Земельный налог, плата за пользование землей. В 1990-х гг. на территории Челябинской обл. практически создана основа нового земельного строя. Наряду с ликвидацией гос. монополии на землю осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности, проведено бесплатное перераспределение земель в пользу граждан, введено платное землепользование (см. Предоставление земель в пользование), основная часть с.-х. земель передана в частную собственность. Реальное многообразие форм собственности на землю и платность землепользования создали объективные условия для становления и развития земельного рынка (см. Рынок недвижимости) как одного из осн. механизмов совр. землепользования. Для стимулирования рацион. использования, охраны и освоения земель; повышения плодородия почв; выравнивания социально-экон. условий хозяйствования на землях разного качества; обеспечения развития инфраструктуры в населённых пунктах; формирования спец. фондов финансирования этих меропр. введена плата за землю. Ее формами согласно Земельному кодексу РФ (1991) и федеральному закону «О плате за землю» (1991) являются З. н. и арендная плата, к-рые постоянно индексируются. В Челябинской обл. при определении размера З. н. учитываются положения обл. закона «О ставках земельного налога» (2001). Для создания налоговой базы, без к-рой невозможно начислить земельный и ряд др. налогов, в 1991—2002 выполнены работы по инвентаризации земель на площади 172 тыс га (61% площади земель всех поселений). В 2002—04 в Челябинской обл. по пост. Прав-ва РФ «О государственной кадастровой оценке земель» (2000) выполнены работы по гос. кадастровой оценке земель каждой категории (см.: Земельный фонд; Кадастр земель), результаты к-рой позволяют получить более соверш. учет земельных участков по сравнению с инвентаризацией. Структура облагаемых З. н. терр. практически неизменна: 2,9 млн га (83% общей налогооблагаемой площади) занимают земли с.-х. назначения; 371 тыс. га (10,6%) — земли населенных пунктов; земли водного и лесного фондов занимают соответственно 16,1 и 1,2 тыс. га, что составляет 0,46 и 0,03% общей площади области. Кроме того, из земель, входящих в гос. и муниципальную собственность, было предоставлено гражданам и юрид. лицам во владение, пользование и аренду 2183,5 тыс. га. Т. о., налогооблагаемая база составляла по области 5695 тыс. га, или 59,3% общей площади земель. Для обеспечения полноты поступления З. н. и арендной платы за землю Управление Роснедвижимости по Челябинской обл. и его территориальные органы ведут учет площадей, подлежащих налогообложению; совм. с налоговыми и финанс. органами рассчитывают поступления средств от платы за землю. Проводится также работа по увеличению налогооблагаемой базы. Большие резервы увеличения сборов за землю заложены в арендной плате, взимаемой за предоставл. в пользование участков земли, находящихся в гос. и муниципальной собственности (механизм установления уровня арендных платежей является более гибким, чем механизм Земельного налогообложения).