Промыслы и ремёсла


Промыслы и ремёсла. Определение понятий «промысел», «ремесло» в спец. лит-ре остается дискуссионным.

Условно под ремеслом (Handwerk, metier, handicraft) подразумевается мелкое ручное пр-во меновых ценностей (гл. обр. по заказу и на огранич. местный рынок), иногда при участии др. лиц, обычно принадлежащих к одному с производителем общест. классу. Ремесло преобладало до появления крупной машинной индустрии, частично сохранилось наряду с ней до настоящего времени. Условность ручного способа пр-ва как осн. признака ремесла, закрепл. «Уставом о промышленности фабричной и заводской» 1893, проявляется при сопоставлении ремесл. заведения с фабричным: «Мануфактуры, фабрики и заводы отличаются от ремесел тем, что имеют в большом виде заведения и машины; у ремесленников же нет их, кроме ручных машин и инструментов». Бесспорным остается определение ремесла как профес. занятия, для к-рого характерны: мастерство ремесленника, позволяющее производить высококачеств., а часто и высокохудожеств. изделия; мелкий характер пр-ва; применение простых орудий труда.

К промыслам относят мелкое ремесл. пр-во, являющееся подсобным занятием при осн. (как правило, с.-х. труде), охоту, рыболовство (по нар. поговоркам: «По ремеслу и промысел». «У ремесла — не без промысла»); выделяют «отхожие промыслы» (см. Отходники). В рус. экон. и статистич. лит-ре часто все ремесленники 19—20 вв. наз. кустарями (от нем. Künstler — искусник, художник), хотя под кустарничеством принято понимать пр-во пром. изделий для широкого рынка (в отличие от работы ремесленников по заказу потребителей). Т. о., пр-во может сохранить ремесл. характер при работе на чужой стороне или на дому, не по заказу, а на запас, с применением машин и с продажей изделий через спец. торг. заведения, нередко наряду с предметами фабричного происхождения. Исторически, в соответствии со стадиями общест. разделения труда, ремесло имело формы: домашнее (для собств. нужд) — неотъемлемая принадлежность натур. х-ва; «на заказ» (из своего сырья или сырья заказчика); «на рынок» (мелкотоварное пр-во, при к-ром ремесленник сам продает свои изделия на местном рынке либо сбывает купцу). Кустарничество, рассчит. на сбыт в отдал. районы и осн. на более широком разделении труда, влекло за собой появление купечества (как особой социальной группы), развитие менового торга (см. также Ярмарки и базары) и городов (как пром.-торг. центров), к-рые, в свою очередь, стимулировали развитие производства. Ремесла, промыслы, кустарничество явились, по сути, составляющими процесса зарождения пром-сти (термин «промышленность», введ. в оборот писателем Н. М. Карамзиным,— производное от «промышлять»), в частности на Южном Урале — каслинского литья и кусинского литья. Обычной практикой было приглашение иностр. мастеров (с 10 в. рус. князья призывали византийских, позднее нем. мастеров для удовлетворения потребностей двора и церкви в предметах роскоши, изготовление к-рых было недоступно рус. ремесленникам). В нач. 19 в. представители известных нем. династий оружейников (см. Немецкие мастера) участвовали в организации пр-ва холодного оружия в Златоусте. Потребность ремесленников в спец. знаниях (технолог., художеств., коммерч.) способствовала развитию образования, открытию таких учебных заведений, как ремесленное училище в Златоусте, низшие ремесленные школы, ремесленные классы при уч. заведениях, учебно-показательные мастерские.

 

