Караванные пути, дороги, по к-рым осуществлялось движение торг. караванов. К. п., проходившие через Юж. Зауралье, связывали Ср. Азию с лесостепными и лесными районами Средного Зауралья и Зап. Сибири. С Урала и из Западной Сибири вывозились меха ценных пушных зверей (горностая, соболя, белки, куницы, черной лисы, бобра и др.), юфть, мед, воск, орехи, кора тополя, береста, рыбий клей, моржовые клыки, бобровая струя, амбра, слоновая кость (бивни мамонта). Маршруты определялись естеств. факторами: наиб. удобными местами преодоления караванами серьезных природных препятствий (крупных рек, солончаков, горных и лесных массивов, каменистых пустынь и т. п.), наличием в местах ночевок и дневок постоянных источников пресной (пригодной для питья) воды и достаточно богатых пастбищ для большого кол-ва вьючных ж-ных. Расстояние между такими местами не должно было превышать 1-дневного перехода (не более 60 км), обычно составляло ок. 25 км. Анализ письм. и археол. источников свидетельствует о том, что караванная торговля лесных и лесостепных районов Урала и Западной Сибири со Ср. Азией (см. Торговля со Средней Азией) начала развиваться в сер. 1 тыс. до н. э. (что в значительной степени связано с кочевничеством в урало-казахстанских степях). К. п., пролож. в 1 тыс. до н. э., без значит. изменений существовали до кон. 19 в. В разные ист. периоды действовали наиб. удобные и безопасные К. п. В 6—4 вв. до н. э. торговля из Ср. Азии, очевидно, была ориентирована на Приуралье, в меньшей степ.— на Зауралье и Притоболье. Со 2 в. до н. э. караваны с Ю. направлялись гл. обр. в Зап. Сибирь (в Притоболье и Прииртышье). Вероятно, с 7—8 вв. н. э. все большее значение приобретали К. п., ведущие в Приуралье и Прикамье. Гл. центром торговли со Ср. Азией стала Волжская Булгария, куда устремился осн. поток азиат. импорта. Это направление сохранило свою значимость, вероятно, до 15 — нач. 16 вв., когда осн. торг. пути вновь вели в Зауралье и Зап. Сибирь. К. п. в период колонизации Южного Урала являлись одним из факторов выбора места для стр-ва городов и крепостей (города возводились в местах пересечения осн. К. п.). При устройстве укреплений особое внимание обращали на их близость к ключевым точкам К. п.— местам наиб. удобных переправ через крупные реки. При возведении крепостей к востоку от Урала, на границе с казахской степью, принималось во внимание их возможное значение для развития рус.-среднеазиат. торговли. Крупным центром менового торга с казахами Ср. жуза (см. Жузы), ташкентцами, кашгарцами и бухарцами стал Троицк, выгодное расположение к-рого на старинной караванной дороге в Сибирь способствовало быстрому развитию торговли. Караваны из Бухары в Троицк двигались через пески Кызылкума к переправе Уч-Каюк (через р. Сырдарью), далее — вверх по Сырдарье к Яныкургану, куда подходили К. п. из Ташкента и Туркестана. Затем путь шел через степи к оз. Телеколь. Проходя мимо оз. Арысколь и переправляясь через р. Калмаккырган (в ее ср. течении), караваны направлялись к Оренб. укреплению на р. Тургай, затем через пески Кошелака, р. Кабыргу и оз. Уркач (Оркаш) — к урочищу Домбар на р. Тобол (в районе совр. Лисаковска). Переправившись через Тобол и пройдя оз. Жаманалаколь, караваны выходили к Николаевской креп. на р. Аят, затем к Михайловскому укреплению и Троицку. Весь путь от Бухары до Троицка в 1500 км занимал 52 дня, от Ташкента — 39—40 дней. В 19 в. этот К. п. находился в распоряжении казахских родов джаппас и алтын. От Троицка дорога шла через Кичигино (на р. Увельке) к Чел., откуда тракт через Тюбук в верховьях р. Синары выходил к Екатеринбургу или, следуя на С. вдоль рр. Караболка и Синара, через Усть-Багаряк (близ впадения р. Багаряк в Синару) приводил в Каменск-Урал. на р. Исети. Существовал тракт из Чел. на В.: вдоль рр. Миасс и Исеть к Ялуторовску на Тоболе, далее в Тюмень и Тобольск. Через Урал. хр. по маршруту Чебаркуль — Миасс — Златоуст — Сатка — Месягутово — Караидель проходила дорога, выводившая в Ср. Приуралье через Бирск на р. Белой. Более юж. дорога через Урал. хр., к-рая выводила в Юж. Приуралье, шла от Троицка вверх по рр. Уй, Кидыш и Урляда к Верхнеуральску, далее — к верховьям р. Белой (Белорецк), вдоль реки на Ю., до устья р. Кага, затем через верховья рр. Б. Нугуш, Зиган и Селеук к совр. Стерлитамаку. У караванного тракта Бухара — Троицк было неск. ответвлений. Одно из них от Оренб. укрепления вело на С.-В., через Наурзумский бор к юж. части оз. Кушмурун, оттуда — вдоль р. Убаган к ст-це Звериноголовской на р. Тобол. Двигаясь вдоль Тобола, можно было попасть в Тобольск или Тюмень. Др. ветка отходила от Оренб. укрепления на С.-З. к Орску и шла вдоль р. Улькаяк (южнее оз. Айке), между оз. Жетыколь и Шалкар-Ега-Кара (по левобережью р. Б. Кумак). От осн. путей и их ответвлений отходило мн. побочных дорог, соединявших между собой гл. К. п. Так, от Орска на С., вдоль восточных склонов Урала, по правобережью р. Урал шел тракт до Верхнеуральска и Миасса, оттуда через Карабаш и Кыштым — на дорогу из Челябинска в Екатеринбург.