Собор в честь Святой Троицы


Собор в честь Святой Троицы (Троицк), правосл. храм. Памятник архитектуры федерального значения. Является ядром храмового комплекса, располож. на высоком левом берегу р. Уй, в ист. части Троицка. Собор построен в 1762 по проекту петерб. арх. Пьетро Антонио Трезини. Первое описание здания можно найти в книге П. И. Рычкова «Топография Оренбургская» (С.-Петербург, 1762). Это была кам. 1-престольная 5-купольная церковь без колокольни. В 1775 недалеко от нее построили теплую дерев. церковь с престолами: в ниж. этаже — в честь Успения Пресвятой Богородицы, в верх.— во имя Свт. Николая Чудотворца. В 1823 обветшавшую Успенскую церковь сломали, а престолы перенесли в собор. Летом 1842 здание пострадало при пожаре, после чего в 1843—65 было основательно перестроено: увеличен объем трапезной, возведена колокольня, по обе стороны от нее — притворы. Появились новые декоративные элементы: 3 портика перед юж., сев. и гл. входами. Алтарь увенчан малым барабаном с главкой, такие же появились над трапезной (с сев. и юж. сторон). С. стал 9-главым. В 1880—92 обновлены росписи, их выполнили масляными красками в академич. стиле. «Для устроения и благолепия собора», др. гор. церквей и учреждений мн. было сделано потомств. и почётный гражданином Троицка В. М. Пупышевым. Соборное духовенство принимало участие во всех важных событиях, происходивших в городе. Все создаваемые в Троицке церкви сначала приписывались к собору. К 1913 при соборе существовали 3 приходских уч-ща, 3 гор., 1 приходская школа. Наиболее известные священники, служившие в храме: Г. Т. Аманацкий (см. Аманацкие), С. Бирюков, А. Будрин, Ф. Галяховский, Иоанн (Ильин), В. А. Лавровский, М. Менстров, Д. Я. Озерецковский, В. Петропавловский, П. Сементовский, И. А. Тернов, Г. Троицкий: В 1918 в соборе, как и в др. храмах России, была произведена опись имущества, изъяты ценности; церк. здание муниципализировано под «молитвенный дом». В 1920-е гг. с образованием Чел. и Троицкой епархии собор получил статус кафедрального. В нач. 1930-х гг. он был закрыт, имущество утрачено; в здании размещался склад кожсырья, в алтарной части — стройконтора. В послевоенное время передан зоовет. техникуму: в храме размещалось общежитие, в алтаре — прачечная, в трапезной — спортзал, внизу — котельная. В 1974 собор вновь сильно пострадал от пожара, над центр. объемом остался один барабан без купола. В 1985 начато восстановление колокольни, барабанов с куполами, гл. и сев. порталов, ограды с воротами, домика причта. Внутри собор заново оштукатурен, окрашен; по сохранившимся фрагментам восстанавливаются росписи. В 1997 храм был возвращен верующим. 7 марта 1998 состоялось его освящение. С. имеет классич. трехчастную композицию: четверик собственно храма с развитой алтарной частью и значит. выступающей 3-гранной апсидой трапезной соединен с притвором, увенч. колокольней. Одноэтажное кирпичное здание оштукатурено; 2-светный объем храма завершен 5-главием. Мощные цилиндрич. барабаны увенчаны шлемовидными главами. Более крупный центр. барабан — световой — с полуциркульными окнами; барабаны боковых глав декорированы арочными нишами. Трапезная и притвор составляют единый прямоугольный в плане объем, пониж. по отношению к храму. Колокольня 3-ярусная [верх. ярус (звона) со срез. углами и высокими арочными проемами на каждой из 4 сторон], завершена 8-гранным барабаном с круглыми окнами и шлемовидной главой с высоким шпилем. Центры сев. и юж. фасадов храмовой части подчеркнуты порталами — 4-колонными тосканскими портиками под треугольными фронтонами. На зап. фасаде, где расположен гл. вход, такой же портик выполнен как 3-пролетная аркада. Окна С. высокие, без обрамлений, за исключением окон 2-го света в храме, располож. в арочных нишах с «замками». Аналогичные ниши с живописными иконами обрамляют зап. портал. Декоративное оформление сдержанное, подчеркивающее устремленность здания вверх; широкие плоские пилястры на фасадах, рустов. лопатки на углах и на смыкании трапезной и притвора, лопатки и декоративные фронтоны оформляют ярусы колокольни. По периметру — профилир. карниз. С., строившийся более века,— яркий пример церк. зодчества (см. Храмовая архитектура) в стилистике классицизма с элементами барокко в планировке. Является архит. доминантой ист. центра Троицка. В дек. 2000 в соборе были освящены приделы: юж.— во имя Царств. страстотерпцев; сев.— во имя прп. Серафима Саровского. В 2003 группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Мин-ва культуры РФ начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора.