Храмовая архитектура Челябинской области. Стр-во храмовых сооружений началось на Урале с первых лет существования крепостей, горнозаводских и сел. поселений. (См. Градостроительство и архитектура.) Церкви становились композиционными центрами, вокруг к-рых группировалась малоэтажная рядовая застройка. Выразит. силуэтный характер культовых зданий выделял их среди массовой жилой застройки: они становились высотными доминантами гор. среды. Характеристика мн. церк. сооружений Южного Урала затруднена в связи с их утратой, а также недостатком документ. сведений о ходе стр-ва, мастерах, производивших работы, авторах большинства построек 18—19 вв. Сооружение храмов велось по общепринятым правилам: подрядным способом на основе требований заказчика или по образцу, выбранному им же. Развитие храмового зодчества на Урале шло в русле общенац. правосл. традиций, носило провинциальный характер. Первонач. повсеместно строились дерев. храмы; церковь во имя Свт. Николая Чудотворца [Чел., 1737—39(40)]; церкви в честь Просветления Христа (Чебаркульская креп., 1742), в честь Святой Троицы (ст-ца Магнитная, 1747), во имя Св. апостолов Петра и Павла (Нязепетровск, 1747), в честь Трех Свт. моск. Петра, Алексия, Ионы (Каракульская креп., 1750). В 1751—52 воздвигнута дерев. церковь в с. Крутоярском, освящ. в честь Казанской иконы Божией Матери; в 1763 в с. Коелга (совр. Еткул. р-н) — во имя Св. Архистратига Божия Михаила; ок. 1765 в центре Златоуста — во имя Трех Свт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (по др. источникам — во имя Свт. Иоанна Златоуста); в 1778 в пос. Кусинский завод — во имя Свт. Николая Чудотворца; в 1782 появилась первая часовня в Миасском заводе и др. Часть из церквей уничтожена во время Крест. войны под предводительством Е. И. Пугачёва, др. разрушились от времени. О небогатом убранстве большинства первых церквей позволяет судить сохранившееся описание чел. храма во имя Свт. Николая Чудотворца: иконостас и Царские врата «гладкой работы с некоторою позолотой»; иконы в киотах и с окладами из меди (с серебрением и золочением) представляли наиб. популярных христианских святых и праздники; посередине храма — большое медное паникадило. Позже на смену скромным дерев. зданиям пришли кам., оштукатур.; затем стали возводиться краснокирпичные строения с использованием качеств. лицевого и профилир. мат-ла. Так, кам. 2-этажная 2-престольная церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (начало стр-ва в 1760; освящена в 1765) — одна из старейших кам. построек Кыштыма — почти 100 лет была гл. храмом Кыштымского горного округа. В 1760 была построена кам. церковь в честь Богоявления Господня в Еткуле. Когда станица разрослась, по решению схода казаков на месте старого храма возвели новый, белокам. (освящен в 1855). В 1785 заводовладельцем Л. И. Лугининым (см. Лугинины) в Сатке была построена 2-престольная церковь в честь Святой Троицы. В Чел. возвели кам. церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанско-Богородицкую; 1791—93; в районе совр. к/т им. А. С. Пушкина) и церковь в честь Святой Троицы (Троицкую; 1796—1829; в Заречье). В 1815 в Нязепетровске был освящен храм во имя Св. апостолов Петра и Павла. В 1828 в креп. Магнитной возведена новая кам. церковь во имя Св. Троицы. Обширное храмовое стр-во в горнозаводских районах выполнялось по заказам заводчиков И. Б. Твердышева (см. Твердьииевы), И. С. Мясникова (см. Мясниковы), Лугинина, А. Н. Демидова (см. Демидовы), А. Г. Белосельской-Белозерской (см. Белосельские-Белозерские), управляющего Верхне-Кыштымским железоделат. заводом Г. Ф. Зотова и др., а также их наследников. В частности, по заказу дочери Мясникова И. И. Бекетовой (см. Мясниковы) были возведены церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Миньяре (освящена в 1819) и церковь в честь Сретения Господня в пос. Илек (1820) — обе по проектам арх. Е. Г. Малютина. В 1799 (по др. данным, в 1820) была построена Усть-Катавская церковь в честь Рождества Христова; по мнению уфим. историка П. В. Егорова,— по одному проекту с церковью во имя Св. Архистратига Божия Михаила в пос. Архангельский завод (ныне с. Архангельское, Республика Башкортостан). Вероятно, автор проекта — архитектор, служивший у заводчицы Е. И. Козицкой (2-й дочери Мясникова). Вид и образ храмов урал. поселений, их масштаб в наибольшей степ. соответствовали строгим формам классицизма. Наиб. широко на Южном Урале представлены храмовые памятники в стиле