Земский суд, уездное адм.-полицейское учреждение, надел. суд. функциями. Создан в результате губерн. реформы имп. Екатерины II (1775), до 1837 назывался ниж. З. с. Формировался как коллегиальное, всесословное учреждение; состоял из земского исправника (капитана) и 2—3 заседателей (в зависимости от величины уезда), избиравшихся на 3 года в подавляющем большинстве случаев местным дворянством с последующим утверждением губернатором. В уездах, где дворянские имения отсутствовали или были малочисл., земский исправник назначался губерн. правлением из числа 3 канд. При рассмотрении дел, «до их селений касающихся», в ниж. З. с. направлялись 2 заседателя из состава заседателей ниж. расправы. В соответствии с этнич. спецификой региона в 1817—20 в состав Верхнеурал. и Троицкого земских судов были введены башк. деп., а в Чел.— представители от башкир и тептярей. В 1827 Оренб. губерн. правление обязало каждую волость избрать по 1 переводчику для обеспечения работы ниж. З. с. Перед ниж. З. с. ставились цели: сохранение «благочиния, добронравия и порядка» в уезде; контроль за исполнением населением законов и преследование, невзирая на лица, их нарушителей; реализация указаний вышестоящего начальства и суд. органов. Непосредств. полицейские функции ниж. З. с. заключались в наблюдении за правилами торговли, осуществлении контроля за движением цен на товары, точностью мер и весов, сохранностью дорог и мостов, а также за движением населения внутри уезда и в поимке беглых. З. с. осуществлял пр-во следствия по уголовным делам, рассылку «зазывных» документов, обеспечивал исполнение суд. решений и приговоров. За кражу или мошенничество, соверш. не более 2 раз с причинением ущерба менее 20 руб., определялось наказание в адм. порядке. В компетенции З. с. находились вопросы налогообложения и переписи населения, составление ведомостей о провиантских и фуражных ценах, контроль за законностью товарно-ден. оборота, заготовка хлеба на случай неурожая, организация противоэпидемич. карантинных застав, надзор за состоянием дорог и мостов, защита лесных массивов от самовольных порубок, профилактика лесных пожаров и организация пожаротушения. З. с. занимался социальной защитой засл. ветеранов внеш. войн. Особый предмет внимания полицейской администрации составляла духовная сфера общест. жизни. Отправление обрядов правосл. веры законодательно обеспечивалось поддержкой гос. органов и охраной, последователям др. вероисповеданий гарантировалась свобода отправления обрядов. Полицейские чины следили за посещением правосл. обывателями исповеди и св. причастия; взыскивали штрафы с мирян, не почитающих церковь; возбуждали уголовное преследование за уклонение православных в раскол, несоблюдение обрядов, за богохульство и безнравств. поведение в храме. По делам, относящимся к компетенции полиции, ниж. З. с. состоял под прямым управлением наместнич. (губерн.) правления; в суд. отношении его решения могли быть оспорены по инициативе сторон, стряпчего, вышестоящей суд. инстанции или земского исправника (в 4-вед срок в уездном суде, при его отсутствии — в ниж. расправе). В отличие от др. суд. учреждений уезда и губернии, чьи сессионные заседания проходили 3 раза в год, ниж. З. с. собирался по мере необходимости там, где «непорядки учинились, или куда позван, или послан будет». Чл. ниж. З. с. свои обязанности должны были выполнять «на месте безденежно», т. е. не требуя с местного населения вознаграждения за рассмотрение дела и платы за проезд к месту заседания. Ревизоры Сената, посетившие Юж. Урал в 1800 и ознакомившиеся с многоплановой деят-стью полицейских учреждений, констатировали, что «спокойствие, безопасность и порядок, зависящий от полиции, существуют». Несмотря на то что по закону компетенция З. с. распространялась на весь уезд, в 1803—40 на территории Оренбургского казачьего войска под их юрисдикцией находились только женщины, дети и свободные от воен. службы мужчины. В 1840 с принятием «Положения об Оренбургском казачьем войске» терр. ОКВ (за исключением городов) была полностью выведена из-под контроля земской полиции. В соответствии с «Положением о земской полиции» (1837) были изменены структура и порядок формирования З. с.: его постоянное присутствие составили земский исправник, 1 старший (непременный) заседатель, избиравшийся от дворянства или назначавшийся от короны, и 2 заседателя от поселян; в структуре З. с. учреждалось 2 стола, вводилось 3 должности рассыльных; должности дворянских заседателей были реорганизованы в становых приставов. В этом виде З. с. на Южном Урале существовали до мая 1863, когда были объединены с гор. полицией в уездные полицейские управления в соответствии с «Временными правилами об устройстве полиции в городах и уездах губерний» (1862).