Златоустовский пруд, искусств. водоем на р. Ай, в месте впадения в нее р. Большая Тесьма. Расположен на территории Златоуста; его плотина условно принимается за центр. точку города. Пруд имеет форму, близкую к прямоугольной, вытянут в направлении с Ю. на С. Дл. ок. 4 км, шир. ок. 1 км. Площадь зеркала при норм. подпорном уровне (НПУ) — 4,2 км2, уровень при НПУ — 413 м по БС. Объем водной массы: полн.— 9,0 млн м3, полезный — 6,0 млн м3. Полезная водоотдача — 4,7 млн м3/год. На сев. берегу пруда расположен жилой массив Ветлуга, на зап.— Демидовна и пр. им. Ю. А. Гагарина, на вост.— урочище Фриденталь; юж. берег заболочен. Пруд сооружен в 1754 основателями Златоустовского железоделательного завода Мосоловыми с целью использования энергии воды для приведения в действие заводских машин и механизмов. Прудовая плотина возведена между гг. Косотур и Уреньга, в наиб. удобном с гидротехн. точки зрения месте. По свидетельству П. П. Аносова, дл. основания земляной части плотины была 98 саж, шир. 18 саж; дл. верх. части 125 саж, шир. 15 саж 1 аршин. Выс. земляной части плотины 4 саж. Дерев. часть представляла собой сложный комплекс сооружений: режей, свинок, быков, зеркала, ларей, ларевых труб и пр., выполн. из лиственницы — наиб. прочной из всех распростран. на Урале пород деревьев, не подверж. гниению. Вода подавалась ларями и ларевыми трубами через прорезы в плотине на гидравлич. колеса и вращала их. Для доменного цеха имелся особый прорез. Кроме того, в верх. части плотины были уложены перекладины, покрытые тесом, образующие мост. К кон. 19 в. с внедрением в пром-сть паровых и электрич. механизмов пруд утратил свое первонач. значение и стал использоваться как место отдыха горожан. В зимнее время на льду З. п. проводились многочисл. спорт. соревнования, с 1927 он использовался для массового катания на коньках В марте 1926 прошли конные соревнования с участием спортсменов из Миасса; в янв. 1933 — воен.-спорт. праздник (конно-лыжные соревнования), посв. 15-й годовщине создания Красной Армии. В янв. 1934 состоялось первое занятие планеристов; в янв. 1935 — первая районная детская спартакиада по зимним видам спорта (лыжи, коньки). В послевоен. годы сооружена водная станция, от к-рой катера курсировали на противоположный берег пруда, в район Фриденталя. Так, в июне 1952 за 20 дней басс. водной станции завода им. В. И. Ленина посетило почти 6 тыс. чел. Катера переправили на др. берег более 5 тыс. чел. В начале апр. 1964 над прудом совершил свой первый полет легчайший в мире самолет (ок. 100 кг) «Малыш» конструкции Л. А. Комарова. В последующие годы значение З. п. как места отдыха стало снижаться из-за значит. загрязнения его акватории отходами гор. пром. предпр. (в настоящее время производится его очистка). Весной 2003 в связи со стр-вом нового моста вода З. п. была почти полностью спущена; повторное заполнение началось весной 2004. Плотина за все время своего существования ни разу не размывалась, но неоднократно ремонтировалась и реконструировалась. В 1915 началось сооружение новой ж.-б. плотины (завершено в 1925). Первонач. предусматривалось создание гидроэлектростанции на гор. пруду, были заказаны 2 гидротурбины мощностью 750 кВт, однако проект не был реализован. Долгие годы по плотине З. п. пролегала дорога, соединяющая центр города с районом ж.-д. ст. Златоуст; в 1936 здесь же была проложена трамвайная линия. В марте 2001 по инициативе главы администрации г. Златоуста П. С. Мигашкина начаты рек-ция плотины з. п. и стр-во нового моста через пруд неск. южнее плотины. Проектную документацию подготовили специалисты ин-та «Уралпромпроект», проработку техн. части произвело управление «Челябводоканал». Ген. подрядчиком стр-ва нового моста стал Чел. мостоотряд № 16 (нач. А. А. Кузнецов) ЗАО «Уралмостострой». В 2003 новый мост был сдан в эксплуатацию (по нему проходят трамвайные пути и автодорога). На старой плотине проведена рек-ция с заменой створов. На одном из этюдов рус. живописца и графика А. М. Васнецова, путешествовавшего по Ср. и Юж. Уралу в 1890—91, изображен З. п. (этюд так и называется — «Златоустовский пруд»).