Энциклопедия Челябинской области

главнаяэнциклопедияэнциклопедия новаяобъявления
Точный Средний Глубокий

Урало-Кузбасс

Урало-Кузбасс, Урало-Кузнецкий комбинат, пром.-экон. комплекс, созданный в 1930-е гг. как вторая в СССР (после Донбасса) угольно-металлург. база. Идея комплексного пром. освоения запасов Кузнецкого угольного басс. и месторожд. жел. руд г. Магнитной возникла на рубеже 19—20 вв. Практич. ее осуществление началось после рев-ции 1917 и Гражданской войны. В резолюции 1-го Всерос. съезда Советов народного хозяйства (конец мая — начало июня 1918) указывалось, что для достижения макс. результатов в развитии производит. сил страны необходимо создать прочную металлург. базу на Урале путем соединения пром-сти Урала и Зап. Сибири. В июне 1918 при горно-металлург. отделе ВСНХ была создана Урал. комиссия под рук-вом проф. В. Е. Грум-Гржимайло; в Томске — Совет по разработке Урало-Кузнецкого проекта под рук-вом проф. Н. В. Гутовского; в период Гражданской войны работа этих органов была приостановлена. Планом ГОЭЛРО, принятым в дек. 1920, развитие нар. х-ва Урала и Сибири рассматривалось как комплексная проблема, в тесной связи с перспективами развития др. регионов. В 1925—26 Уралпроектбюро (Свердловск) и Гипромез (Ленинград) начали разработку проекта стр-ва Магнитогорского металлург. з-да (см. Магнитогорский металлургический комбинат). В сер. 1920-х гг. вопрос создания У.-К. был предметом острых дискуссий в науч. кругах и парт.-сов. органах; по оценке группы экономистов, проект мог оказаться нерентабельным из-за более высокой себестоимости урал. металла (по сравнению с укр.); М. И. Калинин, Г. М. Кржижановский, В. В. Куйбышев разделяли др. позицию, указывая на важное стратегич. значение развития урал. пром-сти. Угольно-металлург. база на В. страны должна была обеспечить успех социалист. стр-ву на Урале, в Сибири, Ср. Азии и на Д. Востоке; способствовать освоению природных богатств этих регионов. В 1928 спец. комиссия, изучавшая проблему создания У.-К., подчеркнула необходимость организовать деят-сть комплекса по «принципу маятника» (ж.-д. транспортировка кузнецкого угля на Урал. урал. руды — в Кузбасс без порожних рейсов). Планом 1-й пятилетки (1929—32) предусматривалось превратить Урал в один из наиб. развитых пром. районов; У.-К. отводилось ведущее место в индустриализации страны. Осн. фонды пром-сти на Урале должны были вырасти в 7 раз, в Сибири — в 7,2 (в целом по стране — в 3 раза). Окончательно программа создания У.-К. была утверждена пост. ЦК ВКП(б) «О работе Уралмета» (15 мая 1930), в к-ром указывалось, что индустриализация страны не может опираться на одну только юж. угольно-металлург. базу,— необходимым условием является создание на В. страны 2-го угольно-металлург. центра; летом 1930 одобрена 16-м съездом ВКП(б). В условиях стремит. роста потребности в металлург. продукции (стали, прокате, рельсах, листовом железе) для нужд индустр. стр-ва (в последний год 1-й пятилетки каждая 6-я тонна проката была ввезена из-за границы) для создания У.-К. были установлены предельно сжатые сроки. Магнитострой и Кузнецкстрой стали всесоюз. ударными стройками, куда прибывали со всей страны тысячи людей — по комс. путевкам (см. Комсомольские стройки) и в качестве спецпереселенцев; мн. из них, несмотря на тяжелые условия труда и жизни (см. Жильё временное), являли примеры труд. героизма. Магнитогорская домна № 1 дала первый чугун 1 февр. 1932, в апр. первая домна Кузнецкого комбината вступила в строй действующих. Сумма капиталовложений по ММК за 1-ю пятилетку составила 582 млн, по Кузнецкому комбинату — 431 млн руб. Во 2-й пятилетке на завершение стр-ва У.-К. было направлено ок. 25% всех нар.-хоз. капиталовложений; особое внимание было уделено ж.-д. транспорту, связывающему Урал и Сибирь; У.-К. стал поставлять 5-ю часть всесоюз. добычи угля, треть руды, шестую часть кокса, более четверти выплавки чугуна, четверть осн. хим. продукции. Организация пр-ва на основе межрегион. кооперирования позволила СССР в ускор. темпе наладить пр-во осн. видов пром. продукции. (См. также Социалистическое соревнование коллективов Магнитогорского и Кузнецкого металлургического комбинатов.) В годы Великой Отечественной войны У.-К. стал гл. базой оборонной пром-сти. С открытием новых месторожд. в Сибири, переводом ряда предпр. на др. энергетич. источники дальние перевозки угля и руды были прекращены. У.-К. была посв. передвижная зон. художеств. выставка (см. «Урало-Кузбасс в живописи»).

Вы можете дополнить или исправить текст, добавить фотографии и ссылки - правка
Поделиться:
    
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Имя(2-40 символов)
Комментарий(10-500 символов)
Энциклопедия Челябинской области
Яндекс.Метрика