Культурно-Просветительное общество


Культурно-просветительное общество Челябинска (1918). Организационная комиссия К.-п. о. была избрана на общем собр. совета профес. союзов Чел. 20 марта 1918 (по с. ст.). В подготовл. комиссией докладе на очередном собр. совета (конец марта) отмечалось наличие в городе множества самодеят. коллективов; при этом из «враждебных отношений одного кружка к другим» явствовало, что «лица, вошедшие в состав этих кружков, совсем не имеют любви к драматическому искусству, позволяя себе некорректные поступки словом и даже действием, лишь позорят, загрязняют, профанируют искусство. Результат деятельности этих кружков — довольно индифферентное отношение к ним местной, довольно требовательной публики». Комиссия рекомендовала, «дабы дать широкой массе здоровый для души отдых и дешевое развлечение», создать под покровительством и контролем Совета профес. союзов единый общегор. драм. кружок из хорошо зарекомендовавших себя любителей и профессионалов; набрать штат постоянных работников (режиссер, его пом., суфлер, кассир, парикмахер, художник и пр.), «чтобы ставить в месяц от 4 до 6 спектаклей». Финансировать деят-сть кружка предполагалось за счет членских взносов, добровольных пожертвований и отчислений из средств профсоюзов. Было принято решение возложить функции на драм. кружок как «главное гнездо инструкторов, деятелей, коих время от времени следует командировать в различные пункты уезда для устройства спектаклей и вообще театрального дела». В ходе подготовки проекта устава кружка стало очевидным, что целям и задачам организации соответствует назв. К.-п. о. На собр. 14 апр. были утверждены новое назв., устав об-ва (по образцу типового договора Императорского рус. театр. об-ва) и состав врем. правления, в к-рое вошли Н. А. Арендарь, И. И. Искосков, Г. Д. Моргулис, И. И. Протасов, П. М. Четвериков, Фудлов и дядя Павел (наст. имя не установлено.— Авт.), в качестве канд.— Н. А. Вознесенский, Волоситов, Федправ. В состав правления входили также представители профсоюзов, комиссариата просвещения, кредитного и ссудосберегат. т-в и др. Была определа гл. цель об-ва — «дать широким массам населения города здоровую духовную пищу путем тщательных и действенных постановок лучших российских и иностранных драм и опер». Собр. постановило «иметь собственный оркестр музыки и хор на предстоящий сезон». Па первом заседании правления К.-п. о. предс. был избран В. И. Иванов (от профсоюзов), тов. предс.— Моргулис, секр.— Искосков; было решено ходатайствовать перед комиссариатом просвещения о передаче об-ву в аренду острова на р. Миасс. На след. день начались репетиции пьесы «Чародейка», премьера к-рой готовилась к Пасхе. Собр., репетиции и заседания правления проходили в помещении кож. комиссии Совета профес. союзов или в быв. доме М. И. Шихова по ул. Большой (ныне Цвиллинга). Сфера деят-сти об-ва расширялась: в конце апр. в план работы были включены чтение лекций (в т. ч. по истории музыки), учреждение филармонии, создание центр. склада театр. принадлежностей в помещении Нар. дома (см. Народные дома). На ген. репетицию «Чародейки» (10 мая) были допущены зрители — чел. школьники. Во 2-й пол. мая в штат об-ва были приняты режиссер (Е. А. Долгов), пом. режиссера (А. Н. Корнилов), завхоз, делопроизводитель, переписчик ролей, рассыльный, суфлер и первые профес. артисты (актер Б. В. Амедей и актриса Арендарь); остальные артисты были набраны в июле 1918. В связи с тем что помещение летнего театра на острове требовало ремонта, премьера спектакля «Чародейка» состоялась 19 мая в саду гор. общест. собр., прошла с успехом. Через неделю спектакль был показан в шахтерском поселке, т. к. артисты стремились «принести луч света в трудовую однообразную жизнь рабочих копей». В теч. мая — июня силами К.-п. о. было поставлено еще 8 спектаклей: «Дети капитана Гранта», «Тарас Бульба», «Вольная волюшка», «Хижина дяди Тома», «Вий», «Сестра Тереза», «Каширская старина» и «Оперная мозаика». Со свержением Советской власти в Чел. деят-сть об-ва не остановилась. В летние месяцы при К.-п. о. были созданы библиотека, класс живописи и рисования (рук,— худ. И. К. Мрочковский и А. Н. Самохвалов) в помещении 3-го начального уч-ща. Ремонт помещений на острове шел медленно из-за недостатка финансирования. Членских взносов хватало лишь на обеспечение правления канцтоварами. Отчисления от отраслевых профсоюзов были незначит. и нерегулярны. Осн. источниками финансирования являлись средства совета профес. союзов, выручка от спектаклей и вечеров отдыха. Член правления были заинтересованы принимать в свои ряды представителей биржи, союза промышленников и торговцев, выдававших кредиты на деят-сть об-ва. Затраты об-ва были существ.: к июлю 1918 израсходовано св. 35 тыс. руб. (в т. ч. на приведение в порядок острова, создание костюмерной, декораций, на оборудование класса живописи и рисования, работу детской площадки); на достройку театра и буфета на острове, проводку электроосвещения, оплату за получ. мат-лы, зарплату артистам, служащим и погашение краткосрочных ссуд требовалось 32,5 тыс. руб. В конце июля на острове была развернута культ.-массовая деят-сть: устраивались симф. концерты, вечера хорового пения, лекционные курсы, вечера отдыха с танцами; работала детская площадка. В нач. авг. 1918 начались серьезные разногласия между чл. правления. Осенью К.-п. о., не имевшее капитального здания, прекратило свою деят-сть. К.-п. о. не удалось объединиться с об-вом попечения о нар. трезвости, взять под контроль сеть культ. учреждений, созданных в уезде потребкооперацией, объединить гор. драмкружки и любит. труппы. Несмотря на недостатки в работе, К.-п. о. способствовало культ. развитию города, проявлению общест. активности чел. интеллигенции. В нояб. 1918 был организован союз культ.-просвет. орг-ций города и уезда, имевший образоват. направленность. С февр. 1919 в Чел. действовал Нар. ун-т (см. Народные университеты); весной начатое К.-п. о. дело продолжило об-во разумных развлечений.