Уральская научно-исследовательская испытательная станция


Уральская научно-исследовательская испытательная станция (УралНИИС), подразделение н.-и. автотракторного ин-та (Москва; НАТИ). Образована в 1962 для исслед. продукции предпр. машиностроения (Чебаркуль). На станции проводились полигонные испытания тяжелых гусеничных тракторов, в т. ч. в сравнении с заруб. аналогами фирмы «Катерпиллар» (США; с тракторами D9H, D9G, К-492), фирмы «Комацу» (Япония; С-400, D-455). Испытывались машины с.-х. назначения (С-80, С-100А, Т-4, ДТ-54) с целью изучения возможности их оснащения бульдозерным, рыхлит. и скреперным оборудованием; пром. назначения [Т-100М, Т-130 (ЧТЗ), Т-180Г (Брянского автомоб. завода)]; первые опытные образцы трелевочных машин (ТТ-4, ТДТ-75, ТДТ-40М, ТДТ-55) и т. д. До 1969 на полигонах УралНИИС НАТИ прошел все этапы испытаний (заводские, приемочные, гос.) дизель-электрич. трактор ДЭТ-250. В 1971, в связи с новым этапом в развитии отеч. тракторостроения (создание более совр. типов пром., лесохоз. и лесопром. тракторов), станция была выделена в самостоят. структурное подразделение НПО НАТИ с расширением сферы деят-сти, переоснащением испытат. участков, в т. ч. новым стендовым оборудованием. Совм. с Чел. филиалом НАТИ разработаны и внедрены гидротормозные стенды типа СТБ-б для торможения двигателей на шасси тракторов мощностью до 250 л. с. (184 кВт); полевой стенд-трек для испытаний и исслед. ходовой и несущей систем трелевочных тракторов с массой до 20 т, тягово-динамометрич. лаборатория ДЛ-30 с регистрацией параметров (тягового усилия, скорости, оборотов ведущих колес, двигателя и др.) с помощью цифровой аппаратуры; построены склады для хранения образцов техники. В 1970—80 испытателями УралНИИС НАТИ совм. с сотрудниками заводов-изготовителей проведены испытания и исслед. тракторов и землеройно-трансп. машин более 40 наим., в т. ч.: ТТ-4М, ДТ-75Р, ТДТ-55А (соответственно Алтайского, Волгоградского, Онежского тракторных з-дов); Т-220, ДЭТ-250М, Т-330 и др. (ЧТЗ); Т-300Г, Т-500, Т-25.01, Т-35.01 и их модификации (Чебоксарского завода пром. тракторов). Техника, прошедшая испытания, ставилась на серийное пр-во. Для сокращения закупок заруб. бульдозеров и трубоукладчиков в нач. 1980-х гг. была создана целая гамма отеч. тракторов тяжелого класса. В связи с этим на УралНИИС реализована программа техн. перевооружения опытно-эксперимент. базы. Построены: лабораторный цех, помещение лабораторно-стендовых испытаний двигателей и моторно-трансмиссионных установок, пункт техн. обслуживания с диагностич. комплексом, стенд для определения масс и координат центра тяжести машин грузоподъемностью до 100 т и др. Созданные специалистами УралНИИС НАТИ (в сотрудничестве с головным ин-том НАТИ и его Чел. филиалом) стенды и испытат. оборудование не имеют аналогов. Наличие уник. испытат. базы позволило выполнить заказы предпр. по испытаниям и исслед. техники, в т. ч. монтажных кранов МКГ-25.01 и МКГ-25.02, ДЭК-250, ДЭК-630; автогрейдеров ДЗ-98, ДЗ-98Б, ДЗ-140, ДЗ-140А; полноприводных автомобилей колесной формулы 6×6 и 8×8, «Урал-4320», «Урал-5557», «Урал-5323», «Урал-43223»; бульдозерных агрегатов МСАДУ и «Ларец-4» (ДЗ-132-1КЗ) для работы в условиях радиации. В 1988—89 проведена первичная аттестация испытат. центра на право проведения гос. и сертификационных испытаний тракторной техники и монтажных кранов (более 50 наим. продукции машиностроения). Для заводов-производителей проведен комплекс испытаний и исслед. по доводке конструкций машин до требований ГОСТа. За годы деят-сти УралНИИС НАТИ 7 сотрудников стали кандидатами техн. наук, получено 11 авторских свидетельств на изобретения, опубл. более 200 науч. статей. Ведущие специалисты постоянно включались в состав рабочих и гос. комиссий по испытаниям и постановке на серийное пр-во пром. тракторов и агрегатов на их базе. В 2000—05 велись исслед. функцион. качеств бульдозерно-рыхлит. агрегата на тракторах класса 10-25 с изменяющимся углом рыхления и по оценке вибронагруженности рабочего места оператора. В 2006 УралНИИС реорганизована в ОАО «Уральский испытательный центр НАТИ». Числ. сотрудников ок. 20 чел. (2008). В 2008 начались исследоват. работы по постановке на серийное пр-во гусеничного экскаватора ЭО-112 (разработка ЧТЗ). В разные годы станцией руководили А. С. Авраменко, В. Л. Дегтярев, В. П. Киселев, В. Л. Пахомов, Б. И. Пашковский, А. Г. Штыка. С 1997 орг-цию возглавляет Д. И. Нарадовый.