высокого и позднего классицизма. Редкими примерами построек 18 в. (почти не сохранились), выполн. в стилистике раннего классицизма (переходного от стиля барокко), являются: церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (Кыштым), собор в честь Святой Троицы (Троицк, 1762, арх. П. Трезини, значит. перестроен в 1843—65), церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Касли, кон. 1770-х — нач. 1780-х гг.). В нач. 19 в. осн. стилем в Х. а. продолжал оставаться классицизм. В 1818—19 по проекту арх. М. П. Малахова построена церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с. Воскресенском (ныне Каслинский район); в 1824 на средства владелицы железоделат. завода кн. Белосельской-Белозерской в Катав-Ивановске возведена величеств. кам. 2-этажная церковь во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с 2 колокольнями (проект неизв. петерб. архитектора); в 1832 «тщанием прихожан» была построена кам. церковь в ст-це Кособродской (ныне Троицкий р-н) в честь Св. Живоначальной Троицы; в 1843 в Каслях по проекту арх. Э. Х. Г. Сарториуса заложена церковь в честь Вознесения Господня, в 1859—71 возведена сохранившаяся до настоящего времени одноим. церковь в с. Чудинове (ныне Окт. р-н); в 1861 освящена кам. церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла в с. Великопетровка (Карталинский район). Украшением центра Троицка была 5-главая церковь во имя Архистратига Божия Михаила на площади Гостиного двора, возвед. в 1868—78 (снесена в 1967). Влияние стилистики классицизма (соблюдение симметрии, уравновешенность и ясность форм) особенно заметно в архит. решениях гл. гор. соборов. Ядром храмового комплекса, располож. на высоком левом берегу р. Уй в ист. части Троицка, является собор в честь Святой Троицы. Основательно перестроенное в сер. 19 в. (увеличен объем трапезной, появились притворы и колокольня), здание представляет собой яркий пример церк. зодчества в стилистике классицизма с элементами барокко в планировке. Гл. правослославный храм Исетской провинции — собор в честь Рождества Христова в Чел.— был заложен 23 марта 1748. Работы по его стр-ву велись «приходскими людьми, служащими и неслужащими казаками» под надзором строителей Долматовского Успенского монастыря — А. Денисова, И. Погошева и А. Стафеева. Мастера, имевшие опыт стр-ва монастырских построек с характерными чертами моск. Х. а. 17 в., обучили чел. каменщиков, передали им традиции мастеров Соликамска и Верхотурья. Аналогичным образом складывалась местная школа иконописания. Первонач. иконописью в храмах, вероятно, занимались пришлые мастера (так, в 1764 отмечено пребывание в Чел. иконописцев из Далматовского монастыря Я. Лаврова и А. Бормонтова). В рус. правосл. стиле (Строгановская и Невьянская школы иконописи) были выполнены росписи стен и иконы в церкви в честь Святой Троицы (Сатка), построенной в 1785; оклады для икон этого храма изготавливали последователи мастеров Пермской школы дерев. скульптуры. Позже при Одигитриевском женском монастыре в Чел. была создана своя живописная школа, мастера к-рой делали росписи многочисл. храмов в гор. и сел. поселениях. Предметы убранства небольших церквей, как правило, были схожими и являли собой массовую продукцию. Вплоть до 1917 росписи сохраняли свойств, религ. живописи Др. Руси соединение в одном изображении видимого и невидимого, земного и горнего мира. Аналогичная тенденция наблюдалась и в культовом зодчестве, где (особенно в сев. районах) др.-рус. традиции церк. архитектуры смыкались с византийским стилем. Так, напр., в архитектуре церквей сс. Багаряк, Ларино, Огневское (Каслинский район) присутствуют элементы сев. шатрового стиля, а формы дерев. храма с. Лейпциг (Варненский район) — церкви в честь иконы Казанской Божией Матери (1874) — соответствуют традиционному правосл. др.-рус. стилю. Подобный тип посадских церквей, возводимых как из дерева, так и из кирпича, характерен для 17—18 вв. Строили здания мастера-пильщики из Ниж. Новгорода и Пскова; строевой лес (лиственница, сосна) брали с войсковых дач Джабык-Карагайского и Анненского боров. Преобладающим типом был правослославный храм «кораблем» с традиционной 3-частной схемой объемно-планировочного решения: собственно храм с алтарем, трапезная (трапеза) и притвор (их планы симметричны относительно развитой продольной оси). Напр., Христорождеств. собор в Чел., церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Пиж. Уфалей, церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Кыштыме и др. Для Х. а. Южного Урала характерно объединение в одном объеме церк. здания и колокольни. Реже встречаются центрич. постройки — квадратные или крестообразные в плане. Интересным примером сочетания традиций др.