Жилищно-Коммунальное хозяйство


Жилищно-коммунальное хозяйство Челябинской области, совокупность предпр. и служб, обеспечивающих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда. Первонач. ЖКХ включало жилые дома со всем находящимся в них инж. оборудованием, дачный фонд, рем.-строит., производств., снабженч., трансп. и др. подразделения, обслуживающие жилищный фонд и входящие в систему управления его материально-техн. базой. Становлению отрасли способствовал выход декрета ВЦИК (20 авг. 1918), узаконившего экспроприацию частного домовладения и объявившего гос. все земельные участки в городах, а также все значит. гор. домовладения. Т. о., была проведена сплошная муниципализация гор. жил. фонда, забота о жил. нуждах населения возложена на гос-во. Местными Советами назначались в домах коменданты; жил. отделы Советов осуществляли перераспределение жилья. Появились домкомы (домовые к-ты) и домкомбеды (домовые к-ты бедноты). К 1924 основная часть муниципального жил. фонда была охвачена жил. т-вами (орг-циями жильцов, управляющими домами на правах аренды у местных Советов и под их контролем). Позднее возникли ЖАКТы (жил.-арендные кооп. т-ва), просуществовавшие до 1937. Жил.-строит. кооперативы (ЖСК) появились в 1958. Декретом СНК от 20 апр. 1922 впервые была введена квартплата, регулировавшая ставки оплаты жилья в зависимости от социального положения плательщика, качества квартир и благоустройства. Предельные ставки были низкими и не покрывали необходимых эксплуатационных расходов. В условиях коренного переустройства гор. х-ва особо значимым стало расширение сети водопроводов. В Чел. водопровод появился еще в дорев. период (1912), в Троицке был введен лишь в 1929, в Златоусте — в 1931, затем в Копейске (см. Благоустройство городов). В 1933, с введением в эксплуатацию нового водопровода в Чел., общая суточная расходная норма по городу составила 180 л на 1 чел. в сутки (в настоящее время — 250 л). Наращивались темпы жилищного строительства. К 1931 ассигнования на коммунальное х-во увеличились в 4,5 раза по сравнению с 1924. Значит. суммы в коммунальное и жил. стр-во вкладывала пром-сть. Объем вложений в ЖКХ из всех источников (кредит, пром-сть, бюджет, собств. накопления и средства населения) в целом по Урал. обл. составлял в 1931 — 173 млн, в 1932 — 300 млн руб. С образованием Чел. обл. (1934) наиб. интенсивно жил. фонд и ЖКХ развивались в Златоусте, Копейске, Магнитогорске, Троицке и Чел. Тем не менее в довоен. годы обеспеченность населения жильем оставалась недостаточной. С началом Великой Отечественной войны потребовались дополнит. ресурсы для размещения в урал. насел. пунктах эвакуированного населения. Местные Советы несли ответственность за сохранение находящегося в их ведении жил. фонда. В составе горсоветов действовали управления или отделы коммунального х-ва. Управление жил. фондом, находившимся в ведении предпр., орг-ций и учреждений, осуществлялось жил.-коммунальными отделами при мин-вах и ведомствах. С 1928 по 1990 базовый тариф оплаты жилья и коммунальных услуг не менялся; был установлен в расчете за 1 м2 жилой площади в гос. жил. фонде на уровне 1,98 руб., в колх. фонде — 1,46, фонде жил. кооперации — 3,4 руб. в год. Надбавки к базовому тарифу в размере до 25% имели право устанавливать местные органы власти в поселениях с высоким уровнем развития социальной инфраструктуры. Оплата жилья населением составляла примерно 1% общих затрат. Гос-во обеспечивало 2/3 расходов на содержание ЖКХ; оставшаяся треть оплачивалась предпр. и ведомствами. В 1990-х гг. началось существ. реформирование ЖКХ (см. Жилищно-коммунальная реформа). К 2002 комплекс ЖКХ Чел. обл. включал 780 источников теплоснабжения, св. 20,5 тыс. км тепло-, водо- и канализационных сетей (в 1-трубном исчислении), 70,5 млн м2 общей жилой площади. Жил.