Заседатели, члены коллегий рос. суд. органов в 1775—1864.
Дворянские заседатели, чл. коллегий ниж. и верх. земских, уездных, совестных судов и суд. палат. Дворянским собр. губернии на гос. должность сроком на 3 года избирался канд., «ни в каких штрафах, подозрениях и явных пороках не бывалый», «честного и незазорного поведения», независимо от звания и чина, владевший в уезде имением. Жалов. грамоты 1785 ограничили в собр. права малоимущих дворян и лиц моложе 25 лет. Должности, замещаемые дворянством, были соотнесены с Табелью о рангах. Уездные вакансии полицейских З. соответствовали 10-му, суд.— 9-му классу. Неслужившие дворяне и не выслужившие чина обер-офицерского ранга не допускались к голосованию и лишались права быть избранными на должность. Канд. мог быть избран заочно, но отказ от почет. обязанностей зависел от согласия собр. На выбранных дворян распространялись все законы о государственной службе. Чиновники, направлявшиеся в уезды, имели право посещать свои семьи «без отклонения от прямого пути следования». Увольнение допускалось по состоянию здоровья и рассматривалось как отставка. Уклонение от обязанностей подлежало адм.-дисциплинарной и уголовной ответственности. Отсутствие по причине болезни проверялось. В юрисдикцию уфим. предводителя и окружного суда входили 6 помещиков из Чел. В Чел. до 1797 дворянские заседатели присутствовали только в уездной полиции. В коллегии Челябинского уездного суда, открытого в 1797, дворянские судьи заседали с 1803 (совм. с представителями сел. населения). В 1831 положение о выборах было обновлено. На съезды в Уфе собирались потомственные дворяне, достигшие 21 года, имевшие недвижимую собственность в губернии и получившие на действит. службе чин 14-го класса. Специализация чиновников, назначавшихся и избиравшихся в 1840—50-е гг., определила кадровые назначения в учреждения Уфим. губ. после реформ 1860-х гг., радикально сокративших роль сословных ин-тов в правоохранит. системе.
Сельские заседатели, чл. коллегий ниж. земских и совестных судов, ниж. и верх. расправ. Инструкции по организации и проведению выборов в заседатели рассылались губерн. правлением земским исправникам, множились и объявлялись населению. Сел. выборы являлись 2-степенными. Повер. лица общин (по 1 от 500 чел.) — «незазорного» поведения, имеющие благоустроенное х-во, жен и детей, не состоявшие «в наказаниях, подозрениях, ябедах и явных пороках» и не моложе 30 лет — собирались в уездный центр, где определяли канд. В Чел. собирались представители от селений государственных крестьян, служилых татар, сартов (оседлых узбеков), аюкинских калмыков, башк. и мещерякских команд. Утвержд. канд. приводились к присяге, остальным объявлялись причины безуспешного баллотирования. Срок исполнения должности составлял 3 года. Законом предусматривались сроки увольнения сел. З. с целью поддержания х-в, хлебопашества. Уклонявшиеся от исполнения государственной должности проходили мед. освидетельствование, отсутствие по болезни проверялось полицейскими служащими. Адм. взыскания и поощрения сел. З. зависели от решений наместника и губерн. правления, контролировавших правоприменит. сферу. Смещение до истечения срока полномочий осуществлялось на основании пост. уголовной палаты, в компетенции к-рой находились дела о должностных преступлениях. Оставив должности по истечении срока, сельские обыватели могли вновь баллотироваться на штатные места в государственные учреждениях. Не участвовавшие в новом баллотировании или не избр. на должность бывшие З. использовали получ. опыт для оказания помощи крестьянам своих волостей, ведущим тяжбы или привлеч. к уголовному суду в местных расправах. Первонач. представители сел. населения, избр. на должности в государственные учреждения, не пользовались особым авторитетом у крестьян, воспринимались как преуспевающие, чуждые крест. интересам чиновники, о чем свидетельствуют архивные дела об оскорблениях в адрес сел. З. во время исполнения ими обязанностей (описания дворов, взыскания невыплач. подушных и натур. налогов и др.). Сел. заседатель в силу социального происхождения был доступен для посетителей и одноврем. уязвим: стремление крестьян решать узкогрупповые и личные интересы провоцировало случаи злоупотреблений должностным положением. Павел I отстранил податное население от представительства в государственные учреждениях. Общест. участие в управлении и правосудии возобновилось с началом царствования имп. Александра I. Были упразднены ин-ты сословной обособленности башкир и мишарей в земской полиции и суде. Указами 1801 кол-во сел. З. сократилось в Чел. с 8 до 2, их деят-стью стал руководить избираемый дворянами уфим. губ. окружной судья. Объем прав и обязанностей судейских лиц из гос. поселян оставался в 1-й пол. 19 в. прежним. Комплектование суда зависело от изменений в составе и числ. социально-этнич. групп в уезде. Сословное представительство гос. поселян было отменено судебной реформой 1864.