-рус. зодчества с наследием классицизма является единоверч. церковь в честь Святой Троицы в Кыштыме (1849). В основе планировки здания — строго центричная композиция: равноконечный греч. крест с примыкающими угловыми объемами, образующими в плане налож. на крест квадрат. В подобном стиле были выстроены храмы во имя Свт. Николая Чудотворца (1845—47) в Николаевской крепости и во имя Св. благоверного кн. Александра Невского (1844— 47) в Наследницкой крепости; в отд. деталях (широкие ленточные обрамления, пропорции филенок и алтарной части) проявилось влияние вост. архитектуры. Особый интерес представляют находящиеся на территории современной Челябинской обл. ротонд. призаводские храмы — исключит. явление в рус. культовом зодчестве (подобные постройки возводились в Москве, Подмосковье и крайне редко в др. частях России). На территории совр. Ашинского района было возведено 3 ротонд. храма: церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Миньяре, церковь в честь Сретения Господня в пос. Илек (обе по проектам Малютина, школа известного зодчего М. Ф. Казакова) и церковь во имя Св. Димитрия Солунского при Симском заводе (восстановлена в др. формах). Первые 2 храма представляют собой хорошо сохранившиеся 1-этажные 2-ярусные ротонды, выполн. в стилистике зрелого классицизма. В 1816—19 в В. Уфалее был возведен кам. 3-престольный Спасо-Преображенский храм (Белая церковь); его осн. объем был также выполнен в форме ротонды (возможно, это работа ученика Казакова — Малахова); здание взорвано в 1940-е гг. В период позднего классицизма архит. формы стали менее гармоничными, более сухими, как, напр., у выстроенных в 1840—5б-е гг. церквей в сс. Кирды, Беликуль и др. Тип редкого для южноурал. архитектуры этого периода центрич., квадратного в плане 5-главого храма с отдельно стоящей колокольней был представлен крупномасштабным собором в честь Святой Троицы в Златоусте (1835—40, арх. Тележников; разрушен в 1930-е гг.). Проект крупнейшего в Уфимской губернии храма был выполнен в традициях строгого классицизма: входы в собор оформлены портиками с треугольными фронтонами, опирающимися на 6 круглых колонн с ионич. капителями (аналогичные портики имели здания гос. учреждений, что сближало культовые и гражд. сооружения). По типовым проектам в стилистике классицизма строились здания меньшего объема, в частности кам. церковь в честь Святой Троицы в Чел. (1796—1829; разобрана в 1911). Характерными чертами культового зодчества кон. 18 — нач. 19 вв. являлись композиционная ясность, масштабное соподчинение объемов, подчеркнутые вертикальные и горизонтальные членения, ордерное оформление. Па рубеже 1820—30-х гг., когда Российская Империи стала многонац. державой, произошло осознание нац. своеобразия. В архитектуре возможность соперничать с развитыми европ. странами выражалась в поисках нац. стиля, а распространение идей романтизма повсеместно рождало углубл. интерес к нац. прошлому. Инициир. имп. Николаем I поворот к идеологии офиц. народности стал заметен и в Х. а.: поощрялось возведение церквей, в т. ч. сел., с учетом рус. (др.-рус.) традиций. Обращение к истокам нац. культуры рассматривалось как возвращение к основам православия и возрождение византийских корней; византийская архитектура трактовалась как «праматерь зодчества православного». Возникает термин «византийский, или русско-византийский стиль». В 1838 был опубл. альбом «Проекты церквей, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств Константином Тоном», из к-рого высочайшим указом 1841 предписывалось брать образцы для стр-ва правосл. храмов по всей России. Стилистич. ориентиром стал моск. храм во имя Христа Спасителя. По этому образцу в 1869 в Верхнеуральске «на иждивении» купца Н. П. Рытова была построена церковь во имя Свт. Николая Чудотворца; значит. уменьш. копия моск. собора своим тяжелым силуэтом и укрупн. декоративными формами задала городу новый масштаб и до настоящего времени доминирует в гор. панораме. Со 2-й пол. 19 в. с рус.