Западно-Уральская железная дорога, трансп. магистраль, пролож. для обеспечения жизнедеятельности горнозаводских предпр. Ср. и Южного Урала, памятник ж.-д. стр-ва нач. 20 в. Инициатором сооружения дороги Лысьва — Нязепетровск — Бакал, к-рая должна была связать 10 урал. заводов, выступил Д. И. Менделеев. Финансирование работ взяло на себя акц. ж.-д. об-во. Управляющим стр-вом был назначен инж. путей сообщения Л. В. Носов. Изыскат. работы начались в 1900, вырубка леса на трассе была произведена зимой 1912/13. Стр-во проходило в сложных условиях: трасса должна была прорезать горные отроги, требовалось возводить мосты (наиб. крупные — через рр. Ай, Уфа), сооружения через множество лощин, ручьев и оврагов. Осн. инструментами были пила, кирка, лопата; трансп. средством — конные повозки. В ходе стр-ва было перемещено св. 19 млн м3 земли, сооружены насыпи выс. до 20 м, рвы глуб. до 15 м. Стоимость земляных работ составила 12 млн руб. (1/3 стоимости всего стр-ва). Еще до завершения работ по дороге были пропущены воинские эшелоны. Официально магистраль была сдана в эксплуатацию 16 окт. 1916. До наст. времени дорога не подвергалась рек-ции, имеет первозданный вид. На ст. Нязепетровская сохранились почти все строения нач. 20 в.: вокзал, больница, жилые дома; эксплуатируется здание локомотивного депо, построенное в 1914.