Юрта


Юрта, традиционное жилище переносного типа у тюрк. [у башкир — тирмэ, тирмә өй; у казахов — кииз уй («войлочный дом»)] и монг. кочевников (см. Кочевничество). Представляет собой сооружение из дерев. решетчатой стены (круглой в плане) с куполом из жердей (конусообразным — у монголов, алтайцев, бурят и др.; полусферич.— у казахов, каракалпаков, киргизов, туркменов, у большинства башкир и др.), крытое войлоком. Легкая и теплая Ю., к-рую удобно перевозить в верблюжьих и конских вьюках, была осн. типом жилища древних тюрок, совершавших 1000-км сезонные перекочевки со склонов Алтая, Тянь-Шаня, Хангая, Хэнтея в степи Внутр. Монголии, к Великой Кит. стене. Монголы в Центр. Азии до 10—12 вв. наряду с Ю. пользовались передвижными шатрами хуннского типа (см. Гунны). Кит. вельможи, усвоившие в эпоху Тан моду на тюрк. предметы обихода, переселялись в зимнее время в поставл. у дома К)., жилище значит. более удобное, чем кит. дом 7 в. Кит. гос. деятель и поэт Бо Цзюй-и (772 — 846) воспел в стих. функцион. качества и красоту Ю. («Круглый остов из прибрежных ив / Прочен, свеж, удобен и красив. / Юрту вихрь не может покачнуть... Тень ее прекрасна под луной, / А зимой она всегда со мной. / Войлок против инея — стена, / Не страшна и снега пелена...»). Ю. состояла из 5—6 (реже из 8—9) сборно-раздвижных щитов (канат — «крыло») выс. 1,70, шир. 1,80 м, скреплявшихся ремнями в замкнутую окружность (стена юрты — кәрәгә). В фольк. источниках упоминаются юрты из 12 щитов. Купол — из тонких жердей (уҡ — «стрела») дл. 2,5—3 м, ниж. концами закрепл. по верх. краю стены, верх.— к купольному кругу (башк. сағараҡ, казахское шанрак) диаметром ок. 1,5 м. Круглое отверстие служило для освещения и выпуска дыма горящего очага, располож. в центре Ю.; закрывалось пологом (төндөк — «ночник») с помощью длинной жерди и веревок. Силуэт купола определялся формой жердей: полусферич. у тюрк. Ю.— из изогнутых в ниж. части жердей, конусообразный у монг.— из прямых. Вход в Ю. закрывался дерев. дверью (шир. ок. 1 м); в ненастье дверь дополнительно закрывалась пологом (обычно свернутым в рулон с внеш. верх. стороны двери); монг. Ю. могла закрываться просто пологом. Стена Ю. покрывалась прямоугольными, купол — трапециевидными полотнищами кошмы, к-рые навешивались петлями на верх. края жердей, затем накрепко опоясывались волосяными арканами. Европ. путешественники — посланники, купцы, папские легаты (Менандр Протектор, Плано Карпини, Г. Рубрук, Р. де Гонсалес и др.) — отмечали большие размеры и роскошное убранство юрт древних тюрок, монголов, ср.-азиат. ханов. Плем. знать для приема гостей ставила Ю., крытую белым войлоком (ак тирмэ — «белый дом»). Ныне в Башкортостане, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Монголии возрождается традиция устраивать торжеств. приемы в белых юртах (изготовл. из совр. мат-лов). В такой Ю. Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов принимал весной 2002 Президента РФ В. В. Путина. Заурал. башкиры обычно ставили Ю. монг. типа. В горных районах иногда вместо войлока Ю. покрывали берестой. Типичная заурал. Ю., по описанию и чертежам краеведа К. К. Кушаева, имела выс. 4, диаметр 5 м, площадь 19,6 м2. Юрта ставилась на ровном месте (дерн не снимался). Для защиты от холода и для убранства интерьера служили ковры, к-рые развешивались по стенам; на пол также стелились ковры (кейеҙ), в т. ч. безворсовые (башк. келәм, казахское алаша), камышовые циновки (сырмаҡ, септә), шкуры домашних ж-ных и зверей. В холодные дни посреди юрты разжигали очаг (усаҡ — «костер»), на к-ром готовили пищу в чугунном казане, подвеш. на треножнике (башк. таған, казахское мосы). Отдыхали, устраивали трапезы прямо на устилавших пол коврах; позже вошли в обиход кровати, низкие столики (хантахта), большие подносы, самовары. В сухую и теплую погоду пищу готовили в глинобитных чувалах (башк. сыуал) и печах-каменках, слож. близ Ю. В Ю. почет. место (тур) — за очагом напротив входа — предназначалось для приема гостей; слева от него — место отдыха хозяев (старших в семье), справа — для отдыха молодых. Круглая форма юрты, отсутствие внутр. перегородок диктовали размещение предметов быта вдоль стен: от входа слева — хоз. инвентарь и конская сбруя, справа — домашняя утварь. Внутр. убранство Ю. определялось материальным достатком хозяев. Дерев. решетки юрты, жерди купола, обод светового отверстия (сынарака), его поперечные планки-распорки обычно пропитывались растит. краской коричневого цвета; в богатых юртах украшались резьбой, инкрустацией из кости, серебра. Самые красивые ковры развешивались по стенам; ценные вещи складывались в сундуки, инкрустир. жестью, серебром. Паласы, килемы, одеяла, запасы постельного белья складывались стопами (иногда на сундуки); перетягивались расшитыми ткаными перевязями. Разнообразными узорами расшивались веревки, служащие для закрывания светового полога-тундука, ковровый чехол (башкур) для волосяного аркана, стягивающего соединения стен и жердей, и др. У каждой хозяйки были свои ковровые узоры, к-рые иногда повторялись на тисненой кожаной посуде (многоведерные саба), переметных сумках, подкладках седел, домашней обуви и т. д. За 1,5-тысячелетнюю историю Ю. практически не претерпела функцион. изменений; семья могла разобрать ее и перевести на др. кочевье за один световой день. С переходом к оседлости юрты ставились только на летовках (джайляу). Башкиры дер. Саитова, Уразбаева, Яраткулова и др., располож. вокруг оз. Миассово, перестали выезжать на кочевки только в нач. 1930-х гг. Ныне юрты представлены в осн. в экспозициях музеев. Так, Кушаев собрал св. 10 макетов башк. юрт для музеев Аргаяша и Башкортостана. Ю. монг. типа, изготовл. им в натур. величину для ЧОКМ, временно установлена в Кунашакском историко-краеведч. музее. На общест. собр., праздниках (йыйын, сабантуй) обычно ставятся «представительские» юрты (от деревни, района); в Ю. и вокруг нее размещают предметы декоративно-прикладного творчества, демонстрируют и дегустируют блюда традиционной кухни, приветствуют гостей, организуют выступления нар. исполнителей.