-византийским стилем начал соседствовать т. н. рус. стиль — подражание узорочью рус. церк. построек сер. 17 в. В своем крайнем выражении он подменял гармоничную композицию беспорядочным нагромождением объемов, многоцветность изразцов — утомит. пестротой отделки. Новое направление также приобрело офиц. характер, постепенно вытеснив в 1880-х гг. прежний византийский стиль. В провинциальном урал. зодчестве первонач. появились лишь отд. элементы, а затем и законч. образцы этого архит. направления: церковь в честь Рождества Христова в Кыштыме (освящ. в 1857), рассчит. на 5 тыс. прихожан; церковь в честь Преображения Господня в Троицке (в образе и декоративном решении использованы элементы нац. храмового зодчества: вытянутые пропорции осн. объема акцентируют угловые филенчатые лопатки, высокие полуциркульные окна и крупные порталы с высокими дверями). В этой же стилистике решены и здания более поздней постройки: залож. в 1887 кладбищ. церковь в честь Святой Троицы в Миассе (здание украшено множеств. деталями, дополнительно подчеркнутыми контрастным цветовым решением); краснокирпичная церковь во имя Св. благоверного кн. Александра Невского (1907—11) в Чел., построенная по проекту моск. арх. А. Н. Померанцева; церковь в честь Святой Троицы в Чел. (1911—14, авт. проекта П. А. Сараев) с богатым декоративным убранством скульпт. объема. Увеличение населения Южного Урала в кон. 19 в. диктовало необходимость закладки новых храмов. В 1889 открылась церковь в с. Большеникольском (ныне Окт. р-н), освящ. во имя Св. бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в 1893 — храм во имя Трех Свт. моск. Петра, Алексия и Ионы в с. Медведеве (ныне Чебаркул. р-н), в 1897 — церковь в честь Святой Троицы в с. Ларино (Каслинский район). Появились новые храмы на территории, где проживали казаки: в 1894 освящена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Березово, в 1897 — церковь в честь Свт. Николая Чудотворца в с. Варваринка. В этих храмах кроме богослужений, обрядов крещения, венчания, отпевания в присутствии прихожан проводилось принятие присяги молодыми казаками. С 1885 существует церковь в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня в с. Сыростан, в 1892 завершено стр-во церкви в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в с. Тюлюк (ныне Катав-Иванов. р-н). Сооружение зданий осуществлялось на местной строит. базе с использованием традиционных мат-лов — камня, дерева. Напр., все сел. церкви на территории совр. Кизильского района были дерев. (кроме одной — во имя Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, выстроенной из белого кирпича). Неск. дерев. храмов было построено на территории совр. Картал. р-на: во имя Свт. Николая Чудотворца (1866, с. Еленинка; рубленая; сгорела в 1955); во имя Св. апостолов Петра и Павла (1885, с. Неплюевка); в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1911, пос. Варшавка). На территории совр. Нагайбакского района в кон. 19 — нач. 20 вв. активно возводились храмовые сооружения: в Остроленском (церковь освящена 18 янв. 1882 в честь Покрова Пресвятой Богородицы), Фершампенуазе (церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, стр-во 1885; в 1900 переосвящена во имя Св. Архистратига Божия Михаила); Париже (1889; освящена во имя Св. бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана); Александро-Невском (1907; освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы) и др. По свидетельствам очевидцев, здания были бревенчатые, обшиты досками, однотипные но архитектуре, отличались лишь размером и цветом; строили их мастера из Верхнеуральска. Определ. нац. колорит строениям придавала конструктивная особенность кровли — объем храма перекрывает 4-скатная крыша. До наст. времени частично сохранилась Дионисиевская церковь в с. Муратовка — сравнительно поздний образец дерев. зодчества кон. 19 в. Церковь построена по типовому проекту, опубл. под № 22 в «Атласе для руководства церковными постройками в селениях», изданном Святейшим Синодом. Однако в деталях облика храма (2-слойная 4-скатная кровля, восьмерики-колокольни, преобладание формы треугольника в наличниках окон и т. п.) прослеживается связь с правосл. храмами Башкирии. Пристанционные церкви, появившиеся в Чел. в нач. 20 в., также возводили из дерева. В районе переселенч. пункта у ж.-д. вокзала выстроена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с 2 приделами-прирубами: прав.— во имя Свт. Николая Чудотворца, лев.