Ликвидация неграмотности


Ликвидация неграмотности, ликвидация безграмотности, ликбез, составная часть культ. рев-ции. После Гражданской войны наряду с первоочередными задачами (преодолеть разруху, ликвидировать техн. отсталость, научиться управлять гос-вом) перед об-вом встала проблема Л. н. Декретом СНК РСФСР «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (от 26 дек. 1919) все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать, обязывалось «обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию». Работа по Л. н. среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в орг. для них школы грамоты; проводились подготовит. меропр. по введению всеобщего обязат. шк. обучения (см. Единая школа). По уровню грамотности Челябинская губерния занимала 37-е место среди 51 губернии РСФСР. После утверждения Чел. губисполкомом «Общего положения о ликвидации неграмотности по Челябинской губернии» (6 янв. 1920) было создано об-во «Долой неграмотность!» (ОДН); стали создаваться губерн., уездные, волостные чрезвычайные комиссии по борьбе с неграмотностью (чекаграмы). Согласно положению «граждане, получившие повестки к явке в школу для обучения их грамоте или для работы в школе в качестве учителей, учреждения, не оказывающие содействие чекаграмам» подлежали привлечению «на основании § 8 Декрета Совнаркома к уголовной ответственности перед ревтрибуналом». В губернии развернулась активная работа по созданию пунктов ликвидации неграмотности при школах 1-й и 2-й ступеней, библиотеках. В городах рабочие самостоятельно организовывали кружки по обучению грамоте. К концу февр. только в Чел. было создано 20 школ для взрослых. В Сатке при заводоуправлении чугуноплавильного завода в сент. 1920 был открыт первый ликбез; 15 дек.— мусульм. школа грамоты на Бакальских рудниках; шк. учителя в пос. Н. Пристань организовали (20 дек.) школу грамоты, где 70 взрослых в 3 группах (по уровню знаний) обучались арифметике, устному и письм. рус. яз., получали ист. и геогр. сведения. В кон. 1920 Чел. горком РКП(б) принял пост. о немедл. ликвидации полит. неграмотности среди чл. РКСМ, РКП(б) и профсоюза. Был издан букварь «Долой неграмотность!», предназнач. для обучения чтению и полит. просвещения трудящихся. В 1921 в Чел. были созданы первые школы политграмоты, позднее — Дом просвещения. В газ. «Советская правда» в рубриках «Грамотный! Прочти неграмотному!» и «Уголок неграмотного» печатались методич. рекомендации по обучению чтению и письму. За 1-е полугодие 1921 грамоте было обучено ок. 1 тыс. чел. В период голода 1921 школы остались без учебных пособий; учащиеся писали на бересте, углем на дерев. дощечках. Зимой 1923 в Чел. прошла выставка ученич. работ ж.-д. школ. Газ. «Советская правда» в февр. 1923 писала: «Чувствуется живая работа, несмотря на тяжелое материальное положение учителей и ребят. Школа порывает все связи со старыми методами сухого заучивания». В 1923 было образовано Всерос. ОДН во главе с М. И. Калининым. В середине 1920-х гг. библиотеки Чел. обслуживали ок. 16 тыс. читателей; в фондах насчитывалось св. 236 тыс. книг; проводились вечера, книжные выставки; организовывались уголки самообразования; выпускались листовки, плакаты. В 1925 в Чел. действовало 78 передвижных библиотек, доставлявших книги на рабочие окраины. В труд. коллективах, селах появились т. н. книгоноши. Во мн. селах губернии, где не было ни школ, ни библиотек, центрами культ.-просвет. работы и полит. пропаганды стали избы-читальни; содержание их работы определялось циркуляром ВЦИК и СНК РСФСР (от 18 сент. 1924), затем пост. ЦК ВКП(б) «Об избах-читальнях» (от 11 нояб. 1929). Избы-читальни играли значительную роль в Л. н. среди крестьянства и приобщении его к с.