Сквозные бригады


Сквозные бригады, производств. коллективы, создававшиеся в сов. время рабочими разных смен, смежных профессий для выполнения единых производств. заданий, обеспечения последовательности и непрерывности в работе. Создание первых С. б. (в 1-й пятилетке) было вызвано необходимостью наладить ритмичную работу сложнейшего хоз. комплекса Урало-Кузбасса: бесперебойное обеспечение ММК кузнецким углем, а Кузнецкого комбината — урал. рудой (см. Социалистическое соревнование коллективов Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов). В опубл. в газ. «Челябинский рабочий» 17 марта 1931 обращении-обязательстве рабочих и специалистов Чел. ж.-д. узла сообщалось, что в этот день они отправляют первый тяжеловесный поезд до Магнитогорска по «сквозному ударному маршруту» и берут обязательства по ускорению перевозок и увеличению сроков работы подвижного состава без ремонта. Бригадам машинистов Сомова и Речкалова поручалось отчитаться перед рабочими Магнитостроя о выполнении чел. железнодорожниками взятых обязательств. Челябинцы вызвали своих коллег со ст. Троицк, Карталы и Магнитогорск на соревнование, предусматривавшее быстрейшее продвижение грузов, сокращение сроков ремонта паровозов, укрепление труд. дисциплины. Были созданы новые ударные бригады, заявившие о своем намерении «превратить Челябинский узел в ударное звено сквозной магистрали Урало-Кузбасского комбината». О ходе выполнения взаимных обязательств кузнецких угольщиков и магнитогорских рабочих в 1932—33 ежедневно информировала газ. «Магнитогорский рабочий». Это в конечном счете позволило добиться коренного улучшения обеспечения кузнецких домен высококачеств. магнитогорской рудой. На принципиально ином уровне, уже в 1970-х гг., в Челябинской обл. стали создаваться С. б. отличного качества. Инициатива распространения на южноурал. предпр. опыта Тираспольской швейной ф-ки принадлежала газ. «Комсомолец» (см. «Команда»), к-рая провела на своих страницах в апр. 1975 «уроки качества». В Челябинске были созданы первые 15 С. б. отличного качества. Почин поддержали магнитогорские обувщики (см. Магнитогорская обувная фабрика): они сформировали советы С. б., заключили договоры со смежниками — поставщиками мат-лов, реализаторами готовой продукции. В 1976 на предпр. области было создано еще 40 С. б. Активную работу в этом направлении провели коллективы Чел. обув. (см. «Юничел»), Миасской швейной ф-к (см. «Швейник»), чел. швейных ф-к «Одежда» и «Силуэт». Партнером обувщиков, звеном единой «сквозной цепочки качества» стал кож. завод. Тесную связь с предпр.-поставщиками наладили магазины Чел. горпромторга, чел. Торговый центр, универмаг «Огни Магнитки» и др. Чл. С. б. проводили встречи на предпр. и в торг. орг-циях, совместные выставки-продажи, ежеквартально подводили итоги соцсоревнования. После того как на Магнитогорской обув. ф-ке все потоки объединились в С. б. отличного качества, здесь начался эксперимент: одна из бригад была переведена на хозрасчет, для нее установлен фонд заработной платы. Новым этапом движения С. б. явилось создание в Челябинской обл. торг. центре фирм «Гарантия» и «Эталон». Их деят-стью руководили советы бригад, в к-рые вошли представители С. б. и рук. общест. орг-ций. Фирмы строили свои взаимоотношения со С. б. предпр.-поставщиков на принципе полн. доверия: при поступлении в торговлю готовой продукции контроль не осуществлялся, гарантировались высокие качество товаров и культура обслуживания. В кон. 1970-х гг. 127 коллективов предпр. легкой пром-сти области работали по договорам содружества с отделами и секциями Чел. торг. центра. В процессе распространения опыта С. б. чел. модель нашла науч. обоснование как новая организационно-технолог. форма, базирующаяся на взаимодействии низовых труд. коллективов (бригад) пром-сти и торговли, работающих по методу бригадного подряда на основе долгосрочных прямых межотраслевых связей. Развернулось соревнование С. б. под девизом «Качество — забота общая»; в ходе подготовки к 50-летнему юбилею ЧТЗ (1983) его поддержали бригады тракторостроителей, связ. между собой технолог. цепочкой. Под девизом «Не подводи смежника!» развернулось сквозное социалистическое соревнование, в к-ром участвовало 150 бригад и участков (6 тыс. работающих).