— во имя Св. Серафима Саровского (1897—1904). Снаружи бревенчатые стены церкви и колокольни были обшиты досками. Постройку отличало наличие элементов и приемов, нетрадиционных для дерев. храмов: большие арочные окна барабана, малые главы перекрыты стилизов. навершиями. В пос. Порт-Артур в 1911 была построена временная походная церковь во имя Свт. Николая Чудотворца и кладбищ. церковь в честь Вознесения Господня (1916). К особому виду храмовых объектов относятся монастыри. В нач. 20 в. в России их насчитывалось более 1 тыс., 10 находилось в Оренбургской губернии. Монастыри представляли собой сложный, многофункциональный архит. ансамбль. До нач. 20 в. сохранились структурные особенности правосл. монастырей, их сходство с небольшим городом-крепостью (острогом). Содержат., композиционным, пространств. центром монастыря являлся храм, выделявшийся обликом и размерами: церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитриевская» (1863) Одигитриевского жен. монастыря в Чел.; церковь в честь Преображения Господня (1867) Казанского женского монастыря в Троицке; церковь в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского женского монастыря в Каслях. На монастырской терр. находились также др. храмовые здания. Напр., в Троицком монастыре до возведения осн. храма службу проводили в освящ. в 1853 церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, позже была построена и в 1879 освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». В Чел. монастыре кроме гл. храма службы проходили также в 5-купольной церкви в честь Вознесения Господня и небольшой церкви на заимке в честь Свт. Николая Чудотворца. След, по значимости строением в монастыре была трапезная, где монахи совм. вкушали пищу. В осн. группу сооружений входила также звонница, или колокольня, возводимая рядом с соборным храмом, обычно к западу от него. Редкий пример отдельно стоящей колокольни — у собора в честь Святой Троицы в Златоусте (самая высокая в Уфим. губ.— 72,5 м, проект арх. Тележникова). Вокруг осн. сооружений монастыря концентрически располагались кельи, подсобные и хоз. строения. Близость или удаленность от собора отвечала их месту в иерархич. системе, олицетворяла религ. структуру мира (с Творцом в центре) и смысл Творения. Универсальности этой религ. модели мироздания отвечала универсальность планировочной структуры монастырей, молитв. функция к-рых, оставаясь гл., не была единств. Монастыри служили центрами культ., полит., просветит., благотворит., хозяйственной деятельности; при них существовали школы, больницы и богадельни. Правосл. культовое зодчество на территории современной Челябинской обл. представлено также кам. 13-главой Александро-Невской церковью в Чел., 8-главыми храмами (церковь в честь Вознесения Господня в с. Кочкарь Пласт,района, церковь в честь Святой Троицы в Чел.), 5-главыми храмами (Христорождеств. собор в Чел., собор в честь Святой Троицы в Златоусте, церковь в честь Вознесения Господня в Каслях, церковь в честь Преображения Господня в Троицке и др.), небольшими кладбищ. 1-главыми церквями (напр., Казанско-Богородицкая, Успенская и Николаевская монастырские в Чел.). Общее стремление к вертикальным композициям находило свое отражение в стр-ве ярусных колоколен (2-ярусные — в церкви в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Миньяре, церкви в честь Преображения Господня в Троицке; 3-ярусные — в честь Рождества Христова в Усть-Катаве, в честь Вознесения Господня в Каслях, в честь Покрова Пресвятой Богородицы училищной в Чел.; 4-ярусные — в Христорождеств. соборе, Казанской иконы Божией Матери и в честь Святой Троицы в Чел., церкви в честь Рождества Христова в Кыштыме; 5-ярусные — в соборе в честь Святой Троицы в Златоусте и др.). Очень редко храм имел 2 колокольни (церковь во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Катав-Ивановске, дерев. церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла в Аше). (См. также Русская традиционная архитектура.) В кон. 19 в. наряду с правосл. церквами и монастырями активно сооружались иноверч. храмы (см.: Ислам; Иудаизм; Католицизм; Лютеранство). Первые появились в Златоусте, куда на жительство были приглашены иностр. мастера. На плане завода 1827 рядом с домом горного начальника отмечены католич. и лютеранская церкви. Ко 2-й пол. 19 в. были выработаны стилистич. установки при проектировании и стр-ве храмов каждой из конфессий. Католич. храмы чаще всего возводились в готич. стиле. Католич. молитв. дом в Чел. первонач. располагался в обычной дерев. светской постройке (1898). Возвед. в 1909—14 кам. базиликальный костёл был выдержан в неоготич. стиле (см. Неостили) и внешне напоминал знаменитый