Трудоустройство населения


Трудоустройство населения, система организационно-правовых меропр. (гос. услуга) по содействию в устройстве на работу; одно из гл. направлений политики занятости населения. Согласно ст. 8 закона РФ «О занятости населения в РФ» (1999), «граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, путем бесплатного посредничества органов службы занятости населения или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения». Основные задачи службы занятости населения: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников. На ежеквартальных заседаниях координационных к-тов содействия занятости населения, созданных в 1992 на обл., гор. и районных уровнях, рассматриваются различные вопросы политики занятости: содействие безработным (см. Безработица) в трудоустройстве на вакантные должности и рабочие места, квотируемые рабочие места (гражданам, испытывающим трудности в поиске работы), на врем. и общест. работы; поддержка предпринимательства; проблемы межтерриториального перераспределения рабочей силы, в т. ч. трудоустройство за пределами региона; профес. ориентация (см. Профессиональная ориентация незанятого населения) и обучение, психол. поддержка безработных граждан и т. п. Для активизации Т. н. регулярно проводятся совещания, «круглые столы» с работодателями, дни службы занятости на предпр., дни открытых дверей, работают клубы работодателей, школы кадровиков. Специалисты службы занятости выполняют заявки работодателей путем т. н. гарантиров. собеседований, во время к-рых осуществляется подбор канд. на вакантные места с учетом требований работодателя — по возрасту, квалификации, месту жительства, увлечениям будущего сотрудника; используют совр. методики интенсивного поиска работы в первые 10 дней с момента обращения граждан в органы службы занятости. При отсутствии мотивации к труду выдается рекомендация пройти обучение в клубах ищущих работу или на курсе «Новый старт». Специалисты службы занятости обучают клиентов поведению на рынке труда, составляют вместе с ними индивид. поэтапные планы поиска работы, проводят ярмарки вакансий, дающие возможность гражданам встретиться с представителями предпр. и получить информ. о специфике труда, социальных гарантиях. В сел. местности при решении проблем Т. н. наиб. активно используются такие направления, как общест. работы и врем. трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также помощь в развитии личного подсобного х-ва. Инициатива работников районных центров занятости (агаповского, аргаяшского, еткульского, кунашакского, троицкого) по углублению взаимодействия с сел. администрациями и деп. всех уровней позволила сдержать социальную напряженность в этих районах. С 2001 в обл. службе занятости внедряются новые методики дифференциации безработных по социально-психол. группам, адресного оказания услуг безработным. В результате эффективность Т. н. повысилась (см. табл.), особенно в В. Уфалее, Коркино, Кыштыме; Еткул., Кусин., Кунашак. р-нах.