Очерк истории развития промыслов и ремесел. Ремесл. пр-во в др.-рус. землях начало зарождаться в 9 — 1-й пол. 13 вв.; постепенно происходила дифференциация — среди кузнецов появилось неск. специальностей; от кузнецов отделились ювелиры, владевшие техникой черни, скани, эмали, фигурного литья, инкрустации золотом и серебром. В 12 — нач. 13 вв. работали мастера более чем 40 специальностей (бондари, иконописцы, кожевники, плотники, портные, сапожники, столяры и др.). Развивались литейное дело (изготавливались колокола и пушки), чеканка монеты. Отделялись от сельского хозяйства ремесл. специальности и в деревне. На рубеже 15—16 вв. начали выделяться геогр. районы специализации (Устюжна-Железопольская, Водская пятина Новгорода — железоделат. и кузнечные ремесла; Беломорье и Подвинье — солеварение и др.); развивались кож. и гончарное производства. (См. также Гончарство древнее.) С объединением рус. земель в единое гос-во и освобождением от монголотат. ига сложились благоприятные условия для развития ремесел. В зависимости от местных условий создавались центры обработки шерсти, льна, пеньки, дерева, железа, гончарного, рукавичного, скорняжного, башмачного и др. промыслов. В 17 в. расширилось железоделат. ремесло; значит. группу ремесленников составляли каменщики, подчинявшиеся местным воеводам и Приказу кам. дел. В кон. 17 — нач. 18 вв. ремесл. и кустарное пр-ва сохраняли важное значение наряду с развивавшимся пр-вом мануфактурного типа. В 18 в. появились новые ремесла — штофные, суконные и др.; получило распространение пр-во предметов роскоши, сословных и др. отличий (позументы, ленты, галуны). Ремесленники в городах объединялись в цехи, их деят-сть регламентировалась законодательно (указы 1721, 1722 и 1785; «Устав о цехах» 1799). В 18 — нач. 19 вв. ремесл. пр-во приобретало черты кустарничества, часто представлявшее по форме организации труда децентрализ. (раздаточную) мануфактуру. Ремесл. мастера утрачивали самостоятельность, подчинялись экон. власти скупщиков и др. представителей растущей буржуазии. В 19 в. развитие товарно-ден. отношений, агр. перенаселение Центр. России вызвали повсеместное распространение кустарной пром-сти (промыслов) в деревне. Для мн. крестьян (см. Крестьянство) кустарничество было дополнит. источником средств к существованию. К кон. 19 в. в России насчитывалось 36772 ремесл. заведения (1896), ок. 7 млн кустарей; в нач. 20 в., с развитием машинного пр-ва, числ. кустарей сократилась (ок. 4 млн). На Южном Урале развивались исторически сложившиеся башк. П. и р. (см. Башкиры). Новые П. и р., в осн. обслуживавшие потребности с. х-ва, получили развитие с началом колонизации Южного Урала, появлением рус. (см. Русские), тат. (см. Татары) и др. населения. В крест. х-вах кроме продукции земледелия и жив-ва производились предметы личного потребления, хоз. обихода, орудия труда. Значительная часть крестьян сочетала земледельч. и неземледельч. занятия. В 18 — 1-й пол. 19 вв. П. и р. становились более многочисл. и разнообразными. Продукция сел. кустарей не только обеспечивала нужды собств. х-ва, но и шла на продажу, находя сбыт на местном рынке, иногда и за пределами Южноурал. края. В условиях усиления податного гнета (см.: Налоги; Подати и повинности государственных крестьян), выражавшегося в увеличении различных ден. сборов, возрастала нужда крестьян в ден. средствах. Крестьяне, занимавшиеся промысловой деят-стью, привлекали наемных работников, свою продукцию поставляли на рынок. Число занятых П. и р. расширялось, в т. ч. за счет наиб. предприимчивых представителей горнозаводского населения. Прежде всего развивалась местная переработка продуктов с. х-ва. По данным Провинциальной канцелярии, в 1766 в Исетской провинции были распространены промыслы: кож., овчинный, плотничий, портняжный, мельничный, шерстобитный. На 1-м месте стояло муком. дело. К 1768 в Исетской пров. насчитывалось 375 мельниц; большинство принадлежало государственным крестьянам и представителям казачества. В сл. Теченская, Верхне- и Нижнеувельская, Кундравинская все мельницы держали крестьяне; в Кичигинской, Уйской креп.— казаки. «Для молотья хлеба... в местах окружности Челябинской крепости» были построены (кол-вом 18) «водяные мельницы колесчатые... с деревянными плотинами и загачиваны землею и назьмом». Зерно мололи не только для собств. потребления, но и на продажу. Содержание мельниц оставалось прибыльным и в 1-й пол. 19 в. (Подробнее см. Мельницы.) Нек-рые государственные крестьяне заводили кож. дело («кожевенные избы» при своих домах). Ср. год. доход от выделки кож в Исетской пров. составлял 2—5 руб. (1764). Овчинный промысел давал до 1 руб. в год. Переработка местного сырья приносила ср. год. доход 1—5 руб. Кож. предпр. существовали и в горных округах. В Миасском заводе (Златоустовский горный округ) в 19 в. существовало неск. овчинно-шубных заведений (владельцы: Ф. М. Арефьев, И. К. Богачев, Н. А. и П. А. Клыковы, Н. Е. Пильнов, М. П. Популовский, И. Н. Шапошников), где шитьем тулупов занимались в осн. приезжие мастера из Владимирской и Нижегородской губ.; по данным 1882, было 2 кож. предпр. (на каждом работало по 4 чел.; владельцы: С. Ф. Чечеткин, С. Ф. Черинов), где выделывались кожи для изготовления обуви, рукавиц, кошельков, картузов, ременных четок и др. (на общую сумму 3775 руб. в год). Жив-во способствовало развитию салотопенного производства. Широко распростран. промыслом на Южном Урале были «рыбные ловли», т. е. промысловый отлов рыбы на «оброчных (арендов.