Кёльнский собор в Германии. Наибольшим стилистич. разнообразием отличались здания синагог. Фактически они являлись не храмами, а молитв. домами, местом проведения религ. собр., поэтому для них не было четко установл. строит. канонов. Две синагоги в Златоусте располагались в частных домах. Здание для размещения иудейского храма в Чел. (см. Синагога) было построено в 1900—05, в декоре использованы стилиз. элементы мавританского стиля. До 1760-х гг. мусульманам было запрещено строить кам. мечети. После снятия запрета за гос. счет и на частные пожертвования верующих в соответствии с канонами ислама были построены десятки культовых зданий как в традиционном для тат. культовой архитектуры стиле (с минаретом на крыше), так и в соответствии со специально разработ. в 1829 «образцовым проектом мусульманского храма». Он был использован, в частности, при стр-ве (1835—38) одной из мечетей в восточной части Троицка, учтен при сооружении (1890—1900) в Чел. мечети с 4-ярусным минаретом (см. Ак-Мечеть). Наибольшее кол-во мечетей (7 соборных и медресе) находилось в Троицке, первая из них по мусульм. традиции располагалась на углу квартала вдоль гл. улицы (ист. Соборная пл., угол совр. ул. Володарского и Красногвард.). Отд. мечети Троицка, возвед. с учетом местных архит. традиций, относились к уник. сооружениям. Напр., каменное здание пятничной, т. н. Верхней мечети Троицка (1786— 87) отличалось оригинальным для Южного Урала архит. решением: 2 наземных квадратных в сечении минарета, украш. коваными круговыми балконами, были поставлены по углам здания, обрамляя вход. Мечеть была выстроена в комплексе с медресе и азиат. гостиным двором, где размещались прибывшие в город торговцы. На ул. Базарной (ныне ул. Ленина) до настоящего времени сохранилось здание мечети, минарет к-рой состоит из 5 ярусов в виде уменьшающихся четвериков со срез. углами, отделяющимися друг от друга карнизами. Соседство располож. в непосредств. близости друг от друга храмов разных конфессий, существенно различавшихся силуэтами, композицией и формами, придавало неповторимость архит. ландшафту. Но в кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. власти приступили к планомерному уничтожению церквей как «идеологически вредных памятников старины». Большинство храмов, вне зависимости от принадлежности к той или иной конфессии, было закрыто; мн. здания разрушены.
Храмовая архитектура сер. 20 — нач. 21 вв. Во время Великой Отечественной войны и послевоен. годы на непродолжит. время изменилось отношение гос-ва к религии. На территории области открывались ранее бездействовавшие храмы (нек-рые после реставрации), строились новые здания. Напр., в 1947 на пожертвов. средства был восстановлен храм в с. Медведеве Чебаркул. района (вновь закрыт в 1962; реконструирован в 1997; действует с 2000); на г. Карагайской (Саткинский район) священником о. Василием был построен небольшой дерев. храм во имя Свт. Николая Чудотворца (разобран в 1950-е гг.). Возвед. после войны (1947—48) в Пласте новая церковь во имя Свт. Николая Чудотворца долгое время была единств. действующей на юге Чел. обл. Первый правосл. 1-престольный храм во имя Свт. Николая Чудотворца в Магнитогорске (проект арх. М. Н. Дудина) открылся в 1947 в пос. Дзержинского (закрыт в 1961, в здании разместили планетарий, затем склад; в 1995 реконструирован). Через неск. лет в пос. Димитрова была построена 3-престольная церковь во имя Св. Архистратига Божия Михаила (реконструирована в 1983—84 по проекту инж. В. Л. Сычева, Д. Н. Шатунова, худ. Н. Н. Тюкинеева). С кон. 1980-х гг., с изменением отношения об-ва к религии, началось возрождение храмов. В 1987—88 осуществлены рем.-реставрационные работы в здании церкви в честь Святой Троицы в Чел.; к 1992 — церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в В. Уфалее и 2-этажной 2-престольной (первая освящена во имя Св. Захария и Елизаветы, вторая — во имя Св. апостолов Петра и Павла), церкви в Нязепетровске; в 1999—2000 — чел. синагоги; в 1989 — Ак-Мечети (Челябинск). Со 2-й пол. 1980-х гг. начались восстановление и реставрация отд. храмовых зданий, находившихся в разруш. состоянии. Так, в 1990-х гг. была восстановлена церковь в честь Св. благоверного кн. Александра Невского (стр-во 1862) в с. Харине (Красноармейский район); храм в честь Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня (1885) в с. Сыростан (терр. адм. подчинения Миассу); в 1992 — храма в честь Рождества Христова в Усть-Катаве; в 