-х. знаниям; оказывали помощь сов. и парт. органам в проведении коллективизации с. х-ва. В сел. районах действовали советы избачей, где происходил обмен опытом, планировались формы работы с населением с целью повышения интереса к чтению (беседы, громкие читки, лекции и доклады, вечера вопросов и ответов, живые и устные газеты, драм. постановки, кружки, оформление стен-газет и стендов с наиб. интересными публикациями из периодич. печати). Избачи вели большую справочную и консультативную работу: фиксировали в спец. журнале волновавшие сельчан вопросы (о сельхозналоге, на мед. темы и др.), находили ответы на них (в лит-ре, периодике, в соответствующих орг-циях). В апр. 1930 губерн. отделом народного образования было издано «Положение и инструкция об организации изб-читален в деревне», закрепившее за избой-читальней статус осн. ячейки в сети политико-просветит. работы на селе. Увеличивалась числ. сел. подписчиков на периодич. изд. Так, в Варламовском районе на 1 окт. 1926 выписывалось 152 газеты, через 3 мес — 813, зимой 1927 — 1500. Из кружков самыми многочисл. были с.-х., имевшие прикладной характер (так, введ. в практику кормление скота по нормам позволило значит. повысить надои и снизить себестоимость молока). В юрид. кружках, орг. в ряде районов, занятия проводились при участии нар. судей; крестьяне изучали основы нового сов. законодательства, вели разъяснит. работу среди односельчан. В кружках рукоделия женщины за привычной работой обсуждали прочитанное, вели беседы, узнавали мн. нового о жизни в стране. Одним из направлений культ.-просвет. работы Всерос. ОДН являлось создание драм. кружков. В Чел. в это время сформировалась театр. труппа, осуществлявшая сценич. постановки по произв. Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. В. Луначарского, А. Н. Островского, У. Шекспира, Ф. Шиллера. На 1-м Урал. обл. съезде ОДН (летом 1926) было заявлено, что «дальнейшие успехи в хозяйственном строительстве зависят от развития грамотности и культурности рабочего и крестьянина, так как с развитием промышленности усиливается приток новых слоев рабочих из деревни... Эти вопросы приобретают важнейшее значение, являясь залогом успеха во всех областях нашей жизни». Новый этап в деле Л. н. начался во 2-й пол. 1930-х гг., с принятием в янв. 1936 пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О работе по обучению неграмотных и малограмотных», к-рым ставилась задача полн. ликвидации в теч. 2 лет неграмотности среди трудящихся в возрасте до 50 лет. В пост. Челябинского обкома ВКП(б) от 17 февр. 1936 работа по ликвидации неграмотности и малограмотности была признана неудовлетворит.: на 1 февр. 1936 в области было обучено грамоте 97 тыс. чел. (из 178 тыс. чел. по плану). Перед облоно была поставлена задача — в 1936 обучить 57 тыс. неграмотных и 73 тыс. малограмотных. Проф. орг-циям предстояло завершить Л. н. среди чл. профсоюзов (25 тыс. неграмотных из числа работников пром. предпр., совхозов, учреждений), 6 тыс. чл. их семей, а также 45 тыс. малограмотных. Для обязат. обучения подростков 14—18 лет предписывалось организовать спец. школы. Особое внимание уделялось Л. н. среди допризывников: рекомендовалось на предпр. и ЮУЖД перевести их в дневные смены, в совхозах сосредоточить работу на центральная усадьбах. На финансирование школ неграмотных и малограмотных выделялось 927 тыс. руб. из обл. бюджета. Обкому ВЛКСМ, профсоюзам и облоно поручалось выделить для работы по Л. н. не менее 17 тыс. подготовл. комсомольцев, учителей, инженеров, техников, агрономов, врачей, студентов, учащихся 7—10-х классов, а также жен ИТР; на село для Л. н. было решено направить 11 тыс. чел. Как показала практика, культармия добровольцев из молодежи, рабочих, служащих, ИТР сыграла большую роль в ликвидации неграмотности и малограмотности; так, в 1930 инспекторской проверкой в Саткинском районе было установлено, что работа по Л. н. проводится в осн. энтузиастами («в Сатке одна безработная культармейка организовала школу грамоты на 35 человек и в течение двух месяцев занималась бесплатно»). В 1936 при облоно были созданы спец. сектор по обучению взрослых и обл. методич. кабинет. Пост. обкома партии рекомендовалось в марте установить порядок занятий школ для взрослых в летний период; проблему обучения взрослых обсудить на пленумах гор., районных, сельских Советов и в фаб.