Собор во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца


Собор во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца (Свято-Симеоновский) кафедральный (с 1999), правослославный храм (Челябинск). Первонач. кладбищ. церковь, приписанная к приходской церкви в честь Святой Троицы. Освящена в 1883. До рек-ции (1985—95) каменное здание имело 3-частное продольно-осевое построение. Прямоугольный в плане объем храма с полукруглой апсидой был увенчан крупной главой на граненом световом барабане. Боковые входы в церковь располагались на сев. и юж. фасадах (по поперечной оси храма), гл. вход — на зап. Над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшийся небольшой главкой. Скромный декор церкви был решен в формах эклектики с преобладанием черт «русского» стиля (см. Храмовая архитектура). Кладбище упразднили еще до рев-ции, храм долгое время оставался единств. действующей правосл. церковью в городе. Рек-ция собора и подворья, во время к-рой были построены 2 придела (1988, во имя Всех Святых и Казанской иконы Божией Матери) и вспомогат. здания, выполнена по проекту арх. В. И. Токарева и А. Г. Бурова. При этом объем старой церкви был полностью встроен в новое здание, за исключением сохранившейся в первозданном виде главы храма и яруса звона колокольни с шатровым завершением; они возвышаются над кровлей церкви. В новом здании сохранено продольно-осевое построение композиции. На В. объемы храма и приделов завершены 3-гранными апсидами с собств. небольшими главками. На сев. и юж. фасадах объемную композицию развивают ризалиты с фронтонным завершением, придающие храму в плане форму креста. В ризалитах расположены полуциркульные порталы. Сохран. от старой церкви крупная глава дополнена небольшими главами, венчающими 2-скатную кровлю «ветвей креста». Ризалит акцентирует также центр. ось зап. фасада. Углы здания декорированы филенчатыми лопатками с изразцовыми орнамент. вставками. Арочные окна оформлены наличниками. На всем протяжении фасада — изразцовый фриз. Декор фасадов дополнен арочными нишами с 15 мозаичными и живописными иконами. Мозаичные иконы св. Серафима Саровского (на прав. приделе), св. Иоанна Кронштадтского и св. Стефана Пермского (на лев. приделе) выполнены в 1988—89. Иконы написаны в 1995—96 Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой и Е. Чесловой под рук-вом Н. В. Чекотиной. Выполнены в традиционной технике художников моск. школы («Симеон Верхотурский») и художников иконописной мастерской, осн. в сер. 1990-х гг. Чекотиной (рук. А. М. Савельев). В 1990 бригадой моск. художников была сделана масляная роспись помещений храма и приделов на библейские сюжеты: «Крещение Руси», «Страшный суд», «Моление о чаше», «Обретение Казанской иконы Божией Матери» и др. Самая старая из икон храма — аналойная «Иоанн Богослов» — относится к 17 в., выполнена в традиционной технике. В храмовом убранстве — копии икон 19 в. «Табынская Богоматерь» (см. Табынская икона Божией Матери), образов Богоматери «Достойно есть» и «Скоропослушница» (последняя сделана на г. Афон и пожертвована храму бывшей золотошвейкой матерью Анастасией). При входе в храм в 2003 установлены скульпт. барельефы «Обретение иконы Казанской Божией Матери» и «Симеон Верхотурский» (автор В. С. Шимбф). При храме действуют золотошвейная мастерская (осн. в 1997; рук. О. В. Шаламова) и мастерская резьбы по дереву (А. В. Коробейников); с 1995 — духовное уч-ще. Реконструиров. храмовое здание составляет единый комплекс с адм. зданием управления Челябинской епархии и домом митрополита Чел. и Златоуст. на Симеоновской горке (2002, стр-во 2002—05; арх. О. М. Никитенко, С. Ф. Якобюк, инж. Е. К. Курейчик, Е. В. Титов). В адм. корпусе расположен скульпт. барельеф «Сергий Радонежский» (автор Шимбф).