2001 — церковь в честь иконы Владимирской Божией Матери в с. Селезян (Еткульский район); в 2003 — церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1818—19, арх. М. П. Малахов) в с. Воскресенском; в 2003 — церковь во имя Св. Пророка Илии (1905) в с. Клеопине (Каслинский район), в 2005 — 1-престольная единоверч. церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в дер. Харлуши (Сосновский район). В ряде случаев при воссоздании утрач. объектов не удалось достичь макс. приближения к исходной форме, мат-лу, а также внутр. убранству. Напр., церковь во имя Св. Димитрия Солунского при Симском заводе к нач. 21 в. восстановлена, но уже в др. формах, значит. искажающих первонач. архит. образ храма-ротонды. Значит. изменился после рек-ции архит. облик здания церкви в честь Сошествия Св. Духа на Апостолов (Кыштым). На ряде культовых объектов области в настоящее время ведутся реставрационные работы: церковь в честь Рождества Христова (с. Кацбахское Кизильского района); храм во имя Свт. Николая Чудотворца (Касли) и др. Но значит. число храмовых объектов, в т. ч. представляющих интерес в архит. отношении, находится в неудовлетворит. состоянии; их восстановление требует значит. финанс. средств. Выделить преобладающее архит. направление или стиль, в к-ром ведется совр. проектирование, не представляется возможным. В силу ист. причин преемственность в проектировании культовых объектов нарушена. Отсутствие у архитекторов и строителей опыта и знаний в области храмового зодчества приводит к необходимости простого копирования правосл. храмов прошлого. Примерами могут служить построенные в Металлург. районе Чел. храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (2005, моск. арх. А. А. Анисимов, инж. В. С. Райберг) и часовня в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (аналог церкви 19 в.; рабочие чертежи и привязка арх. А. В. Крашенинникова) у Чел. ж.-д. вокзала. Доминирующим же направлением при возведении новых храмов является стилизация, т. е. проектирование и стр-во на основе переосмысления опыта поколений. Наиб. выразит. примером подобного архит. решения можно считать храм в честь Вознесения Господня в Магнитогорске (арх. А. Г. Волобуев) — один из самых крупных церк. объектов, построенных в России в кон. 20 — нач. 21 вв. В его облике соединены простота, лаконичность новгородской школы 12—15 вв. и величеств. пропорции, характерные для культ. зданий более позднего периода. В Чел. построены правосл. церкви: во имя Свт. Василия Великого (заложена 11 июля 1996, освящена 14 янв. 1997; арх. А. И. Кузьмин), в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (заложена в 1996, освящена 19 янв. 1999, арх. В. А. Квач); в пос. Смолино — во имя Св. Равноапостольного вел. кн. Владимира (арх. В. П. Ковалев, А. А. Латышев; дизайнер Ж. Ю. Чернова); в с. Агаповка — церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери (заложена в 1997, освящена 8 сент. 2000; арх. М. А. Боровых); в Коелге — храм во имя Св. Архистратига Божия Михаила (заложен в нач. 1990-х гг., освящен 19 июня 1997; арх. А. П. Хворостяный, инж. К. И. Марков); в Трехгорном — церковь во имя Свт. Митрофана (заложена 17 окт. 1999, освящена 29 сент. 2005); в Копейске — храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (заложен 14 окт. 1990, освящен в 2000); в с. Кизильском — церковь во имя Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящена 9 окт. 1994); в Еткульском районе — церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (с. Еманжелинка) и в честь Вознесения Господня (с. Таянды; построена частным предпринимателем Г. В. Баратовым, освящена 12 июня 2002); в с. Непряхино Чебаркул. района — церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (2000). Среди вновь возвед. культовых строений выделяется дерев. шатровый храм в с. В. Санарка, освящ. 