— Ред.) местах». Так, чел. посадский человек Авраам Мухин в 1747 арендовал для «рыбных ловель... Каят-реку» сроком на 2 года с платежом в казну 1 руб. 60 коп. в год. Чел. атаман И. Севастьянов арендовал оз. Егильды с платой в казну 50 коп. в год. Рыбные ловли устраивались на башк. кортомных землях (см. Кортома) или отданных «в вечное содержание» за 8—10 руб. Улов (караси, лини, налимы, окуни, чебаки, щуки, язи и др.) шел в осн. на продажу. По данным Ю. М. Тарасова, доходы от рыбного промысла в Оренбургской губернии за 1823—33 составили ок. 984 тыс. руб. В районах соленых озер велась соледобыча. Распространены были на Южном Урале лесные промыслы. Башкиры 5—8-го кантонов (терр. Верхнеуральского, Стерлитамакского, Троицкого и Челябинского уездов) занимались заготовкой строевого и дровяного леса; сбывали его заводам и на рынках ближайших городов либо с разрешения начальства продавали лес на корню крупным предпринимателям. Последние нанимали лесорубов, пильщиков и сплавщиков леса из крестьян-отходников. По рр. Сакмара и Урал сплавлялось ежегодно до 5500 бревен, по рр. Уфа, Белая и Кама — до 700 плотов с лесом. В Бирском, Верхнеурал., Троицком и Уфимском уездах строили барки для сплава продукции урал. з-дов, хлеба и др. Стоимость барки в 1-й пол. 19 в. составляла от 2 тыс. до 7 тыс. руб. Мелкие сел. производители гнали смолу и деготь, изготавливали для продажи на рынке дерев. посуду, ложки, мочало, рогожи, короба, лапти; для красильного, кож. и мыловар. пр-в — шадрик (сырой поташ, прокал. зола). Охотничий промысел составлял существ. статью доходов. За 1823—33 доходы от охоты по Оренб. губ. составили св. 19 тыс. руб. серебром. Ср. цена на мех (шкурку) черно-бурой лисицы составляла 10—21 руб. серебром; лисицы обыкнов.— 3—3,5; медведя — 6; волка — 2—2,5; горностая — 30—50 коп.; белки — 15 коп., зайца — 5 коп. серебром. Продукция пчеловодства (мед и воск) за 1823—33 по 12 уездам Оренб. губ. дала 184 тыс. руб. прибыли, в т. ч. по Верхнеурал., Троицкому и Чел.— 12 тыс. Развитие товарного пр-ва способствовало росту извозничества в крест. среде. Одни крестьяне, разбогатев и занявшись предпринимат. деят-стью, брали подряды на поставку прод. припасов заводам, перевозку их продукции, соли и хлеба на ярмарки и т. д.; др., нанятые первыми, сопровождали обозы. Особенно активно извозом занимались в Бузулукском, Верхнеурал., Оренб. и Троицком уездах. Перегон, продажа и перепродажа скота, по данным Тарасова, давали значит. доход: по губернии за 1823—33 — ок. 900 тыс. руб., самый большой в Чел. уезде — 654 тыс. руб. серебром. Прибыль получали скототорговцы из числа разбогатевших крестьян и купцов, перегоном скота занимались крестьяне-отходники. Характерным для Южного Урала было развитие П. и р., связ. с металлообработкой. В Исетской пров. в 1764 насчитывалось ок. 300 кузниц. В г. Шадринске и его подгородных селениях действовало 35 кузниц, в сл. Миасская — 34, Куртамышская — 18, Таловская и Каменская — по 6. В кузницах изготовлялся и ремонтировался необходимый для крест. х-ва инвентарь (гвозди, косы, ножи, серпы, сошники, топоры и т. д.). Каждая кузница приносила доход от 1 до 6 руб. в год. Оренб. ген.-губ. В. А. Перовский в приложении к отчету за 1833 отнес кузнечное дело к числу ремесел, «прибыточных для занимающихся оными». Несмотря на действовавший до нач. 20 в. запрет заводить на территории горных округов «огнедействующие» кустарные предпр. (литейные, кузнечные), в нек-рых округах, в частности Сергинско-Уфалейском горном округе, действовало множество мелких заведений, часто использовавших в качестве сырья отходы заводского пр-ва (кузницы Н. Ф. Антонова, Г. П. Евстафьева, И. Т. Калистратова, В. Н. Осипова и др.; мастерские с.-х. машин П. Н. Иванова; ваграночные заведения Иванова, Ф. И. Семенова, выпускавшие бытовое и архит. литье). В В. Уфалее с 1870-х до 1950-х гг. существовали гранильные мастерские (с 1899 в спец. здании на ул. Гранильной); при них действовала профес.-техн. школа (в 1918 переведена в пос. Мраморский), где готовили (из подростков, окончивших 5 классов 2-классного высшего уч-ща) мастеров по обработке мрамора, изготовлению пресс-папье, чернильных приборов, памятников, мраморных плит и пр. В кон. 19 — нач. 20 вв. в Златоусте действовали полировочные заведения. Среди горнозаводского населения распростран. были промыслы (со ср.-год. доходностью 200—300 руб.): бондарный, кож., лесные (рубка леса и дров, добывание смолы и дегтя, углежжение), овчинный, пимокатный, плотничий, портняжный, санный, сапожный, слесарный, стек., столярный, сундучный, тележный, шорный, экипажный. Действовали кустарные мыловар. предпр. (исходным сырьем служили твердые жиры и масла животного и растит. происхождения; нередко употреблялся жир, получаемый при промывании шерсти, и отходы от рафинирования подсолнечных масел; для получения щелоков — углекислые соли, сода и поташ, обработ. известью; для варки использовались открытые котлы цилиндрич. формы, перемешивание производили вручную; готовое мыло разрезали на небольшие куски при помощи проволоки). Крупным владельцем мыловар, заведений в Златоуст. округе был М. П. Популовский, к-рый производил в год на 16800 руб. мыла (продавалось в Миасском заводе и окрестных селениях), а также держал свечное заведение с объемом год. пр-ва на 7200 руб. (технология — многократное погружение светильни в растопл. сало — требовала хорошего навыка: от тщательности выполнения зависели форма и вид свечи). Мужчины занимались также постройкой лодок, плетением лаптей, рогож, изготовлением дерев. и берестяной посуды. Столяры кроме мебели изготавливали с.-х. орудия. Женщины ткали холсты, скатерти, салфетки и грубое сукно, шили верх. одежду, картузы из шерстяной и х/б ткани, вязали чулки, носки, рукавицы, плели кружева для полотенец. Казачки Оренб. губ. добивались высокого мастерства в вязании пуховых платков (см. Пуховязание). В период рев-ции 1917 и Гражданской войны наблюдался спад в деят-сти мн. ремесл.-кустарных пр-в; в период реализации новой экономической политики — подъем: создавались кустарно-промысловые артели, занимавшиеся ремонтом обуви, заготовкой кошмы, пр-вом рогож, кулей, валяно-войлочных изделий, выделкой овчин, пошивом тулупов и пр. Нек-рые артели послужили базой создания пром. предпр. Так, на базе уфалейской артели «Жестянщик», орг. в 1937 и переим. позднее в «Металлоштамп», был развернут завод «Металлист».

