Угры


Угры, общее название народов финно-угорской группы урал. языковой семьи (см. Финно-угорские языки) — венгров (см. Мадьяры), манси, хантов. В «Повести временных лет» (12 в.) предки венгров названы «угре» (внеш. назв. венгров в древних слав. яз.), а предки хантов и манси — «югра» (др.-рус. назв. хантов и манси; позднее закрепилось преим. за хантами). Созвучность этимологически не связ. между собой слов «угры» и «югра» способствовала закреплению этнонима «У.» за всеми угорскими народами; хантов и манси принято называть обскими У. Близость всех обско-угорских диалектов осн. преим. на их ареально-генетич. и ареальных связях; нек-рые показат. параллели существуют в мансийских диалектах и венгерском яз. (не задевая хантыйских диалектов). Т. о., нет оснований постулировать существование в прошлом особого «обско-угорского праязыка». Обские У. представляют собой историко-культ. общность, образов. благодаря единому (или близкому) хоз.-культ. укладу (по роду занятий; таежные охотники, рыболовы, на С. ареала — оленеводы), близости духовной культуры, сходству антропологич. типов хантов и манси (и отличию их по всем этим показателям от венгров, история к-рых, по крайней мере в теч. последних 2,5 тыс. лет, протекала совсем в др. условиях и ином этнич. окружении). Согласно устоявшемуся мнению, выделение угорского праязыка из прафинно-угорского происходило примерно в кон. 3 тыс. до н. э. Этот период (по климатологич. шкале конец атлантикума — начало суббореала) для Западной Сибири был временем макс. распространения лесов (зап.-сиб. тайги, на Ю.— со значит. участием широколиств. пород, позднее исчезнувших в Сибири), повыш. влажности, активного торфообразования зап.-сиб. болот. В этот ист. период, и особенно интенсивно неск. позднее — с 1-й пол. 2 тыс. до н. э.,— на Ю. Зап. Сибири, в степной и лесостепной зоне, формировались археол. культуры (афанасьевская, абашевская культуры, затем синташтинская, петровская культуры и культуры андроновской культурно-исторической общности), носители к-рых (вероятно, говорившие на индоевропейских языках, точнее, индоиранских, возможно, и на тохарских) были знакомы со скотоводством и обработкой металлов (см. Металлургия древняя), что подтверждается реконструируемой прауторской лексикой. Судя по данным археологии, скотоводство и обработка металлов были известны населению юж.-таежной полосы Зауралья и Западной Сибири уже в нач. 2 тыс. до н. э. Благоприятные природные условия на юж. границе зап.-сиб. лесов, продуктивность культ.-хоз. контактов с юж. соседями способствовали обособлению финно-угорского населения юж.-лесной зоны от сев. соплеменников. Заболачивание Зап.-Сиб. равнины, повлекшее катастрофич. сокращение продуктивности таежных биогеоценозов и, соответственно, отток населения из центр. районов Зап. Сибири, усугубляло разрыв связей между крайне юж. (доугорскими) и крайне зап. (дофинно-пермскими) группами финно-угров. Во 2-й пол. 2 тыс. до н. э. у носителей андроноидных культур уже сложилось комплексное х-во со сбалансир. долей присваивающих и производящих отраслей, позволявшее гибко реагировать на изменения экол. и социальной обстановки. В условиях засушливого климата раннее скотоводство базировалось на заливных лугах в широких поймах рек, на остепн. участках юж.-лесной и лесостепной зон. Существ. увлажнение климата в кон. 2 и на рубеже 2—1 тыс. до н. э. и затопление пойм. земель вызвали кризис х-ва юж.-таежных и лесостепных групп. Увлажнению климата сопутствовал рост травостоя в степях. К этому времени носители андроноидных культур уже были готовы (в культ.-хоз. отношении) перейти к образу жизни степных скотоводов, что и осуществила часть праугорских групп. Более древним аналогом выделения из праугров степной группировки является, видимо, формирование в 6 в. до н. э. на территории от Барабинской низм. до предгорий Урала саргатской (саргатско-гороховской) археол. общности (см.: Гороховская культура; Саргатская культура), население к-рой (протовенгры) занималось степным коневодством, тяготело к кочевому образу жизни (см. Кочевничество). Часть праугров, обитавшая севернее и не сумевшая преодолеть экол. кризис путем ухода в степь, вынуждена была приспособить к таежным условиям свое комплексное х-во, что проявилось, в частности, сокращением в нем доли скотоводства. Оседанию сев. праугров в тайге способствовало и то, что под влиянием климат. сдвигов в кон. 2 — нач. 1 тыс. до н. в. в лесной зоне Зауралья и Приобья происходила экспансия на Ю. населения, атрибутируемого по керамике с «крестовой орнаментацией» и связ. происхождением, вероятно, с атлымской культурой Ниж. Приобья. Результатом этих процессов стало формирование в Зауралье гамаюнской культуры, а неск. позже на Ниж. Иртыше и Ср. Оби — молчановской. Саргатская и иткульская культуры, сложившиеся в Зауралье и Западной Сибири в 6 в. до н. э., характеризуются преемственностью с андроноидными культурами Урала и Зап. Сибири. Т. о., с 1-й пол. 1 тыс. до н. э. в юж.- и ср.-таежной зонах Зауралья и Западной Сибири (низовья Тобола, Иртыша, басс. Туры, Тавды, Демьянки) происходило смешение части праугров и сев. населения, аборигенов зап.-сиб. тайги («параугров» — носителей, вероятно, урал. яз.); закладывались основы собственно обско-угорской этнич. истории. Именно Ю.-З. лесной зоны Зап. Сибири, Юж. и Ср. Зауралье (от Демьянки и Ниж. Иртыша на В. до Ср. Урала на З.) были прародиной обских угров. Помимо яз. и этнонима, сохранившегося в виде самоназвания манси и назв. хантыйской фратрии, праугры передали обским уграм и нек-рые особенности культуры, свидетельствующие о былом знакомстве их предков с коневодством и степной культурой (особая роль коня в религ.-мифологич. традиции, распашная одежда, поясной колчан и т. п.), что позволило исслед. говорить о 2-компонентном (компоненты: сев.— аборигенно-таежный и юж.— коневодч.) происхождении обско-угорской культуры. Угорское урало-сиб. единство существовало в рамках региона от Камы до Оби примерно до 2-й пол. 1 тыс. н. э. Продвижение в 5—7 вв. с С. в Притоболье угро-самодийского населения и смешение его с местными племенами бакальской культуры дали начало формированию позже в Приуралье населения мадьярского союза. Активное воздействие на районы Верх. Приобья и лесостепного Алтая со стороны тюрко-телесских племен Саяна и Алтая способствовало сначала появлению крупных тюрко-угорских объединений ранних болгар и аваров, а позднее (6—8 вв.) и общей тюркизации лесостепного населения Приобья, Поиртышья и Урала. С этими процессами связан этногенез совр. народов — татар (барабинских, чулымских, волжских) и башкир. (См. также Тюрки.) Экспансия со стороны тюркоязычного населения кимако-кыпчакского союза (см.: Кимами; Кылчаки) привела к исходу (с 8 в.) мадьяр из Великой Венгрии и переселению протохантов и манси на С., в Ср. и Ниж. Приобье (9 в.).