Управление Министерства юстиции Российской Федерации


Управление Министерства юстиции Российской Федерации, Главное управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области, учреждение, до дек. 2004 осуществлявшее контроль за реализацией гос. политики и законотворчеством субъекта РФ. Первый Чел. губерн. отдел юстиции организован пост. ревкома в сент. 1919 для рук-ва суд., прокурорскими, следств. и нотариальными органами. Нач. отдела был назначен чл. ревкома Ф. С. Бондарь-Диброво. В 1920 отдел дополнительно получил под свою юрисдикцию места лишения свободы (тюрьмы), Чел. губерн. лагерь принудит. работ, лагеря принудит. работ для проституток и концентрационный, колонии несовершеннолетних, располож. в Кургане, Кустанае, Троицке, Чел. В мае 1922 состоялся 2-й съезд работников юстиции губернии. Съезд признал необходимым «немедленно установить институт судебных исполнителей». Пост. президиума губисполкома в авг. 1922 отдел юстиции (нач. Д. Ф. Татаркин) был ликвидирован, его полномочия переданы Чел. губерн. совету нар. судей и прокуратуре. Исправит.-труд. подотдел переим. в губерн. управление местами заключения и подчинен президиуму губисполкома. Взамен нотариального подотдела губюста и нотариальных столов были организованы гос. нотариальные конторы, к-рые подчинялись непосредственно президиуму губсовнарсуда. Обязанности суд. коллегии отдела юстиции возлагались на предс. губсовнарсуда и его зам. Для координации работы парт., сов. и правоохранит. органов и борьбы с преступностью организовано губерн. совещание. 13 сент. 1922 прошло 1-е заседание. 21 дек. 1922 состоялся 3-й съезд работников юстиции Челябинской губернии. В его работе приняли участие губерн. прокурор Татаркин, нач. управления губмилиции Н. В. Баранов, пом. прокурора при губсовнарсуде А. М. Зверев, при губревтрибунале А. И. Зябкий, предс. губсовнарсуда Г. Г. Морозов (см. Морозовы) и др. представители органов юстиции и исполкомов. Осн. внимание делегаты уделили вопросам соблюдения законности органами власти и финанс. положению правоохранит. органов губернии. Прокуратура взяла под свой контроль распоряжения и пост. местной власти, их соответствие центр. нормативно-правовым актам. Только за окт.— дек. 1922 было опротестовано 9 незаконных пост. В 1923, в связи с ликвидацией Чел. губ. и образованием Уральской области, подверглась структурной реорганизации и система местных органов юстиции. На территории Урал. обл., в состав к-рой вошел Чел. округ, стала действовать Урал. обл. прокуратура. В ее подчинении находились окружные прокуратуры. В 1925 были созданы районные и участковые прокуратуры. Пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 10 окт. 1930 «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов» упразднило окружные суды и прокуратуры, а их функции были переданы районным прокуратурам. Очередная реорганизация органов юстиции пришлась на 1934, когда решением Президиума ВЦИК была образована Челябинская область. В 1936 прокуратура и суды становятся самостоят. органами. В 1939 в крупных обл. центрах были созданы представительства Мин-ва юстиции РСФСР при облисполкомах. Чел. представительство возглавил П. И. Васенин. Война не позволила прав-ву СССР завершить реформирование системы органов юстиции. Только в 1946 было создано Управление Мин-ва юстиции РСФСР по Челябинской обл. В 1940— 56 органы юстиции в Челябинской обл. возглавляли последоват. И. К. Лавренков, Ф. Л. Токарев, М. А. Кучеренко, В. И. Кошельков. В 1956 функции управления юстиции были возложены на юрид. комиссии при облисполкомах и частично переданы обл. судам. В ходе реорганизации системы органов юстиции в 1971 был создан отдел юстиции при Чел. облисполкоме, к-рый принимал участие в законодат. работе, осуществлял организационное рук-во судами, отвечал за правовую работу в нар. х-ве, правовое воспитание и просвещение граждан. Отделом руководили: Н. И. Белоусов, Н. П. Радаев, Н. А. Колесников, А. Н. Коротков. В 1992 в связи с расширением компетенции органов юстиции субъектов РФ отдел юстиции при облисполкоме преобразовали в Управление юстиции при администрации области, к-рый возглавил В. И. Шабурников. Его осн. задачами стали: систематизация законодат. базы Чел. обл., нотариальная практика, учет зарегистрированных общест., религ. объединений и их представительств, контроль за исполнением решений судов и иных органов. Во 2-й пол. 1990-х гг. Мин-во юстиции было наделено дополнит. функциями (координация нормотворч. деят-сти исполнительной власти федер. округов, формирование службы судебных приставов, создание системы учреждений юстиции по гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реформирование уголовно-исполнительной системы). В 1999 территориальный орган юстиции вошел в структуру Мин-ва юстиции РФ и был переим. в Управление юстиции администрации Челябинской обл., позже — в Главное управление юстиции Чел. обл., в 2000 — в Гл. у. М. ю. РФ по Челябинской обл. (нач. управления — государственный советник юстиции 3-го класса В. Ф. Степанищев). Как территориальный орган Мин-ва юстиции РФ Главное управление отвечало за реализацию гос. политики в сфере юстиции, обеспечение прав и законных интересов личности и гос-ва, организацию нотариального обслуживания физ. и юрид. лиц, гос. регистрацию общест., полит. и религ. орг-ций, организационно-методич. рук-во деят-стью службы суд. приставов области. Приоритетными направлениями деят-сти Главного управления стали контроль за законотворчеством, проведение юрид. экспертиз нормативных правовых актов органов гос. власти области и ведение федер. регистра нормативных правовых актов (в 2002 он содержал 1213 законов и пост.). Только в 2002 на основании экспертных заключений Главного управления в суд. порядке внесены изменения и дополнения в 24 закона области, 9 пост. Законодат. собр., 1 пост. губернатора области признано несоответствующим федер. законодательству. По поручению полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе П. М. Латышева специалисты управления проводили правовую экспертизу уставов муниципальных образований и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления Чел. обл. (8 из 325 провер. актов признаны противоречащими действующему законодательству). Управление также взяло на себя оказание юрид. помощи органам местного самоуправления и науч.-методич. обеспечение их законотворч. деят-сти. Приказом Мин-ва юстиции РФ «О реорганизации территориальных органов Министерства юстиции» (2004) Гл. у. М. ю. РФ по Челябинской обл. реорганизовано в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской обл. (гл. гос. регистратор Степанищев).