Златоустовский железнодорожный вокзал


Златоустовский железнодорожный вокзал, здание. Один из старейших ж.-д. вокзалов на территории области. Стр-во первого здания вокзала началось в 1889, в период сооружения Уфа-Златоуст. ж. д. (см. Самаро-Златоустовская железная дорога), закончено в сент. 1890. Согласно описанию в «Журнале освидетельствования вновь построенной Уфа-Златоустовской железной дороги», пас. здание ст. Златоуст (2-го класса) «двухэтажное, нижний этаж здания закрыт со стороны пути насыпью полотна, со стороны же двора он имеет вид высокого цоколя, в светлой части этого этажа имеются помещения для жилья, в темной — подвалы; в верхнем этаже помещаются пассажирские залы с мужскою и дамской уборными, телеграф, контора начальника станции, почтовое отделение, вестибюль, кухня и буфет, для входа во второй этаж со стороны двора устроен пандус. Стены верхнего этажа кирпичные, нижний этаж каменный, облицовка стен нижнего этажа, а равно ступени пандуса, пилястры и карнизы верхнего этажа и полы в вестибюле и пассажирских залах сделаны из местного мрамора, притертого с лицевых сторон; полы в остальных помещениях верхнего этажа и полы жилого помещения в нижнем этаже деревянные, потолки двойные, причем в вестибюле и пассажирских зданиях потолки в виде кессонов из лиственницы; оконные и дверные переплеты, тамбуры и проч. тоже сделаны из лиственницы». Комиссия особо отметила, что в отношении отделки выделяется пас. здание ст. Златоуст — кам., с пилястрами, карнизами, подоконниками и полами из местного мрамора (очевидно, медведевского, к-рый 10-летие спустя использовался при стр-ве Музея изящных иск-в им. имп. Александра III в Москве; ныне Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина). Пас. платформа на ст. Златоуст шир. в 3 саж была покрыта «лещадью» (плитой) из колотого, а затем обтесанного местного камня, вероятно, слюдяного сланца, выходы к-рого были обнаружены неподалеку от железной дороги. Первый поезд отправился от перрона вокзала 8 (20) сент. 1890 в 8 ч 27 мин вечера. На торжествах по случаю открытия движения от Златоуста до Уфы выступил инж. Н. Г. Гарин-Михайловский. За годы существования вокзала здесь побывало мн. известных деятелей, среди к-рых: певец Ф. И. Шаляпин (март 1891); худ. А. М. Васнецов (1891); министр гос. имуществ А. П. Ермолов (28 авг. 1895); министр финансов граф С. Ю. Витте (24 авг. 1896); участники 7-й сессии Междунар. геол. конгресса амер. проф. Д. Холл, геологи А. П. Карпинский, М. К. Цветаева, Ф. Н. Чернышёв (28 июля 1897); химик Д. И. Менделеев (16 июля 1899); рос. имп. Николай II (30 июня 1904); полит. и гос. деятели: Н. И. Подвойский (30 мая 1918), адм. А. В. Колчак (1-я пол. 1919), Л. Д. Троцкий (18 февр. 1920); М. И. Калинин (17 нояб. 1920); наркомы: здравоохранения — Н. А. Семашко (1930), путей сообщения — А. А. Андреев (12 мая 1932), тяжелой пром-сти — Г. К. Орджоникидзе (5 мая 1934). В годы Великой Отечественной войны отсюда уходили на фронт эшелоны с бойцами (из Златоуста было призвано более 30 тыс. чел.); прибывали поезда с оборудованием эвакуир. предпр. (за 2-ю пол. 1941 — св. 30 заводов из Днепропетровска, Донецка, Киева, Кривого Рога, Ленинграда, Луганска, Макеевки, Москвы и Харькова). 17 марта 1954 на перроне состоялись торжеств. проводы добровольцев, уезжавших на освоение целины. Здесь встречали и провожали спортсменов Л. П. Скобликову и А. Е. Карпова. Здание вокзала с небольшими изменениями (фигурная кладка фасада была практически скрыта под штукатуркой) существовало в теч. 100 лет. В нояб. 1981 оно было полностью демонтировано, на его месте началось стр-во нового вокзала по индивид. проекту ин-та «Челябжелдорпроект» (арх. В. М. Попов). Архит. силуэт здания имитирует символич. изображения контуров г. Таганай, булатных клинков. В оформлении интерьеров использованы мрамор и гранит, анодир. алюминий. Стр-во вокзала вели специалисты строит.-монтажного поезда № 156 треста «Южуралтрансстрой» при участии мн. предпр. Златоуста: машиностроительного завода, треста «Златоустметаллургстрой», завода металлоконструкций, СУ № 2 треста «Уралавтострой». Здание возводилось без остановки движения поездов; сложности вызывали близкое залегание грунтовых вод и многочисл. инж. коммуникации. Торжеств. открытие состоялось 29 дек. 1986. Была реконструирована привокзальная площадь, на к-рой в дек. 1988 открыт Бушуеву И. Н. памят- ник. В настоящее время со ст. Златоуст ежедневно отбывает св. 1 тыс. пассажиров по маршрутам дальнего следования и ок. 3 тыс. пассажиров по маршрутам пригородного сообщения.