Миасса архитектура. Особенности планировочной структуры и архит. облика Миасса исторически складывались под влиянием 3 осн. факторов: геогр. местоположение предопределило развитие терр. гл. обр. в меридион. направлении и линейную структуру застройки (протяженностью св. 30 км). С поэтапностью застройки связано членение гор. терр. на 3 обособл. планировочных района — Юж., Центр. и Сев.; с размещением большого кол-ва крупных предпр.— наличие значит. пром. зон, разделяющих жилые районы. Градообразующим предпр. явился завод, осн. в 1773 Л. И. Лугининым (см.: Лугинины; Миасский медеплавильный завод). Миасский завод, начальный период стр-ва к-рого совпал с расцветом классицизма в России, закладывался «по регулярному плану». Ист. часть города, располож. в южной части совр. Миасса, формировалась на берегу пруда: вместе с заводом появились 4 квартала дерев. домов обывателей; в 1777 построен заводской госпиталь (см. Горнозаводские госпитали). Центр старого города — заводская площадь — представлял собой один из лучших горнозаводских ансамблей. К зап. ее стороне примыкала усадьба заводоуправителей за чугунной оградой: 2-этажный кам. дом (1785, частично сохранился) с садом и оранжереей, беседкой и караульной будкой. Здесь же находились кам. пожарный двор с башней для наблюдения. Юж. частью площадь выходила на плотину, огражд. чугунной решеткой. На сев. стороне площади располагался Петропавловский храм со встроенной колокольней; в глубине — 2-этажное кирпичное здание конторы Миасских золотых приисков (1810—20-е гг.), первонач. предназнач. под заводскую контору (центр здания акцентирован 6-колонным портиком, увенч. 3-ступенчатым аттиком; ритм колонн дорич. ордера повторяется на плоскости стены пилястрами; этажи по фасаду разделены лепной ступенчатой тягой, 1-й этаж рустован; окна с четкими пропорциями, на 2-м этаже украшены ритмически располож. сандриками). В здании в разное время размещались чертежная, архив, заводская школа, контора Миасского золотопромышленного товарищества, канцелярии мир. судьи и лесничества, помещения театр. студи и и бильярдная, полиция, казначейство, гауптвахта, арестантские помещения, «магазин с железного разного рода припасами», лавка и подвал для хранения золота. Новый этап развития поселка связан с началом золотодобычи (1820-е гг.). Генпланом Миасского завода, составл. в 1841—42 арх. Ф. А. Тележниковым, предусматривались четкая прямоугольная сеть улиц; осн. магистрали, направл. к заводскому комплексу и предзаводской площади и ориентир. на С. и В. (с учетом местоположения заводского пруда, делившего поселение на 2 части — заводскую и запрудную, или «Пензию»). «План Миасского селения» был утвержден нач. горных заводов Урал. хр. 28 нояб. 1848. В середине 19 в. на пл. Церковной построен в стилистике классицизма Гостиный двор (строение сохранилось в искаж. виде — надстроен 2-й этаж, заложена галерея). В 1880-х гг. перестроен Петропавловский храм с новым резным иконостасом (повторно освящен в 1892). Рядом с заводским госпиталем находилось каменное здание солдатских казарм с манежем и цейхгаузом. В 1850 на месте врем. кам. пирамиды был установлен Александру I памятник. Во 2-й пол. 19 в. архит. облик завода формировался под влиянием эклектики (наиб. выразит. примерами общест. сооружений являются здания торг. домов бр. Николаевых и Смирнова), а также идеологии славянофильства: с использованием элементов архит. декора древних рус. храмов построены Александро-Невская церковь (1881) и церковь в честь Святой Троицы (1889, колокольня — 1895). Примерами выразит. жилых построек являются особняк Е. М. Симонова и дом купца А. Ф. Бакакина (кон. 19 в.); отличит. черта последнего — открытый двор (строения обнесены ажурной оградой на кам. основании). Дома в жилых кварталах располагались в линию, фасадом на улицу; кам. здания с магазинами сосредоточены в центр. (заводской) части. От ул. Церковной (ныне Пролетарская) шли прямые улицы, обеспечившие удобный подход к заводу: Орловская (ныне Октябрьская), Береговая (Свердлова) и др. Небольшая часть селения именовалась Шадринской (по назв. моста через Миасс). В 1870 в поселении насчитывалось 1795 дворов; в 1882 — до 150 кам. и ок. 2 тыс. дерев. домов, 14 715 жит. По качеству построек Миасское селение выгодно отличалось от мн. уездных городов. Стр-во кам. жилых домов стимулировалось выдачей беспроцентных казенных ссуд (в размере 100 руб.). Во 2-й пол. 19 в. сложились осн. адм. и торг. (гл. обр. хлеботорг.) центры — пл. Церковная (заводская), Александровская (Пензенская) и Шадринская; терр. была разделена более чем на 100 кварталов, в городе имелось ок. 30 улиц. Были построены здания: 1-этажной школы для девочек (ныне пл. Труда), 3 правосл., 2 старообрядч. церкви, 5 часовен и мусульм. мечеть. В связи со стремит. торг. развитием поселения строилось множество магазинов и лавок, в т. ч. в домах жит.; только на пл. Базарной располагались: кам. Гостиный двор (при нем 9 лавок), 57 дерев., более 20 торг. ларей и 7 лавок при кам. домах. Составляющими архит. облика поселка были пром. постройки и сооружения: мельницы; корпуса заводов (мыловар., лесопильного, гончарного и др.), мастерских, фабрик (золотопромыв., фаянсовой, конфетной, по обжигу кирпича и др.). Появились муж. уч-ще, в 1900 — жен. гимназия (см. Гимназии), в 1896 — корпуса земской больницы, в 1902 — здание низшей ремесл. школы (см. Низшие ремесленные школы). В 1904 было построено (из чашковского крупнозернистого гранита) 1-этажное здание Миасского железнодорожного вокзала. В нач. 20 в. появились здания в стилистике модерн; магазины Бакакина и И. Г. Стахеева, планировка к-рых отличается свободной схемой (в зависимости от функцион. назначения помещений). В магазине Бакакина для украшения фасадов использованы лепнина, ажурные решетки с плавными, текучими линиями, керамич. плитка. Здание торг. дома Стахеева угловое, с асимметричными фасадами, оформл. большими плоскостями окон и стилиз. декоративными элементами (с характерными растит. мотивами); срез. угол здания подчеркивает осн. вход. В кон. 19 — нач. 20 вв. общест. здания строились гл. обр. в т. н. «кирпичном стиле»: церк.-приходская школа Александро-Невского прихода (старое здание школы № 14, ныне снесено), в декоре к-рой использован минимум элементов, особо акцентирован вход в домовую церковь с высоким порталом и звонницей наверху; низшая ремесл. школа. В этой же стилистике выполнено 4-этажное здание мельницы бр. Поликарповых (1909; ныне здесь располагается предпр. «Миассэлектроаппарат»). Нарядно выглядело здание аптеки (ул. Церковная): для создания коврового орнамента фасада был использован кирпич различного профиля. С нач. 20 в. развивалась центр. часть города, к-рая сложилась из неск. поселков при пром. предпр. (пос. Октябрьский, Динамо, Мелентьевка, Первомайский, Дачный, Строителей) и ж.