-зав. месткомах. Для полн. охвата обучением неграмотных и малограмотных предписывалось провести весной 1936 дополнит. набор в школы; утвердить сеть школ, преподават. состав и списки учащихся. Функции по контролю за работой отделов народного образования, мобилизации общественности на борьбу с неграмотностью возлагались на местные органы власти; при гор., районных и сел. Советах создавались секции по ликвидации неграмотности и малограмотности; было упразднено ОДН. За время существования Всерос. ОДН (1923—36), к-рое в 1930 насчитывало ок. 3 млн чл., объедин. в 200 тыс. ячеек, в стране было обучено грамоте ок. 5 млн чел. В 1936 на предпр. области были организованы школы грамоты вместо ранее существовавших кружков ликбеза; 2 марта 1936 по области прошел единый парт.-комс. день, посв. Л. н. К процессу обучения стали предъявляться новые требования: наряду с занятиями по письму, чтению, счету вводились политчас, а также агрочас или техчас. К 15 окт. 1936 на стройках НК тяжелой пром-сти из 8800 чел., подлежавших обучению в 1936 и 1937, было охвачено учебой 62,1%; на ММК соответственно из 7140 чел.— 5486, для них было организовано 385 школ и групп грамоты, в теч. 1936 обучение прошли 4382 чел., к преподаванию привлечено 99 педагогов и 119 культармейцев. В 1939, в преддверии 18-го съезда ВКП(б), учителя Сатки выступили с инициативой превратить к 1 мая Сатк. р-н (где числилось 4418 неграмотных и малограмотных, из них обучалось 1108 чел.) в район сплошной грамотности. С началом Великой Отечественной войны, эвакуацией пром. предпр. и населения система работы по Л. н. нарушилась; с 1943 действовали сменные и вечерние школы рабочей и сел. молодежи. После войны возобновился сбор сведений о неграмотных и малограмотных в возрасте 14—50 лет; дир. школ предлагалось организовать классы для повышения грамотности допризывников; создавались классы для «переростков» — детей, не получивших своевременно начального образования. Работа по Л. н. продолжалась до 1970-х гг. Чел. облисполкомом в 1951 было вынесено решение «О завершении ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения»; в 1952 введены дополнит. меры, в т. ч. широкое привлечение общест. актива — сел. интеллигенции, учителей, студентов вузов, учащихся техникумов, ИТР и др.— к обучению неграмотных и малограмотных; распоряжением Сов. Мин. СССР предусматривалось производить оплату обучающим (по 100 руб. за каждого обуч. грамоте взрослого) за счет средств, отпущ. на Л. н. Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР (от 4 янв. 1958) содержало критич. анализ организации в стране работы по Л. н. и малограмотности. В ходе Всесоюз. переписи населения 1959 в области было выявлено значит. кол-во неграмотных: только лиц в возрасте до 30 лет — 5400 чел., в т. ч. работающей молодежи — 2600. Совместное пост. бюро обкома партии и облисполкома (1962) содержало требование «по каждому предприятию, стройке, учреждению, совхозу и колхозу выявить всех неграмотных работников и членов их семей в возрасте от 16 до 49 лет и разработать конкретные планы полной ликвидации неграмотности к 1 июля 1965 г.»; «с целью закрепления знаний лиц», освоивших грамоту, предписывалось с 1962/63 уч. г. расширить сеть вечерних (сменных) школ, открыв 3—4-е классы на производств. предпр. Т. о., работа по Л. н. осуществлялась сов., партийными органами с привлечением проф. и комс. орг-ций в течении нескольких 10-летий.