 

Традиционная ремесленная культура Южного Урала. До нач. 20 в. на территории, ныне входящей в Челябинской обл., осн. ремесл. занятия были связаны с обработкой древесных мат-лов (древесины, прутьев, лыка, бересты), глины, растит. волокон (льна, конопли), волокон животного происхождения (овечьей шерсти, козьего пуха), металла. Плотничество было повсеместным занятием. Практически каждый взрослый крестьянин мог срубить дом и хоз. постройки. В каждой деревне были искусные столяры, изготовлявшие вручную (простыми инструментами) домашнюю утварь, ткацкие станы, с.-х. инвентарь, телеги, сани, лодки, двери, оконные рамы, мебель, декоративные элементы домовой резьбы, прялки, вальки, швейки. Для изготовления веретен, украшений для мебели, оконных карнизов и др. использовались токарные станки с колесным приводом, чаще всего на них работали заводские мастера-модельщики (в т. ч. каслинские). Во мн. Южноурал. городах и селах существовало гончарное пр-во; в Чел.— мастерская гончарных изделий Ложкина (на Зап. бульваре), кустарные горшечные сараи (близ Красных казарм и др.). Мастера обычно брали глину с определ. («своего») места; в осн. женщины и дети мяли ее ногами (до достижения полн. однородности); мастера-мужчины на самодельных ножных гончарных кругах изготавливали сосуд, к-рый затем обжигали в горнах и декорировали. Широко распростран. поливные изделия покрывались легкоплавкими свинцовыми глазурями или стекловидными сплавами. Для изготовления игрушек глину раскатывали в лепешку и сворачивали на пальце в «пустышку». До 1950-х гг. гончарные мастерские действовали в Чебаркул. (Варламово, Кундравы, Шабунина), Красноарм. (Бродокалмак, Шумово), Кизил. (Ждановский, Кацбахский), Картал. (Варшавский), Варн. (Владимировский) р-нах, в Верхнеуральске.

Бондарное ремесло и плетение развивалось локально. Разнообразное применение в домашнем быту имела посуда из сосновой, еловой, осиновой клепки (лагунки для воды, кадушки для засолки овощей, квашни для теста и т. д.). Для горнозаводской зоны (совр. Ашин., Катав-Иванов., Нязепетров., Сатк. р-ны, гг. Верхней Уфалей, Миасс) характерным было изготовление утвари из древесных мат-лов — бересты и лыка. Берестяные изделия были 2 видов — из пластовой бересты (туеса разных форм и размеров для хранения молока, муки, крупы, засолки грибов, мочения брусники и клюквы; для сохранения от моли узорных шерстяных чулок, носков, рукавиц, тканых поясов, клубков шерсти и др.; для рыбаков — как емкость и мера улова) и плет. из нарез. берестяных лент (лукошки: «севня» — для посевных работ, сбора грибов и ягод, «сивольня» — под муком. жернова, «пестери» — заплечные кошели для переноски тяжестей, плотно с плет.— для зачерпывания воды из колодца). Туеса украшали росписью или тиснением. В местах произрастания липы плели лапти, кошели, вили веревки из липового лыка (совр. Ашин., Катав-Иванов., Сатк. р-ны). До наст. времени повсеместно на территории Челябинской обл. популярны плетеные изделия из лозы — ивового прута: мебель (столы, диваны, этажерки), хлебницы, корзинки, игрушки, рыболовные снасти, ловушки для зверей и пр. В сел. местности встречались санные возки, представлявшие собой большие глубокие корзины, сплет. из прутьев дл. 4 м. В нач. 20 в. в ст-це Нижнеувельской, в доме известного пимоката Анциферова, работала артель, где плели из прута, к-рый заготавливали по берегам р. Увельки, из ивы пурпурной, урал., красноцветной и ракитника. В 1937 артель преобразовали в промкомбинат «Ударник». В Великую Отечественную войну мн. мастера ушли на фронт, на их место набрали подростков, пр-во мебели было приостановлено, изготавливались корзины для снарядов. В 1942—43 к работе промкомбината привлекались опытные плетельщики, эвакуир. из Прибалтики. После 1945 был возобновлен выпуск мебели и др. изделий из лозы; продукцию поставляли в Чел., Оренбург и Троицк. Промкомбинат закрыт в 1948 в связи со стр-вом ГРЭС.

Валяние кошм и валенок. Почти в каждой деревне катали валенки из овечьей шерсти осенней стрижки («летнины»). Шерсть перебирали руками или с помощью «шерстобитки», затем раскладывали тонким слоем на материю и посыпали мукой, сверху покрывали влажной тканью и катали валком до макс. уплотнения. Заготовки распаривали в горячей воде; затем вновь катали, придавая форму; для окончат. формовки применялись дерев. колодка и клинья. Неформов. кошмы использовались как утеплители. В крупных городах (Верхнеуральск, Златоуст. Миасс, Троицк, Чел.) и на хут. Санарском действовали пимокатные артели, рабочие к-рых собирали заказы по деревням. Наиб. традиционным жен. ремеслом 18 — нач. 20 вв. являлась обработка волокон растит. и животного происхождения и изготовление из них предметов домашнего обихода.

