«Урало-Кузбасс в живописи»


«Урало-Кузбасс в живописи», передвижная зон. художеств. выставка. Проходила в 1935—36 в Уфе, Новосибирске, Свердловске, Чел. Была посв. созданию Урало-Кузбасса. Ей предшествовали выставки «Социалистическое искусство в советском строительстве» (дек. 1930 — янв. 1931, Москва), «Гиганты Урала» (сент.— окт. 1931). Подготовка к выставке началась осенью 1933 под рук-вом Моск. союза сов. художников. Планировалось провести ее сначала в городах Урало-Сиб. зоны, затем в Москве. Было привлечено более 100 художников из Москвы, Ленинграда, Уфы, Свердловска, Новосибирска, к-рые выезжали в творч. командировки по предпр., новостройкам, колхозам и совхозам Свердловской и Чел. обл., Зап. Сибири, Башкирии и Казахстана. Так, одна из бригад столичных художников (П. И. Котов, А. М. Любимов, Ф. А. Модоров, Н. М. Ромадин, С. В. Рянгина, Б. Н. Яковлев и др.) работала на ММК, ЧТЗ, Уфалейском никелевом, Карабашском медеплавильном, Златоуст. металлург. з-дах. За 2 года было написано ок. 500 произв. (в т. ч. крупномасштабных), составивших 4 раздела: индустр. (самый большой), историко-рев., с.-х., жанрово-бытовой. Выставки башк. и сиб. разделов были проведены в Уфе и Новосибирске. В Свердловске выставка работала с 30 нояб. 1935 по янв. 1936. Среди участников — Н. Я. Белянин, С. В. Герасимов, Б. Н. Иогансон, К. Н. Корыгин, В. Н. Костяницын, Е. А. Львов, Ф. П. Малаев, В. В. Мешков, В. М. Мидлер, И. А. и Ф. А. Модоровы, Н. М. Никонов, А. М. Нюренберг, В. Н. Перельман, Ю. И. Пименов, П. Д. Покаржевский, В. В. Почиталов, В. В. Рождественский, С. В. Рянгина, Б. Н. Терпсихоров, В. И. Финогенов, Г. М. Шегаль и др. Критиками высоко оценены работы Яковлева («Бакальский рудник», «Строительство Саткинского завода “Магнезит”»; ныне в собрании ЧОКГ), портреты ударников ЧТЗ Ф. А. Модорова (ЧОКГ). Среди историко-рев. произв. отмечена картина ленингр. худ. Любимова «Челябинский пересыльный пункт», на к-рой среди ссыльных, выходящих из ворот тюрьмы пересыльной на окраине Чел., изображен И. В. Сталин (картина хранится в Киевском музее рус. иск-ва), а также картина П. П. Соколова-Скаля «Ночной разговор», посв. В. И. Чапаеву (в собрании ЧОКГ). В Чел. выставка открылась 1 апр. 1936 в клубе ЧТЗ и в помещении школы ФЗУ ЧТЗ им. Сталина. Были представлены произв. художников Москвы, Ленинграда, Свердловска (И. К. Слюсарев и др.), Уфы (И. Урядов и др.). Из чел. худ. участвовали И. Л. Вандышев, А. И. Корабельников, Н. Н. Никулин, Н. А. Русаков, А. П. Сабуров, А. Н. Самохвалов, А. М. Сосновский, Г. Я. Соловьёв, Д. Ф. Фехнер, В. И. Челинцова, Т. В. Щелкан-Руденко, П. Г. Юдаков. Рецензент Н. Наумов положительно оценил работы Соловьева («В цехе Магнитки»), Самохвалова («Праздник сева»), Щелкан-Руденко (портреты стахановцев Станкостроя и статуя «Ленин в детстве»), Русакова (пейзажи). Для организации чел. экспозиции приезжал моск. искусствовед Б. А. Бессарабов (впоследствии помог Щелкан-Руденко в популяризации ее скульпт. работы «Ленин в детстве»). Выставка знаменовала рождение ведущего метода сов. иск-ва — социалист. реализма; послужила импульсом к образованию творч. союзов художников в Свердловске и Чел., открытию художеств. музеев в Свердловске (1935/36) и Чел. (1939/40). Из работ чел. художников позднее была сформирована передвижная выставка (в нее вошло более 200 произв.), к-рая побывала в Магнитогорске, Златоусте, Миассе, Сатке, [Троицке (нек-рые работы составили часть фонда ЧОКГ).