-д. ст. Миасс-1. В дек. 1919 поселок стал уездным городом Челябинской губернии, в 1927 — адм. центром Миасского района; в 1930-х гг. индустриализация затронула пром., перерабатывающие, золотодобывающие предпр. Соответственно, все большее место в архит. облике города занимали адм., торг., пром. здания. В 1939 начато стр-во шарикоподшипникового завода, в сжатые сроки возведены моторный и инструм. цехи, здание электростанции; в апр. 1942 на этой базе начал работу автомоторный завод, с февр. 1943 — автомоб. (см. «Урал»). Для размещения эвакуированных в районе автозавода сооружалось жильё временное: только в 1942 — 3 дерев. дома и 4 барака (в 1945 улица, целиком состоявшая из бараков, получила назв. Победы). Продолжилось стр-во капитальных домов: в 1943 на ул. Сталина (ныне пр. Автозаводцев) возведено 4 двухэтажных дома из бруса (для приезжих специалистов); кварталы № 26, 27 на ул. Молотова (ныне Калинина) застраивались шлакоблочными домами; проезжую часть мостили булыжником. После 1945 гор. терр. значит. увеличилась за счет новых пром. площадей и жилых районов. По проекту ин-та «Ленгорпроект» осуществлялось стр-во «большого Миасса» (арх. Р. И. Друбецкий); предусматривалась застройка площади от автозавода до старой части города с возведением на широких благоустроенных улицах многоэтажных домов. Зимой 1945 была сдана в эксплуатацию первая капитальная 2-этажная школа (№ 17) — здание с массивными колоннами, в стр-ве к-рого участвовали военнопленные. В 1946 было сдано 20 тыс. м2 жилья; быстрыми темпами возводился пр. Автозаводцев, велась застройка пос. Динамо, Строителей, Мелентьевка. Для стр-ва пром. и гражд. объектов в 1946 было создано строит. предпр. (см. «Уралавтострой»; рук. Д. Е. Кузьменко), специалисты к-рого возводили осн. массивы зданий Центр., а затем и Сев. р-нов. Со стр-вом заводского поселка завершилось формирование осн. планировочной структуры города. В районе автозавода были построены к/т «Урал», магазины, Дворец культуры автомобилестроителей. В 1957 на правом берегу Миасса был заложен Машгородок — обособл. жилой массив (терр. 4 км2). При стр-ве гражд. зданий 1940—50-х гг. использовались возможности новых строит. конструкций и мат-лов для создания выразит. решений: участок пр. Автозаводцев (от совр. ул. Орловской до ул. Ферсмана) застроен 3-этажными домами, фасады к-рых имели ряд архит. акцентов (арки, башенки и др.). В период интенсивного жил. стр-ва был утрачен ряд зданий, представлявших собой образцы регион.зодчества (особняк кондитера Факеродта, дом купца Маклакова и др.); др. перестроены (Гостиный двор). В 1966—68 построены первые в Миассе 9-этажные кирпичные дома. К 1969 терр. города составляла 10,8 тыс. га (в т. ч. в пределах застройки — 2,07 тыс. га); числ. нас.— 132 тыс. чел. (с учетом жит. пос. Тургояк); жилой фонд — 923 тыс. м2 (из них 26 тыс. м2 в пос. Тургояк), в т. ч. в 4—5-этажных домах — 350 тыс., в 2—3-этажных — 204 тыс., в 1-этажных — 369 тыс. м2. Более половины жилого фонда (573 тыс. м2) располагалось в кам. строениях, 349 тыс. м2 — в дерев. и пр. (43 тыс. м2 — в бараках). В условиях комплексной застройки активно возводились объекты социально-бытового и культ. назначения: детские дошк. учреждения, школы, ДК «Прометей» (1967), больничный комплекс (1968—81), ДС «Заря» с 2 залами и плават. басс. общей площадью 3043 м2 (1970), 12-этажная гостиница «Нептун» с рестораном и кафе (1973), электромеханич. техникум, торг. центр площадью 8500 м2 (1979), Дворец пионеров «Юность» (1985) и др. В 1960-х гг. были разработаны документы: ПДП Привокзального района (1964; Челябоблпроект; ГАП А. Н. Слонимский, арх. Р. Коноплева, инж. П. И. Сурнакин); проект генерального плана (1969, Ленгипрогор, ГАП А. Тидеман), к-рым