Маркетинг Челябинской области, система управления производств. и сбытовой деят-стью предпр., осн. на анализе рынка и нацел. на максимизацию прибыли и решение проблем реализации производств. продукции. Цель М.— формирование положит. имиджа и развитие деловой и социальной конкурентоспособности региона (см. Конкурентоспособность Челябинской области), активизация его социально-экон. развития для удовлетворения запросов потребителей в адм. границах терр. как среды жизнедеятельности и объекта инвестирования (см. Инвестиции). В управлении и регулировании территориальным развитием М. может выступать в качестве новой приоритетной функции управления. Гл. отличие М. от др. систем управления заключается в том, что он нацелен на стимулирование территориального спроса и формирование предложения в связи с постоянно меняющимися внеш. и рыночной средой и потребностями, эта деят-сть инициирует активные экон. обмены, а следовательно, и развитие рынка на данной терр. Территориальный М. строится на основе определ. принципов, при к-рых учитываются потребности населения и хозяйствующих субъектов; интересы гос-ва; состояние и динамика формируемых и развивающихся территориальных рынков (ресурсов, труда, общест. продуктов и услуг, потребительских товаров, пром., прод., земельного, архит.-градостроит., информационного и др.), а также создаются условия для макс. адаптации экономики области к факторам маркетинговой внеш. среды; формируется привлекательность имиджа области, проводится лоббирование обл. интересов на межрегион., федеральном, междунар. уровнях. Концепция регулирования территориального (обл.) развития с точки зрения привлечения инвесторов содержит: определение терр., района, муниципального образования в качестве своеобразного товара — объекта рыночных отношений; характеристику субъектов этих отношений (населения конкретной территориальной единицы; потенциальных инвесторов — «потребителей» терр.; обл., регион., муниципальных органов власти) и т. д. Механизм реализации данной концепции подразумевает анализ социально-экон. ситуации, сложившейся в области, в сравнении с др. терр. (регионами, муниципальными образованиями). Задача анализа заключается в оценке того, что область может предложить на рынок и что нужно предпринять для усиления ее конкурентоспособности. В результате определяется осн. идея стратегии М., содержащая цель развития области (повышение деловой активности и улучшение инвестиционного климата); выбор целевых обл. (территориальных, муниципальных) рынков и оценки их привлекательности, в т. ч. с учетом числ. и плотности населения, уровня и структуры доходов, социальных и культ. ценностей, состояния трансп. коммуникаций, климата, структуры коммерч. среды, уровня инфляции, этапа экон. развития и юрид. ограничений и др. факторов. В качестве инструмента позиционирования могут выступать: отраслевая специфика (развитие Чел. обл. определяют металлургический комплекс, металлообр. комплекс и машиностроительный комплекс; ведущим является металлург., его уд. вес составляет 61—65% в объеме продукции обл. пром-сти); рейтинг инвестиционной привлекательности области, к-рый можно определить в координатах «риск — инвестиционный потенциал». Значения показателей инвестиционного риска и потенциала ежегодно определяются для всех 89 регионов России. Инвестиционный рейтинг Чел. обл. представлен в таблице. Оценка рейтинга инвестиционной привлекательности позволяет учитывать осн. макроэкон. характеристики (насыщенность терр. области факторами пр-ва, потребит. спрос населения и др.); отражает высокую степ. дифференциации инвестиционных условий различных областей (терр., регионов, муниципальных образований); может использоваться специалистами Мин-ва экон. развития Чел. обл. при разработке стратегии ее социально-экон. развития. Внутр. М. (разновидность М.) реализуется на территории области с ориентацией на ее субъекты и направлен на становление и развитие цивилизов. рыночных отношений. М. области должен осуществляться под рук-вом, при участии и по заказу территориальных органов управления — субъектов федерации и муниципальных образований (в соответствии с их типологией). Именно внутр. М. области реализует целевую функцию регион.(территориального) управления, а внеш. М. играет подчин. роль. Ведущие активные субъекты М.— администрация губернатора Челябинской области и губернатор Челябинской области. В администрации области маркетинговый подход может быть реализован практически всеми подразделениями по закрепл. за ними функциям: экономика, транспорт, образование, туризм и др., а также спец. подразделениями, ответств. за реализацию функций М. Организация М. осуществляется путем создания обл. (территориального) центра, напр., в виде структурного подразделения при обл. администрации, субъекта с ее участием (маркетинговый центр) и др. Субъекты М.: территориальное управление Антимонопольного к-та, Южно-Уральская торгово-промышленная палата. В М. заинтересованы Агентство по развитию и поддержке малого бизнеса и предпринимательства, выставочные центры, трансп. предпр., организаторы различных съездов и конф., финанс. учреждения, межрегион. маркетинговые центры, посольства, консульства и представительства.