Трудовые почины


Трудовые почины, мероприятия, инициир. в целях повышения производств. показателей на предпр., выполнения различных общественно полезных работ. Широко практиковались в советский период при организационной поддержке сов., парт., комс., проф. органов. Большинство Т. п. было осн. не только на интенсификации труда за счет рационализации пр-ва, но и на «трудовом энтузиазме», патриотич. подъеме трудящихся. Начинания по выпуску сверхплановой продукции, организации работы в выходные дни и т. п. пропагандировались СМИ, становились примером для подражания; принимали характер массового движения, к-рое охватывало предпр. разных пром. отраслей в различных регионах и по всей стране, в т. ч. на территории современной Челябинской обл. Проблемы формирования новых производств. отношений, новой дисциплины труда в процессе социалист. стр-ва были освещены в работе В. И. Ленина «Великий почин» (впервые опубл. в июле 1919 с характерным подзаголовком «О героизме рабочих в тылу»), посв. коммунистическим субботникам в период Гражданской войны. В первые годы Советской власти в ходе группового ударного труда было положено начало социалистическому соревнованию. С началом создания 2-й угольно-металлург. базы страны — Урало-Кузбасса — было организовано социалистическое соревнование коллективов Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов. В годы 1-й пятилетки (1929—32) появились первые сквозные бригады рабочих разных смен, смежных профессий для выполнения единых производств. заданий; развернулось массовое движение ударников за новышение производительности труда и совершенствование процесса производства. В 1929 в Челябинском округе Уральской области насчитывалось 74 ударные бригады. Ударными комсомольскими стройками было объявлено сооружение домны № 2 на ММК (1931), стр-во ЧТЗ (1932). В 1935 возникло стахановское движение, подхвач. по всей стране. В Чел. инициаторами внедрения новой формы соревнования выступили рабочие ЧТЗ. На копейских шахтах особо отличилась бригада П. Я. Пузанова; на ж.-д. транспорте — машинисты паровозов П. А.. Агафонов, П. Зубарев, Слипченко; стахановцы работали на предпр. Златоуста, Магнитогорска, Сатки. В период Великой Отечественной войны 1941—45 получили распространение новые формы ударничества: движение двухсотников, многостаночников, тысячников, скоростников (см. Скоростное строительство). На предпр. создавались комсомольско-молодёжные бригады, фронтовые бригады. Участие передовиков пр-ва в движении изобретателей и рационализаторов способствовало ускорению темпов научно-технического прогресса. С переводом предпр. области на выпуск военной продукции (см. Военная экономика) деят-сть изобретателей и рационализаторов была подчинена выполнению заданий Государственного Комитета Обороны (ГКО). Рационализаторство и изобретательство сыграло важную роль в зарождении новых Т. п. (см.: Агарковское движение; «Девушки, в забой!»). С первых месяцев войны всенар. поддержку получило патриотич. движение «Всё для фронта, всё для победы!», в рамках к-рого повсеместно проводились комсомольско-молодёжные воскресники. В послевоен. годы было развернуто движение за коммунистическое отношение к труду. Характерным явлением для идеологии сов. периода, особенно 1920—30-х гг., было стремление распространить идею Т. п. на непроизводств. сферы деят-сти — лит-ру, иск-во. Напр., лит.-художеств. журнал, выпускавшийся лит. бригадой «Буксир», с 1932 выходил под назв.-лозунгом «За Магнитострой литературы». Для освещения хода работ на новостройках первых 5-леток создавались выездные творч. бригады писателей, художников. В настоящее время примером труд. инициативы можно считать возрождающиеся студенческие строительные отряды (в 1960-е — нач. 1980-х гг. стройотрядовское движение носило массовый характер).