Железнодорожные перевозки


Железнодорожные перевозки грузовые и пассажирские, перемещение грузов и пассажиров ж.-д. транспортом. Ж. п. развиваются в регионе с 1892, с момента открытия сквозного движения на участке Самара — Златоуст — Чел. Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1934 из состава Пермской железной дороги выделена Южно-Уральская железная дорога, в ведении к-рой находится практически вся терр. области (за исключением перегона Аша — Миньяр — Кропачево, относящегося к Куйбышевской ж. д.). Эксплуатационная дл. железных дорог общего пользования на территории области составляет 1795,6 км (2006), за годы своего существования возросла на 203,6 км (см табл. 1); 90% перевозок осуществляется на электрич. тяге; 72,7% жел. путей общего пользования электрифицированы. В 2006 густота ж.-д. путей общего пользования составляла 20,3 км на 1000 км2, т. е. превышала ср. для России значение в 4 раза. Протяженность подъездных путей ок. 2,5 тыс. км. Формирующиеся на ЮУЖД грузовые составы могут насчитывать до 100 вагонов, пас.— до 24. Парк электровозов состоит из марок ВЛ85, ВЛ80, ВЛ10, ЧС7 и др. В кон. 19 в. скорость движения поездов составляла 20—25 км/ч (в 2 раза выше скорости движения гужевого транспорта); совр. электровозы и тепловозы могут разгонять поезда до 120—160 км/ч. На Чел. отделении ЮУЖД работают компании-операторы по перевозке грузов. Несмотря на то что износ осн. производств. фондов дороги превысил 60%, доля этого вида транспорта в грузообороте области (произведение массы перевез. грузов на пройденное расстояние) превышает 97%. Среди наиб. массовых грузов, перевозимых по жел. дороге: жел. руда, прокат черных металлов, кам. уголь и кокс; доля нефтяных, лесных и хлебных грузов сравнительно невелика. Объемы грузоперевозок, достигнув максимума к 1988 (по сравнению с 1940 возросли в 6 раз), в период 1990—2005 уменьшились на 45%; осн. причины снижения перевозок — общий экон. спад в стране и рост тарифов на Ж. п. В 2002 объем грузов, перевез. ж.-д. транспортом, соста- вил более 70 млн /га. Велика доля транзитных грузов, что объясняется геогр. положением области. Ср. дальность перевозок грузов составляет 1103,2 км (рассчитано по данным 2005). Доля ж.-д. транспорта в пассажирообороте (произведение кол-ва перевез. пассажиров на пройденное расстояние) составляет 41,2% от обл. итога. По кол-ву перевез. пассажиров ж.-д. транспорт значит. уступает автомоб. (см. Автомобильные перевозки). Согласно расписанию 2002, через ст. Челябинск следовало 40 пас. и 24 скорых пассажирские поезда, как ежедневных, так и обращающихся по определ. дням недели или сезонам года. Ок. 87,9% Ж. п. пассажиров приходится на пригородное сообщение (пригородными считаются перевозки на расстояние до 150 км, но с 2002 в направлении на Курган и Екатеринбург ходят скоростные электропоезда, преодолевающие расстояние более 150 км). Общее рук-во всеми пригородными перевозками осуществляет пас. служба ЮУЖД. В марте 2001 на Чел. отделении создана дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Чел., в мае такие дирекции появились на Курганском и Оренб. отделениях. С янв. 2002 в структуре ЮУЖД работает служба пригородных перевозок. В 1948 в локомотивном депо ст. Чел. появилась первая электросекция (электричка), к-рая в нояб. этого года совершила первый рейс в сторону ст. Полетаево (до 1955 Чел.— Полетаево было единств. направлением движения электропоездов). Поезд шел 1 ч 10 мин; состоял из 6 вагонов, вмещавших 600 пассажиров; его обслуживали машинист, 2 пом., 6 проводников, бригадир (нач. поезда), гл. и старший кондукторы и кассир. К сер. 1970-х гг. полностью обновился подвижной состав, появились электросекции «ЭР-2»; поезд обслуживали 1 машинист и 2 проводника; кол-во вагонов увеличилось до 10; появились локомотивная сигнализация, автостоп и рация. Кроме направления Полетаево — Златоуст возникли новые: на Шумиху, Троицк, Розу, Чел.-Южный. Всего ст. Чел. в те годы отправляла и принимала в сутки 124 электропоезда. В 2000-х гг. наиб. интенсивное пригородное ж.-д. сообщение сосредоточилось в радиусе до 90 км от Чел. За пределами этой зоны интенсивность перевозок резко падает. Так, в 2002 на участке Чел.— Златоуст (включает 44 остановочных пункта) ежесуточно работало 17 пригородных электропоездов (от Чел.), в интервале времени (моск.) 3.30—21.00. Ср. дальность перевозок пассажиров составляла 136 км (рассчитано по данным 2001). За 2003 по Челябинскому отделению в пригородных поездах отправлено 12 млн пассажиров (в т. ч. 4 млн чел. со ст. Чел.). Электрички следуют в направлениях на Златоуст. Карталы, Магнитогорск, Миасс, Троицк, Чебаркуль, Южноуральск. Поезда обслуживают бригады, состоящие из машиниста, его пом., проводника. Кол-во вагонов — 6, 8, 10; посадочных мест в вагоне — 100; есть сигнализация, автостоп, рация; типы электросекций — ЭР-2, ЭР-9, ЭД-4М. Ср. скорость движения 42 км/ч.