Домашнее ткачество. Ткани изготовляли преим. для нужд семьи, незначит. кол-во — на заказ. До 1930-х гг. делали ткань изо льна и конопли, позднее из шерстяной нити. Из льняных нитей ткали полотенца, скатерти, холсты для шитья одежды; из «хлопянины» (нити, спряд. из очесов льна) — грубые холсты, к-рые служили в качестве одеял (также брали ее на уток при ткачестве половиков); из конопли — грубые холсты для пологов, дерюг и др. Из шерстяных ниток ткали «суконку» для зимней одежды. Для обработки волокна применяли мялку, трепало, дерев. гребень, ческу. Из чесаного волокна вытягивали и скручивали нить при помощи веретена и прялки. При помощи мотовила нити сматывали в пасмы (мерные мотки), затем отбеливали в зольном растворе и красили. Отбел. или покраш. пасмы надевали на воробы (крестообразно скрепл. палки) и перематывали на вьюшки (дерев. катушки). Для заправки стана с вьюшек нити сновались на спец. сновалках. Нити утка с помощью скальни перематывали с вьюшек на цевки (полые цилиндрики из стеблей камыша, бересты, позднее — из подходящих упаковок, напр. от градусников). На Урале бытовал горизонтальный ткацкий стан устойчивой конструкции (кросна) с боковыми стойками и 2 валами — для намотки основы (пришва) и приема готовой ткани (навой). Мастерицы разных национальностей применяли разнообразные техники узорного ткачества. Простейшим видом являлась пестроткань, или «пестрядь» (рис. в клетку или в полоску по простому полотняному холсту), из к-рой изготавливали столешники, скатерти, салфетки; в горнозаводских селениях шили одежду (юбки, порты); с сер. 20 в. ткут исключительно половики. Обрядовой вещью у разных народов являлись узорные полотенца с браным орнаментом. В браном ткачестве как фон (простое домотканое полотно), так и узор ткутся челноком по всей ширине ткани. Для прокидки нитей узорного утка применяется дощечка («бральница»), на к-рую набраны нити основы (согласно узору). Для повтора орнамента (многократного или в зеркальном отображении) ткачихи закладывают прутиками выбранные нити. При выборном ткачестве (разновидность браного) узорный уток идет отд. участками, часто различными по цвету. Многоцветное выборное ткачество характерно для башкир и нагайбаков (Аргаяш., Кунашак., Нагайбак. р-ны, Сатка). Изготовление гладких (безворсовых) ковров — ведущее из башк. художеств. ремесел — производится в закладной технике; узор выполняется прокладыванием цветных нитей утка отд. участками; в рис. получаются уступы, т. к. узор ткется строго по счету нитей. На Южном Урале (в частности, терр. совр. Аргаяш., Нагайбак., Нязепетров., Увел. р-нов) было распространено многоремизное ткачество, при к-ром узорная фактура ткани создается переплетением нитей основы и утка, разнообразие узоров зависит от кол-ва нитченок (часть ткацкого стана, через к-рую проходит нить основы) — от 4 до 16.

Вышивка. Искусство создания узоров и изображений вручную (иглой, иногда крючком) на тканях, коже, войлоке и др. мат-лах льняными, х/б, шерстяными, шелковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками, монетами и т. п. было широко распространено среди разных народов. Рус. мастерицы вышивают крестом, двойным крестом, гладью, тамбуром, используют различные виды мережек. В старину на праздничных и обрядовых полотенцах вышивали геометрич. орнамент, позднее в моду вошел растит. орнамент («рябинка», «цветы фуксии», «маки», «васильки» и др.), к-рым украшали одежду и полотенца. Башк. мастерицам (Аргаяш., Кунашак. р-ны) известно более 20 приемов вышивания; самый распростран.— тамбур и его разновидности (косая сетка и ковровый шов), к-рым украшают жен. платья, передники, подзоры, скатерти, наволочки, муж. тюбетейки.

Плетение кружев. Почти все жен. население сс. Беликуль, Бродокалмак, Потапово, Саламатово, Теренкуль, Тирикуль (ныне Красноармейского района) до 1930-х гг. владело иск-вом плетения кружев на коклюшках (гл. обр. для себя, в подарок дочерям, в приданое, по заказу близких; известно, что готовили кружева и «на смерть»). Бытовала многопарная техника плетения (одноврем. выполняют фон и фигуры, строго следуя по точкам сколка от кромки к кромке). Сколки мастерицы делали на плотном картоне (куда копировали скалыванием рис.), позднее — на тетрадных листах в клетку (закрепл. на картоне). Для плетения кружева разной шир. (от 3 до 30 см) использовали до 200 пар коклюшек (изготовл. вручную из сосны или березы; дл. ок. 7 см). Плелись кружева и на круглой подушке («валике» дл. 25, шир. 20 см), плотно набитой отрубями или опилками и установл. на настольную подставку или в ящичек. Местный «манер» плетения передавался из поколения в поколение в теч. 100—150 лет.

Лоскутное шитье. Подстилки и покрывала из лоскутков традиционно украшали башк. жилище, в сочетании с др. предметами создавали колоритное нац. убранство. Среди рус. населения лоскутное шитье получило распространение с появлением фабричных тканей. Характерны сборки из необработ. полосок (коврики-ляпочники), из объемных треугольников («архангельское солнышко»), квадратов (из полосок с маленькими кр. треугольниками в углах).

Вязание остается до настоящего времени популярным видом домашнего жен. ремесла. Сырье — шерсть, реже козий пух (в юж. районах области) — перебирают руками или расчесывают спец. ческами, чтобы разрыхлить и придать волокнам одно направление (в городах, напр. в Троицке, существовали спец. шерстобитные заведения и шерстомойки). Известно неск. способов прядения. На простой прялке нить наматывали рукой на веретено. На самопрялке нить навивалась на шпульку при помощи большого махового колеса, к-рое приводилось в движение педалью; еще быстрее этот процесс происходил с использованием электрич. прялки. Пряденую нить скручивали на веретено, нитки наматывали на спец. вилку или дощечку. Готовую пасму перевязывали в 2 местах нитками, стирали в щелоке и просушивали. Смотанную в клубки пряжу хранили в холщовых мешках или корзинах. Варежки и носки вязали в осн. из неокраш. шерсти на 5 спицах чулочной вязкой (обычно без цветного орнамента). Верх носка или варежки вязали резинкой, к-рую украшали цветными полосками. У башкир бытовал уник. вид изготовления тканых шалей из пуха коз особой породы. Казачки ОКБ вязали пуховые платки на продажу.

