Скифские каменные изваяния


Скифские каменные изваяния, археол. находки. Иск-во монумент. скульптуры было распространено у скифов. Исслед. культуры древних кочевников Южного Урала и Зап. Казахстана найдено значит. кол-во антропоморфных изваяний, являвшихся важнейшим элементом культуры древних и ср.-век. кочевников Евразии и позволяющих с большой степ. достоверности осуществлять этнокульт. атрибуцию как их самих, так и связ. с ними комплексов. Анализ этих памятников позволяет в ряде случаев реконструировать палеоэтнографич. особенности культуры их создателей. Кам. изваяния 6—4 вв. до н. э., обнаруж. на Южном Урале, имеют аналоги на Украине и Сев. Кавказе, что позволило сделать вывод об участии скифского населения Вост. Европы в генезисе прохоровской культуры (см. Прохоровский этап). Из всех найденных (в т. ч. С. Г. Боталовым, С. Ю. Гуцаловым, А. Д. Таировым) на Южном Урале кам. изваяний и стел скифского времени наиб. древним является изваяние, обнаруж. в кургане у с. Варна (1999). Оно имеет многочисл. аналоги, в частности близкие по морфологии, иконографии и предметному репертуару скульптурам воинов из Куцеволовки, Мамай-горы, Славянки, Александровского, Манычской и из др. памятников Сев. Кавказа и Украины раннескифской поры (7—5 вв. до н. э.). Спектр аналогий позволяет отнести изваяние из варненского кургана к 6 в. до н. э., самое позднее — рубежу 6—5 вв. Находка скифского кам. изваяния Елантау свидетельствует об участии кочевников — носителей культуры скифского облика причерноморских степей — в формировании прохоровской культуры Южного Урала и Зап. Казахстана. Из скифских кам. изваяний, широко распростран. на Южном Урале в 5—4 вв. до н. э., в степной части региона известно ок. 15, причем преобладают т. н. силуэтные изваяния. Изваяния же статуарного типа имеют тенденцию к схематизации. По назначению они разделяются на 2 группы: изваяния 1-й группы устанавливались на вершинах курганов, выражали идею связи с предком-родоначальником, выполняли функцию родового знака; 2-й — связывались со спец. культовыми местами, были составной частью жертв. комплексов (святилищ). В южноурал. степях с кон. 4 в. до н. э., по-видимому, прекратилась традиция изготовления и установки кам. антропоморфных монументов в курганных могильниках. Прослеживается преемственность между кам. изваяниями Южного Урала и Устюрта, где они датированы кон. 5 в. до н. э. (Байте 1, Байте 2 и др.), в морфологич. признаках, традиции изготовления с подчеркиванием сквозных просветов, в предметном репертуаре, характерном для прохоровской культуры кочевников Южного Урала. В кон. 5 — 4 вв. до н. э. на территории Устюрта и Мангышлака, вероятно, произошла миграция значит. части племен прохоровской культуры Южного Урала (см. также Кочевничество).