Ковроткачество


Ковроткачество в Карталах, изготовление ковров — текстильных изделий (обычно с многоцветными узорами или изображениями), служащих гл. образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения; художеств. промысел (см. Промыслы и ремёсла.) К. на территории Челябинской обл. сформировалось в Карталах на основе традиций домотканого пр-ва, передававшихся из поколения в поколение. На дерев. станках (к-рые были почти в каждой избе) крестьянки ткали из ветоши и пряжи уник. по красоте половики. В 1926 в Карталах была открыта ковроткач. артель (с 1936 — им. В. П. Чкалова). В 1938 в артели работало св. 170 потомств. мастериц. В 1941 путем слияния 2 артелей — «8 Марта» и им. Чкалова — было организовано предпр. (рук. Ф. И. Целинников), где наряду с пуховязанием, швейным делом, пошивом и ремонтом одежды развивалось ткачество — пр-во половиков и ковровых дорожек. В кон. 1946 по инициативе правления артели был образован ковроткацкий цех (нач. Е. Гаева), оборудов. 3 станками кустарного производства. Мастерицы работали преим. попарно, сидя на дерев. скамейке. Первый ковер был соткан в 1947. В 1949—62 нач. цеха была К. Н. Шалухина (Мартынова). Ковры, разработ. Шалухиной, были пущены в пр-во и представлены на выставке в Чел., Брюсселе (1957). В 1955 с артелью им. Чкалова объединились артели им. Шверника и «Победа»; объедин. предпр. в 1960 было переим. в комбинат бытового обслуживания (КБО). Возглавляли КБО И. П. Павлов (1960—66), Н. К. Киприянов (1966—72). Ковровое пр-во на комбинате было ведущим. Производились ворсовые и махровые ковры, дорожки. В 1973 по инициативе Киприянова построено новое здание ковровой ф-ки. В 1978 КБО переим. в Карталинское производств. объединение художеств. промыслов (КПОХП); открыты филиалы в с. Варна, пос. Солнечном (Сосновский район). Карталинская ковровая ф-ка была единств. в Челябинской обл. Здесь выпускались ковры ручной работы, высокоплотные, разнообразных рис. с геометрич., цветным орнаментом. Сочетание в оформлении изделий классич. орнамент. мотивов нар. иск-ва и собств. сюжетов определяло успех выставочных и тиражируемых карталинских ковров. Коллективный характер деят-сти артели не препятствовал формированию Творч. индивидуальностей ведущих карталинских мастериц. Так, работам Е. Михайловой свойственна изысканность фактуры текстильной набивки, Л. Григорьевой — мягкость линий орнамента, Т. Дырдиной — своеобразие рис. и цвета, В. Якушевой — особое внимание к тканевому мат-лу, Л. Лапшиной — сложность миниатюрного узора. Мастерицами Т. Питайкиной, В. Косматовой, Е. Елигиной сотканы сувенирные коврики с сюжетами разнообразной тематики. По отзывам столичных экспертов, карталинские ковры по своим художеств. достоинствам не уступали аналогичным изделиям кавк. и ср.-азиат. мастеров; на всемирных выставках 1930-х гг. в Париже и Нью-Йорке были отмечены почет. наградами. В 1958 один из лучших ковров — «Урал» — экспонировался на Всемирной выставке в Брюсселе вместе со знаменитой работой чел. скульптора Л. Н. Головницкого «Орленок». В 1960 на Всерос. вернисаже изделий нар. художеств. промыслов в Москве иск-во урал. мастериц было представлено гобеленами «Осень» и «Русский орнамент», эстетич. выразительность к-рых высоко оценена моск. критикой. Ковер «Каменный цветок», сотканный но мотивам сказов П. П. Бажова, был представлен на Всемирной выставке в Германии, Всерос. выставке в Свердловске (1965). Карталинские ковры экспонировались на выставках в историко-краеведч. музее г. Карталы (2002), в музее-заповеднике «Аркаим» (2003). В 1989 Карталинская ковровая ф-ка была полностью перепрофилирована на выпуск швейных изделий и переим. в швейную ф-ку. В середине 1990-х гг. всемирно известный центр К. прекратил существование.