 

Традиционные художественные промыслы и ремесла. На Южном Урале, как и по всей России, социально-экон. изменениям в сфере кустарной пром-сти сопутствовало развитие художеств. уровня традиционных ремесел. В различных районах Южного Урала (в пределах отд. уездов Оренб., Пермской, Уфимской губерний) сложились традиционные художеств. ремесла, в формировании к-рых определяющую роль сыграли наличие сырьевой базы и социально-экон. условия, а также близость к торг. центрам (крупным селам и городам, где проводились ярмарки) и трансп. коммуникациям (сухопутным, водным, позднее — ж.-д.). (См. также Караванные пути.) Резьба по дереву получила развитие в горно-лесной и лесостепной зонах (Верхнеурал., Троицкий, Чел. уезды Оренб. губ.; Бирский, Уфим., Златоустовский уезды Уфим. губ.); гончарное дело — в богатых залежами глины районах: сев.-вост. (Бродокалмак, Рус. Теча), юго-зап. (совр. Верхнеурал., Увел., Чебаркул. р-ны) и юж. (совр. Агапов., Картал. р-ны); ткачество, как осн. занятие крестьянок,— повсеместно, но более широко — в местах, благоприятных для сельского хозяйства и жив-ва (Шадринское Зауралье); пуховязание — в районах с развитыми жив-вом и торговлей, преим. в каз. среде (Оренбург, Троицк); обработка металла — в горнозаводской зоне. В 18—19 вв. традиционная культура, знания и навыки переселенцев из Вятки, Перми, с Поморья, Зап. Урала, Верх. и Ср. Поволжья адаптировались в условиях Южного Урала. Развитие товарно-ден. отношений позволяло обеспечивать кустарей кредитами на покупку мат-лов, инструментов и оборудования, постройку и содержание мастерских, организацию сбыта изделий, оснащение усовершенств. техникой. Рос. законодательство поощряло и стимулировало развитие ремесл.-промысловой деят-сти. Земства, учрежд. в Пермской губ. в 1870, в Уфим.— в 1875, в Оренб.— в 1913, сыграли положит. роль в развитии П. и р., поддерживая мелких производителей, к-рым трудно было конкурировать с фаб.-зав. пр-вом. В кон. 19 в. в Оренб. губ. промыслами по обработке ископаемых — металлов, камня и глины — было занято до 3800 х-в. Изделия урал. мастеров были представлены на Всерос. художеств., торгово-промышленных выставках в Москве (1882), С.-Петербурге (1870, 1902), Екатеринбурге (1887), Ниж. Новгороде (1896), Казани (1909), где демонстрировались ткани, ковры, вязаные пуховые платки, шали и др. Мн. заурал. ткачихи, рукодельницы и золотошвейки были удостоены бронз. мед. и почет. отзывов УОЛЕ на Сиб.-Урал. науч.-пром. выставке (орг. УОЛЕ в Екатеринбурге в 1887 по примеру моск. Всерос. пром.-художеств. выставки 1882, после к-рой был осн. Кустарный музей), где экспонировалась продукция заводов Кыштымского горного округа (чугунное литье и железо разных сортов в изделиях), Нязепетровского завода (сундучные замки), Шадринских колокололитейных мастерских, чел. предпр. по добыче высококачеств. огнеупорных глин, изделия ткачих и кружевниц Шадринского уезда Пермской губ. (сс. Бродокалмак, Иванищенское, Маслянское, Усть-Миасское), золотошвеек Чел. Одигитриевского женского монастыря, а также отд. мастеров-ремесленников из сел Троицкого и Чел. (Оренб. губ.), Екатеринб. (Пермской губ.) уездов. Выставка выявила высокий уровень развития, науч., экон. и культ. значение урал. и сиб. П. и р.; необходимость создания на Урале Кустарного музея (мнение зав. отделом выставки Н. А. Клепина). В 1918 был создан Всерос. союз по пр-ву и сбыту кустарных и артельных товаров (Кустарьсбыт) с отделами на местах. С кон. 1920-х гг. художеств. изделия урал. мастеров, в частности Златоустовская гравюра, каслинское литье, канашинские ковры, изделия гранильного и камнерезного промысла, поставлялись на экспорт. Несмотря на индустриализацию (1930—40-е гг.), в сер. 20 в. сохранялось и кустарное ремесл. пр-во; в урал. деревнях и городах действовали плотницкие артели, гончарные, ткацкие мастерские (в меньшем кол-ве, чем в довоен. время). Профес. и кооп. союзы реализовывали программы, направл. на развитие нар. ремесел и предусматривавшие как их финанс.-экон. поддержку, так и повышение культ., профес. уровня мастеров. Для ремесл. изделий характерны сочетание утилитарного назначения с высоким художеств. уровнем, исполнение по шаблонам с элементами индивид. творч. поиска. Образно-содержат. и формо-колористич. своеобразие Южноурал. предметного творчества формировалось под влиянием природно-климат., социально-экон., этнич. факторов, профес. навыков носителей ремесл. традиции — рус. переселенцев из сев. и ср. полосы России. Т. о., в творчестве Южноурал. мастеров сохранялись общекульт. слав. традиции и местные; Южноурал. вариант рус. ремесл. традиции исторически близок среднерус. типу.

Художественная обработка металла относится к наиб. характерным для горнозаводского Урала промыслам. Техника ручной ковки железа была широко распространена в крест. среде. Кузнец придавал художеств. форму бытовым вещам (ухват, сечка, светец и др.). На урал. чуг.-лит. и железоделат. заводах отливали горшки, рукомойники, кувшины, утюги, печные дверцы и др. предметы выразит. формы и часто богато орнаментир. Разными технологиями обработки металла предусматривалось использование литья, ковки, чеканки, гравирования, резьбы, росписи, инкрустации и др.

