Управление федеральной антимонопольной службы


Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Челябинской области, территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением законодательства в сферах защиты конкуренции на товарных рынках, деят-сти субъектов естеств. монополий, рекламы на территории Челябинской обл. Конституция РФ гарантирует единство экон. пространства, свободное перемещение товаров, работ, услуг и финанс. средств, поддержку конкуренции, свободу экон. деят-сти; запрещает монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В целях реализации указ. положений Конституции в 1990 был учрежден антимонопольный орган — Гос. к-т по антимонопольной политике и поддержке новых экон. структур (позднее переим. в Гос. антимонопольный к-т, затем Мин-во РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства); в 1991 сформированы его территориальные управления. С 2004 в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации» антимонопольный орган носит назв. «Федеральная антимонопольная служба России» (ФАС России) и находится в ведении Прав-ва РФ. Конкурентные отношения регулируют федеральные законы: «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О рекламе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Осн. задача антимонопольных органов — развитие и поддержка конкуренции, обеспечивающей эффективное функционирование рос. товарных и финанс. рынков, сбалансир. защиту интересов производителей и потребителей. Антимонопольные органы призваны предупреждать, ограничивать и пресекать монополизм и недобросовестную конкуренцию, контролировать соблюдение законодательства о рекламе, обеспечивать регулирование деят-сти естеств. монополий. В компетенцию антимонопольных органов входит также контроль за неправомерными действиями местных властей, к-рые могут влиять на положение хозяйствующих субъектов на товарных рынках, ограничивать их конкуренцию и предоставлять преимущества нек-рым из них. Гос. антимонопольную политику в Челябинской обл. реализует Чел. УФАС России. В первый состав управления вошли специалисты из разных сфер: инженеры, управленцы, работники торговли. Со временем штат был укомплектован профес. кадрами — юристами и экономистами. Первый рук. Н. В. Клюев, затем В. И. Седачёв, с 1997 — А. В. Кондрашов, с 2006 — А. А. Козлова. Всего в штате 26 чел. В компетенцию отдела по надзору за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства входит осуществление контроля за работой хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг (в т. ч. естеств. монополий), предотвращение заключения антиконкурентных соглашений, а также контроль за действиями органов власти Чел. обл. и представительных органов местного самоуправления, направл. на ограничение конкуренции. Кроме того, специалисты отдела контролируют соблюдение законодательства РФ о рекламе, в т. ч. предупреждение, выявление и пресечение нарушений физ. или юрид. лицами рекламного законодательства, а также конкурентного законодательства (недопущение ведения хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы незаконными методами). Сотрудники отдела анализа товарных рынков и развития конкуренции анализируют состояние конкурентной среды на рынках отд. видов товаров; разрабатывают предложения по развитию конкуренции; ведут реестр хозяйствующих субъектов, занимающих более 35% на рынке определ. товара; отслеживают процессы создания, реорганизации (слияния, присоединения), ликвидации хозяйствующих субъектов и их объединений, осуществляют надзор за приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерч. орг-ций или получением осн. производств. средств. В отделе финанс. рынков и гос. закупок осуществляется контроль за соблюдением антимонопольных требований при проведении конкурсов на закупку товаров (работ, услуг) для гос. и муниципальных нужд, контролируется соблюдение законодательства о размещении гос. и муниципальных заказов, рассматриваются жалобы участников конкурсов. Практика антимонопольных органов показала, что значение антимонопольного регулирования отношений, складывающихся на товарных рынках, конкурентного и рекламного права возрастает пропорционально темпам развития рыночных отношений. Гарантир. гос-вом свобода предпринимательства, особые экон. условия способствуют созданию множества фирм, увеличению кол-ва индивид. предпринимателей, что приводит к развитию конкуренции. Антимонопольное законодательство поощряет развитие соперничества, т. к. оно заставляет производителей удовлетворять потребности потребителей в товарах высокого качества при использовании миним. кол-ва ресурсов. Решение этих задач во мн. зависит от знания основ конкурентного права. Поэтому ведущие сотрудники Чел. УФАС России активно участвуют в подготовке молодых специалистов: читают курс конкурентного права студентам юрид. и экон. ф-тов вузов Чел., знакомят с правоприменит. практикой антимонопольных органов. Ежегодно неск. молодых специалистов проходят практику в УФАС, лучшие из них становятся штатными сотрудниками.