Военно-судная комиссия, орган воен. юстиции в Российской Империи в 1719—1865. В соответствии с законодательством Петра I действовали В.-с. к., к-рые носили врем. характер, создавались воен. начальством по каждому делу о преступлениях военнослужащих. В состав воен. суда входили презус (предс.), от 2 до 6 асессоров. Первый постоянно действующий воен. суд на Южном Урале был учрежден при Оренб. ордонанс-гаузе в 1797; в 1831 постоянные воен. суды были образованы при канцеляриях Урал. и Оренбургского казачьих войск. Ревизионный порядок гражд. судопроизводства являлся причиной постепенного расширения специфич. юрисдикции воен. судов, прежде всего в областях с воен. устройством. С 1832 воен. судом наказывалось конокрадство служилых башкир и мещеряков (мишарей). В 1834 компетенция воен. судов охватила все уголовные преступления, соверш. башкирами, мещеряками, калмыками, тептярями и бобылями, а также отставными казаками и войсковыми чиновниками. Врем. суды создавались по распоряжению воен. губернатора в городах Южного Урала, в частности в Чел. В гражд. сфере воен.-уголовное законодательство применялось в целях «скорого изыскания виновных» и эффективного укрепления гос. строя. Суждению комиссий воен. суда подлежали землемеры за преступления, соверш. во время генерального межевания. Перевод металлургических заводов на военизир. положение позволил ужесточить уголовное преследование за преступления, соверш. лицами мужского пола в период исполнения труд. обязанностей. Для рассмотрения уголовных дел Пермское горное правление формировало врем. В.-с. к. из чиновников горного ведомства или воен. офицеров. Постоянный воен. суд действовал с 1802 при Екатеринб. горном начальстве, с 1847 — при Урал. горном правлении и Екатеринб. заводах. Во 2-й четв. 19 в. законодательством предусматривались различные случаи подсудности гражд. населения В.-с. к., в частности по обвинениям в краже казенного воен. имущества, в умышл. поджогах, в сопротивлении воинской команде. Юрисдикция воен. судов распространялась на вторично задерж. убийц и разбойников, беглых людей, лиц, не имевших постоянного места жительства и документов. В случаях смешанного состава обвиняемых закон предусматривал совместный разбор дела воен. и гражд. судьями. С 1831 порядок судопроизводства был упрощен. Мат-лы дела поступали на оценку в гражд. суд 2-й инстанции, сохранявший право пересмотреть приговор воен. суда. Надзор за действиями воен. судей был поручен аудиторам, входившим (без права голоса при вынесении приговоров) в состав каждой В.-с. к. Аудиторы назначались из прослуживших 8—12 лет низших офицерских чинов, осведомл. в законах и отмеч. начальством, а также из гражд. служащих (чином не выше 9-го класса). При высших воен. офицерах состояли обер-аудиторы, должности к-рых соответствовали 9—7-му классам Табели о рангах. Решения воен. судов рассматривались главой местной администрации (воен. губернатором, генерал-губернатором). По делам военнослужащих воен. суды подчинялись Воен. коллегии, с 1797 — Ген. аудиториату, с 1802 — Аудиториатскому департ. Воен. мин-ва; по делам работников казенных заводов — Горному суду при Мин-ве финансов (с 1802), с 1837 — Аудиториату при Корпусе горных инженеров. Действие комиссий воен. суда прекратилось с введением воен.-суд. устава 1867, определившего новый порядок пр-ва дел в полковом, воен.-окружном и гл. воен. судах.