2 июля 2005 в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (построен на пожертвования прихожан и крупных промышленников Пласта, Магнитогорска, Чел.). Как правило, общие объемно-пространств. решения совр. построек укладываются в традиционные схемы, однако наблюдаются попытки выйти за рамки привычных представлений о культовых зданиях. В частности, храм в с. Фершампенуаз (Нагайбакский район), реш. (2005) в византийском стиле, имеет нетрадиционное для рус. храмов размещение колокольни — в стороне от центр. входа, в виде надстройки над лев. приделом. Интересно решение объема звонницы в церкви во имя Св. Равноапостольного вел. кн. Владимира (Челябинск): звонница, примыкающая к западной части храма, выполнена в виде сквозной арки и увенчана главкой; в ней же расположен перспективный портал гл. входа. Одной из тенденций совр. храмостроения является упрощение традиционных правосл. архит. композиций и отказ от деталей как осн. требований технологичности. При стр-ве культовых зданий активно применяются совр. оконные конструкции, купола из металлокаркаса, новые мат-лы для их покрытия (нитрит-титановые пластины, напыления) и т. д. Насыщение совр. культовых объектов инж. оборудованием, средствами коммуникации ведет к необходимости изменения традиционных функциональных схем зданий. Необходимо отметить также появившуюся в 1990-е гг. тенденцию включения в состав храмового комплекса памятников погибшим воинам, как, напр., в чел. церквах во имя Свт. Василия Великого и во имя Св. Равноапостольного вел. кн. Владимира. Тем самым культовые сооружения в определ. степ. наделяются дополнит. мемориальными функциями. В совр. практике есть примеры возведения мемориальных храмов-памятников в местах, связ. со знаменат. ист. событиями, стр-ва культовых объектов на территории колоний и др. исправит. заведений. В частности, небольшие 1-купольные церкви появились в Балашихинской колонии (Златоуст) — освящена в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»; в исправит.-труд, учреждении в пос. Октябрьском (Копейск) — в честь Казанской иконы Божией Матери (1998—99); при леч. учреждении ИТК в Металлург, районе Чел.— во имя Свт. Николая Чудотворца (1998). В 1985— 85 в Чел. выполнена рек-ция собора во имя Св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца и подворья (арх.: А. Г. Буров, В. И. Токарев), во время к-рой сооружены 2 придела быв. кладбищ. церкви — во имя Всех Святых и в честь Казанской иконы Божией Матери и вспомогат. здания. После рек-ции собор стал частью единого комплекса, включающего также адм. здание управления Челябинской епархии и дом митрополита Чел. и Златоуст. (стр-во в 2002—05; арх.: С. Ф. Якобюк, О. М. Никитенко; инж. Е. К. Курейчик, Е. В. Титов). Стр-во храмов на территории области продолжается: в Чел. в 1998 была заложена церковь во имя Св. великомученика Георгия Победоносца (арх. Квач); в Вишневогорске (Каслинский район) возводится храм во имя Св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи (стр-во с 2000); в Златоусте рядом с мемориалом Боевой славы при въезде на пр. Гагарина с кон. 1997 ведется стр-во храмового комплекса во имя Прп. Серафима Саровского (15 янв. 1999 освящен малый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы); в Чесме завершается сооружение церкви во имя Свт. Николая Чудотворца. Указ, выше осн. тенденции совр. Х. а. проявляются и при возведении культовых объектов др. конфессий. В Чел. построены церковь римско-католическая Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии [заложена в 1993, освящена 15 авг. 1999; идея и эскиз арх. Ф. Везингера (Германия); арх. Буров]; для размещения совр. протестантской церкви «Новая жизнь» (1998, арх. Кузьмин) было реконструировано здание в ист. центре города; 5 сент. 2001 освящена лютеранская кирха (открыта 3 сент. 2002; арх.: Ковалев, Латышев). Объемно-планировочные решения и архит. пластика этих зданий с учетом ист. традиций имеют выраж. стилевую окраску (активно используется совр. готич. и романская символика). Совр. архитектура мусульм. храмов ориентирована на образцы нац. зодчества. В 1990-е гг. стр-во новых, восстановление старинных культовых построек началось практически на всей терр. области: 6 дек. 2002 состоялось открытие мечети в с. Аджитарове (Чебаркульский район); рем.-восстановит. работы троицкой мечети, назв. по имени ее первого имама Гатауллы-муллы, ведутся с февр. 2002 на средства властей и горожан. Появились новые здания мечетей: в пос. Новом (Кизил. р-н, янв. 1993), в пос. Арсламбаевском (Нагайбак. р-н, март 1993), Бредах (1995), в г. Еманжелинске (2001), махаля-мечеть № 1 (2001) в с. Агаповка, махаля-мечеть им. Фаиза в пос. Сулея (Саткинский район) и др. Масштабные мусульм. храмовые комплексы возведены в Чел.: мечеть Исмагила (1998, арх. А. И. Кузьмин), объедин. с отдельно стоящим зданием медресе; соборная мечеть [освящение (фатиха кылу) места стр-ва 27 нояб. 1991] в Магнитогорске (арх. Н. Г. Саяхов), прообразом к-рой является мечеть Куббат-асСахра в окрестностях Иерусалима. Создание новых храмовых сооружений на территории Челябинской обл. продолжается.