Архитектурная резьба, комплекс конструктивно-технолог. элементов (наличники, фризы, карнизы, кронштейны, ворота) со сложившимися художеств.-стилистич. особенностями: 1) использование преим. древнейшего геометрич. орнамента, содержащего ромб и полукруг (в многообразных вариациях и трансформациях) в различной технике исполнения (глухая, пропильная резьба); 2) кумуляция и творч. переработка художеств. орнамент. традиций финно-угорских (марийцы, мордва, удмурты) и тюркоязычных (башкиры, татары, киргизы, чуваши) народов, населяющих терр. Южного Урала; 3) наложение и интерпретация стилей гор. кам. архитектуры (барокко, классицизм, модерн) на позднем этапе нар. зодчества в связи с распространением пиленого леса (взамен тесаного) и появлением новых деревообр. инструментов. Дерев. нар. зодчество развивалось под преобладающим влиянием сев. и среднерус. зон. типов; но в отличие от них в Южноурал. резьбе отсутствовали пышные растит. мотивы и антропоморфные сюжеты. (Подробнее см. Русская традиционная архитектура.)

Гончарство и глиняная игрушка. Обилие месторожд. глины было отмечено И. И. Лепёхиным, П. И. Рычковым, И. П. Фальком в ходе академических экспедиций 18 в. «Весьма белую, чистую» фарфоровую глину, добывавшуюся у оз. Мисяш, в 18 в. поставляли на Императорский фарфоровый завод в С.-Петербург (см. Глинопромывальная фабрика). Каолиновую белую глину добывали в 5 верстах от креп. Карагайской (терр. совр. Уйского района), у с. Долгодеревенского (близ Чел.), на рр. Миасс и Увелька. Центры гончарства формировались у Кочкаро-Демаринского (совр. Пласт. р-н), Городищенского (Картал.) месторожд., у креп. Губерлинская, Магнитная, Кизильская, где имелись залежи глин. Фальк отмечал, что горшечная глина «желтоватая, серая, беловатая, белая и синеватая находится везде». Гончарный промысел получил развитие среди населения сл. Верхнеувельской (Варламово), с. Кундравы, дер. Шабунина; из Бродокалмака распространился на Ю.-З. — среди жит. сс. Долгодеревенское, Есаульское, Миасское (терр. Чел. уезда); на Ю. губернии — в Варне, хут. Кр. Яр (с 1906 пос. Агаповский), ст-це Полтавской (совр. Карталы). С сер. 19 в. был широко распространен в Верхнеуральске, Оренбурге, Троицке, Чел. К нач. 20 в. в Оренб. губ. было зафиксировано 43 гончарных х-ва (без учета небольших мастерских). Ремесленники специализировались как гончары или горшечники; выделялись мастера, подмастерья и ученики. Из белой и кр. глины мастера изготовляли сосуды традиционных видов (горшки, корчаги, кринки, кружки, кувшины), отличающиеся многообразием конфигурации и цветового решения поливы (1- или 2-, 3-слойной), объемами, пропорциями, пластичностью лепки. Нар. Южноурал. гончарство по технологии пр-ва и художеств. исполнению близко к гончарству среднерус. полосы, для к-рого характерны округлые объемы, строгость форм, графичная контррельефная орнаментация, плавные линии. В отд. районах Южного Урала (Бродокалмак, Есаульская) гончары (Н. А. Бекленищев, А. П. Пашнин) лепили игрушки: небольшие свистки в виде птиц («гоголь», «петушок», «курочка») и окарины в виде птиц с большим кол-вом свистовых отверстий. В городах губернии укрупнялись мастерские; создавались предпосылки к возникновению заводских пр-в, таких, как действовавшие в Чел. гончарный и кирпичный завод бр. Кудрявцевых (1906—15), керамический завод В. В. Лоренсова. Традиционное нар. гончарство послужило основой профес. мастерства керамистов 20 в., организации в 1960-е гг. фарфорового пр-ва в Южноуральске (см. «Уральский фарфор»). Развитие керамич. промысла в Чел. нашло отражение в назв. улиц и поселков: ул. Керамич. (ныне Вострецова), Горшечная (часть ул. Калинина), Горшечные ряды (ул. 8-го Марта), пос. Керамзавода (за цинк. з-дом). (См. также Керамика.)

