. Азии. Около сер. 3 в. до н. э. группа сакских племен вторглась в пределы Парфии и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства. В кон. 2 — 1-й пол. 1 вв. до н. э. С. проникли в Сев. Индию. На территории Ср. Азии, Афганистана, Пакистана и Сев. Индии в первые века н. э. были ассимилированы местными народами и пришлыми кочевыми племенами. Осн. занятием С. было кочевое скотоводство, отд. группы переходили к оседлости. Уже в раннее время в среде С. сложилось имуществ. неравенство. Памятники культуры С.— погребальные курганы — обнаружены в Казахстане, Киргизии, Таджикистане. В Юж. Зауралье с С. могут быть связаны памятники бобровского этапа, в т. ч. курган 4 Бобровского могильника, курганы 1, 2, 4 Варненской группы (см. Варненские курганы), погребение 2 кургана 1 могильника Николаевка-2, погребение 3 кургана 2 могильника Иртяш 14, курганы у пос. Черноборского. Курганы заурал. С. возводились из камня и земли. Из камня сооружались кам. панцирь, к-рым нередко покрывалась земляная насыпь, а также кольцевые вымостки или ограды. Погребения совершались в простых грунтовых ямах или ямах с подбоем вдоль длинной стенки. Умерших укладывали на подстилку на спину вместе с инвентарем и жертв. пищей, головой в различных направлениях (от сев. до юго-зап.). Вместе с мужчиной в могилу помещалось оружие (кинжал, чекан, стрелы с бронз. наконечниками), пояса с бронз. или жел. обоймами; с женщиной — предметы культа (кам. жертвенники-алтарики, зеркала, бронз. колесики) и украшения (накосники, гребни, височные кольца). В 7 в. до н. э. кочевые племена Южного Зауралья, сев. границей терр. к-рых являлась р. Миасс, поддерживали постоянные контакты с племенами лесостепи, прежде всего с носителями иткульекой культуры. В кон. 6 — нач. 5 вв. до н. э. часть сакского населения Зауралья продвинулась в лесостепь, где впоследствии приняла участие в формировании гороховской культуры. С кон. 6 в. до н. э. в недрах сако-массагетского кочевого мира Южного Урала формировалась прохоровская культура, носителей к-рой большинство исслед. определяет как ранних сарматов.