-коммунальные услуги оказывало почти 1200 орг-ций (с кол-вом работающих св. 70 тыс. чел.) Чел. обл. По данным за янв. 2006, ок. 69,0% жил. фонда было оборудовано всеми видами благоустройства, т. е. имелись одноврем. водопровод, канализация, центр. отопление, газ, горячее водоснабжение, электроснабжение. Анализ состояния и тенденций развития комплекса осуществляло Главное управление инж. обеспечения Чел. обл., с 2004 — Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Чел. обл.; оно же обеспечивает условия для создания и деят-сти орг-ций различных форм собственности по предоставлению коммунальных услуг населению, осуществляет контроль за техн. эксплуатацией объектов; совм. с Главным управлением экон. развития и торговли Чел. обл. (с 2004 Министерство экономического развития) разрабатывает предложения по повышению эффективности работы ЖКХ для включения их в обл. программы социально-экон. развития; совм. с Единым тарифным органом Чел. обл. определяет тарифы на коммунальные услуги; совм. с Гл. финанс. управлением (с 2004 Министерство финансов) выделяет бюджетные средства в соответствии с законом Чел. обл. о бюджете на текущий год. Оперативный контроль за деят-стью жил.-коммунальных предпр., занимающихся обслуживанием и содержанием жилья, осуществляют районные и гор. администрации; они же как собственники муниципального жил. фонда организуют работу по его эксплуатации и содержанию, регулируют взаимоотношения между предпр., обслуживающими жил.-коммунальный комплекс, осуществляют контроль за содержанием и ремонтом жил. фонда и инж. инфраструктуры. Реформирование экономики страны в 1990-х гг. привело к существ. снижению инвестиций в жил. и коммунальное х-во, сокращению дотаций из федерального бюджета. Осн. источником финансирования ЖКХ стали обл. и местные бюджеты (см. диаграмму 1). В 2003 объем инвестиций, направл. на развитие материально-техн. базы коммунального х-ва Чел. обл., составил 1295,2 млн руб., их доля в общем объеме инвестиций выросла с 6,6% (1997) до 9,1% (2000). На управление коммунальным х-вом и внеш. благоустройство (дороги, тротуары, мосты, путепроводы, объекты озеленения) расходовалось 2/з всех средств, на строительство газовых сетей — 11—12%, тепловых — 4—9%. Однако общее снижение инвестиционной активности привело к сокращению стр-ва и ввода в эксплуатацию объектов коммунального х-ва. По состоянию на 2003 в области насчитывалось 560 недостроенных объектов. По данным Чел. обл. к-та гос. статистики, в 1998—2003 вводилось в эксплуатацию в ср. за год 20,3 км водопроводных сетей, 10,6 — канализационных, 3,5 — тепловых, 274,3 км — газовых (из них ок. 80% — в сел. местности). Несмотря на недостаточное финансирование, выполнялись планы газификации области, быстрыми темпами шло стр-во газовых сетей. К 2001 Чел. обл. вошла в двадцатку наиб. газифицир. регионов России (см. Газовое хозяйство). По области было газифицировано 109,5 тыс. квартир и домов, переведены с мазута на газовое топливо 168 муниципальных котельных — год. экономия составила 270 млн руб. (см. диаграмму 2). ЖКХ является одним из осн. потребителей тепла, ежегодно расходуя ок. 1/4 всей произвед. в области теплоэнергии. В общем объеме услуг населению жил.-коммунальные занимают 1-е место (их доля в 2005 составила 28,5%). Увеличение стоимости таких услуг обусловлено динамикой устанавливаемых федеральных стандартов, определяющих долю платежей населения на покрытие затрат. В ближайшие годы ЖКХ должно перейти на режим безубыточного финансирования за счет 100%-го покрытия населением затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг. Кроме того, к обслуживанию жил. фонда и оказанию коммунальных услуг все активнее привлекается малый и ср. бизнес, что позволяет уменьшить расходы и повысить качество предоставляемых услуг: в области действует ок. 100 альтернативных и конкурентоспособных предпр., нек-рые подошли к рентабельному уровню; предпр. в Снежинске, Трехгорном, Южноуральске работают с прибылью.