Советы трудовых коллективов (СТК), выборные органы самоуправления труд. коллективов, действовавшие в СССР с кон. 1980-х до нач. 1990-х гг. Демократизация управления экономикой в период перестройки 1980-х гг. расширила границы самостоятельности предпр. в планировании, ценообразовании, оплате труда и нек-рых др. сторонах их деят-сти. Закон СССР о гос. предпр. (объединении) 1987 предоставил труд. коллективам и их советам широкие права и полномочия. Общему собр. труд. коллектива или конф. его представителей было предоставлено право избрания рук. предпр., утверждения планов, определения путей повышения эффективности пр-ва, увеличения прибыли и др. значимых вопросов. В период между собр. (конф.) работой руководили СТК. Их решения, принятые в пределах определ. законодательством полномочий, были обязательны для администраций и труд. коллективов. Закон также устанавливал, что числ. представителей администрации не должна превышать 1/4 общей числ. чл. СТК; срок полномочий СТК 2—3 года (при перевыборах его состав должен быть обновлен не менее чем на 1/3). Чл. СТК не могли быть уволены или подвергнуты дисциплинарному взысканию без согласия совета, что обеспечивало независимость органов самоуправления от администрации. Положения Закона о гос. предпр. (объединении), вступившего в силу 1 янв. 1988, распространялись на предпр., объединения и организации сферы материального пр-ва, перевед. на полн. хозрасчет и самофинансирование. Южноуральцы в числе первых в стране приступили к созданию СТК, к выборам (на альтернативной основе) рук. Атмосфера выборов хоз. руководителей способствовала откровенному, взыскат. разговору о резервах ускорения темпов экон. и социального развития, выявлению возможностей повышения эффективности производства. Уже к 1989 в СССР действовало ок. 400 тыс. СТК, объединявших 4,7 млн чел. В Челябинской обл. одним из первых в 1987 был избран СТК на Челябинском заводе измерит. инструментов (87 чел., рук. С. Мухаркин). За короткий срок совет обсудил вопросы качества выпускаемой продукции, готовность предпр. к переходу на хозрасчет, проект коллективного договора, проблемы внедрения коллективного подряда. Представители образов. в том же году СТК ЧТЗ (100 чел., рук. Г. Д робот) наибольшее внимание уделяли проблемам улучшения условий труда и быта, техн. перевооружения и совершенствования организации производства. В 1988 чл. СТК Златоуст. машиностроительного завода им. В. И. Ленина (56 чел., рук. Е. Перетыкин), отказавшись от цеховой структуры СТК, создали первичные советы по производств. принципу. При их участии в Златоусте успешно была реализована гор. программа «Квартира». СТК треста «Магнитострой» утвердил новый директивный график пуска 1-й очереди кислородно-конвертерного цеха ММК (с учетом времени поставки строительных материалов). Проблемам оценки экон. и финанс. состояния предпр. были посв. заседания СТК ЧЭМК (предс. В. А. Холодный). Однако провед. в 1988 социол. опрос среди 1975 предс. СТК и 260 рук. и гл. специалистов предпр. показал, что у них нет ясности по мн. вопросам самоуправления. Большинство рук. заняли выжидат. позицию. Большие разногласия в сфере управления возникали между чл. советов, представлявшими администрации, профсоюзы и общест. организации. Попыткой разрешить эти споры стала инициатива специалистов Челябинского филиала Ин-та экономики Урал. отделения АН СССР (рук. В. Н. Белкин), разработавших Примерное положение о СТК. Но применить его на практике не удалось по причине начавшихся в стране гос.-полит. преобразований. Тем не менее деят-сть СТК в СССР значит. повлияла на работу парт. и хоз. органов, Советов нар. деп., ускорила демонтаж адм.-командной системы. В нач. 2000-х гг. на мн. предпр. и в орг-циях действовали группы, именовавшиеся СТК. Однако они не имели полномочий прежних СТК, выполняли вспомогат. функции.