Ткачество и ковроткачество. Наиболее крупные центры были сосредоточены на территории с благоприятными условиями развития земледелия и жив-ва, позволявшими снабжать ткачих и ковровщиц необходимым сырьем: в Шадринском Зауралье и в Карталах (см. Ковроткачество). На Урале развивались исконные рус. традиции художеств. узорного ткачества, привнес. в 18—19 вв. переселенцами из Архангельской, Воронежской, Курской, Рязанской губ. Урал. мастерицы владели всеми способами ручного ткачества: закладным, браным, выборным, переборным, многоремизным. В качестве сырья использовались лен, шерсть, конопля, с кон. 19 в.— и х/б пряжа фабричного производства. В 19 в. ткачество в Зауралье приобрело промысловый характер, изделия сбывались на ярмарках. В основе тканья лежал способ крестообразного переплетения нитей основы и утка, к-рый давал возможность воспроизвести многочисл. варианты геометрич. узоров. На протяжении неск. столетий усложнялись ткацкий стан (кросна) и приспособления для прядения нити, множились способы тканья. До 1930-х гг. на Южном Урале существовали льнообделочные пункты (сс. Мишкино, Шумихинское, Яланское Чел. губ.) при льноводч. артелях. Ткали холсты для одежды и бытовых принадлежностей (скатерти, полотенца, занавеси, дорожки, половики, ковры). Пр-вом шерстяных половиков (дорожек-«тропинок») были известны мн. заурал. села: Иванищенское, Канашинское, Могильное (Шадринский уезд). В кон. 19 в. в с. Канашинском ткачеством занималось св. 400 семейств. Браные скатерти и полотенца, прошивки, пестрядь, опояски и пояса работы мастериц Шадринского уезда (сс. Бродокалмацкое, Иванищенское, Маслянское, Усть-Миасское) были представлены на Сиб.-Урал. науч.-пром. выставке 1887; ткачихи удостоены бронз. мед. и почет. отзывов УОЛЕ. В нач. 20 в. (по данным 1915) в Шадринском уезде ткацким промыслом занималось 536 х-в, из них тканьем половиков — 24. На 27-м очередном собр. Шадринского уездного земства докладывалось об открытии в с. Белоярском ткацкой мастерской для крест. населения (рук.— прибывший из Симбирска технолог С. Е. Мержеевский); в ней обучались крестьяне из Шадринского (29 чел.), Екатеринб. (6), Пермского (2), Оханского (2), Камышловского (1) уездов. В кон. 19 — нач. 20 вв. передвижные ткацкие мастерские организовывались в разных селах. Узорное ткачество рус. населения было распространено преим. в сев.-зап. и сев.-вост. районах Зауралья, благоприятных для выращивания льна. Канашинские мастера достигли стилистич. своеобразия геометрич. и цветочных форм, сохраняя традиционные для рус. узорного ткачества черты (симметричность композиции, ее 2-частность, преобладание черного фона). Создали своеобразный рис. тканых дорожек, состоящий из уступчатых ромбов («шадринские дорожки») и получивший распространение в Зап.-Сиб. регионе. Шадринское ткачество рассматривается в истории традиционных промыслов как локальный центр рус. ткачества и ковроткачества. За многовековую историю сложились династии ткачих (Ананьины, Волжанины, Новоселовы, Пестеровы, Сысоевы), мастерство к-рых передавалось от поколения к поколению. В 1920-х гг. ткачихи объединялись в артели, позднее мелкие сел. артели вливались в крупные кооперативы. Во 2-й пол. 1930-х гг. кустарно-промысловые артели (св. 600 мастеров) вошли в Шадринский кооп.-промысловый союз. После Великой Отечественной войны создавались промкомбинаты, при к-рых действовали цехи ручного ткачества и ковроткачества. В 1960 Канашинская артель им. Н. К. Крупской реорганизована в ковроткацкую ф-ку. Традиции урал. ткачества изучаются и возрождаются с помощью мастер-классов и школ ткачества, организуемых при центрах народного творчества (см.: Ассоциация центров народного творчества; Центры народного творчества). Совр. мастера восстанавливают традиционные узоры и технику ткачества, находят новые орнамент. решения. Во мн. коллекциях краеведч. и художеств. музеев представлены образцы Урал. узорного ткачества кон. 19 — нач. 20 вв. Золотое (золотное) шитье. Техника получила назв. от золотой нити, использовавшейся мастерами до 16 в.; позднее ее заменяли золоченой серебряной или металлич. нитью, скруч. на льняную или шелковую основу (отсюда др. вариант назв.— золотное шитье). В России на протяжении неск. веков золотое шитье использовали в украшении предметов светского быта и церк. культа. В осн. золотошвейные мастерские открывались при жен. монастырях (Покровский в Суздале, ТЬоице-Сергиевский в Подмосковье). В Чел. при Одигитриевском жен. монастыре (осн. в 1854) в числе др. мастерских действовала и золотошвейная. В 1880-х гг. игуменья Рафаила (Бабушкина) покровительствовала рукоделию, сама искусно вышивала. При ней были выстроены два 2-этажных флигеля, в к-рых размещались мастерские. В нач. 20 в. (по данным на 1908) в Чел. работали 5 мастериц и 2 ученицы, в Троицке — 2 мастерицы. На развитие всего рус., в т. ч. Южноурал., золотошвейного ремесла оказали влияние традиции торжокского золотого шитья [промысел, известный в Торжке с 13 в. и получивший широкое развитие в 18 в.,— вышивка золотыми и серебряными нитями (гл. обр. «кованым» швом и швом «в прикреп» по настилу) по сафьяну, бархату, сукну и др. мат-лам; характерен растит. орнамент (с мотивами виноградной лозы, гвоздики, тюльпана); осн. узор украшался завитками, усиками, блестками для смягчения перехода от рельефного орнамента к фону]: выпускницы Торжокской ремесл. школы (осн. в 1894) направлялись в разные губернии для распространения и развития промысла. Образцом мастерства урал. золотошвей является расшитая рубаха от костюма урал. казачки 2-й пол. 19 в. (находится в собрании Гос. Эрмитажа). Художеств. образцами старинного церк. шитья являются епитрахиль и покровец кон. 19 в. из ризницы церкви Св. Симеона Верхотурского (Челябинск). В нач. 1990-х гг. при этом храме создана иконописная мастерская, в 1998 — золотошвейная (рук. О. Шаламова); мастерицы выполняют покровцы для церк. убранства, украшают одежду священнослужителей; действует детская воскресная школа, где мастера передают навыки художеств. шитья молодым воспитанницам. В Чел. в 1940—70-х гг. работала выпускница Торжокской школы Т. В. Чернова, ее воспитанницы Е. В. Рай и Н. И. Соловьева стали ведущими мастерами золотого шитья в Чел. Рай преподает основы золотошвейной техники в кружке вышивки при Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. Совр. мастера изучают и копируют старинные образцы уник. техники, создают новые. В собрании ЧОКМ с 1924 хранится неск. предметов тат. золотного шитья 2-й пол. 19 в. (См. также: Музей декоративноприкладного искусства Урала; Центр декоративно-прикладного творчества..)