предусматривалось экстенсивное развитие города и стр-во жилья на незначит. свободной площади, в осн. за счет рек-ции кварталов врем. застройки (бараки) и постепенного сноса частного (усадебного) жилья, не имеющего ист. ценности, замены его многоэтажными зданиями. В 1966—68 было снесено бараков общей площадью 17 тыс. м2, гл. обр. в районе автозавода. Последующие градостроит. документы, в частности Генплан 1991 (моск. ин-т «Гипрогор»; рук. и авт. проекта С. Г. Крутова, арх. А. В. Бисеров, ГИП П. П. Кобзиев, гл. экономист Т. В. Куликова), представляют собой корректировку Генплана 1969. В 1989 жилой фонд составил 2531,3 тыс. м2 (15,1 м2 на 1 чел.), дома в 4—5 этажей и выше — 65%, усадебная застройка (на 99,2% одноэтажная) — 20%; кам. строения — 70%, дерев.— 30%. К 1989 за счет освоения земель с.-х. назначения, стр-ва улиц и дорог терр. города увеличилась до 11,19 тыс. га (застройка — 2,568 тыс. га). С 1960-х гг. стр-во жилья велось методами крупнопанельного домостроения. По типовым проектам построено большинство общест. зданий: к/т «Восток» и «Урал», универмаг «Миасс» (1971), торг. центр и др. Примером общест. здания, построенного по индивид. проекту, является объедин. (ж.-д. и авто-) вокзал: 2-этажное здание, рассчит. на одноврем. обслуживание 800 пассажиров, построено в 1981 по проекту ин-та «Челябжелдорпроект»; авторский коллектив (арх. В. М. Попов; инж.: А. А. Волков, В. А. Козин, С. К. Целищев) удостоен пр. Сов. Мин. СССР в области архитектуры (1984). Архит. выразительность ансамблей пр. Автозаводцев, микрорайонов Машгородка достигнута за счет применения продум. планировочных решений, умелого использования ландшафта и бережного сохранения естеств. природного окружения. В кон. 1990-х гг. в Миассе был построен старообрядч. храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, открыт мусульм. молельный дом (1997) и др. К 2001 общий жил. фонд Миасса составил 2387 тыс. м2; площадь, занятая зелеными насаждениями,— 1246 тыс. м2. Осн. водоисточником является Иремельский гидроузел, включающий комплекс инж.-техн. сооружений с оборудованием, насосными агрегатами и водопроводной сетью протяженностью 50 км. Стр-во осуществляют 15 специализир., 36 крупных и ср. подрядных орг-ций; ведущими являются трест «Уралавтострой», ЗАО «Домостроительный комбинат», СУ № 3 и др. Композиционной осью планировочной структуры остается река с располож. на ней Миасским прудом (дл. ок. 5 км, площадь зеркала 4,8 км2) в старой части города и Поликарповским водохранилищем (дл. ок. 6,5 км, площадь зеркала 4,2 км2) у завода «Миассэлектроаппарат». В городе сохраняется ряд разобщ., компактно размещ. поселков при пром. предпр.: пос. Октябрьский (УралАЗ), Динамо («Электроаппарат»), Мелентьевка, Первомайский, Дачный (при известковых карьерах и дробильно-сортировочной ф-ке Тургоякского рудоуправления); Строителей, Восточный (при заводах ЖБИ, кирпичном); Привокзальный. Составляющими архит. облика города являются памятники истории и культуры: архит.-пром. комплекс медеплавильного завода, церковь в честь Святой Троицы; особняки Симонова, Кузнецова — Бакакина; здания конторы золотых приисков, магазинов Бакакина, Стахеева; дом, где в 1911—17 размещалась база Радиевой экспедиции АН под рук-вом акад. В. И. Вернадского; мемориалы защитникам Отечества на бульваре Мира («Скорбящая мать»), «Народу-победителю, народу-созидателю» (Машгородок), памятники участникам рев-ции, Гражд. и Вел. Отеч. войн. Ист. и совр. части города связаны 4 гор. путепроводами, 32 мостами через Миасс и Ильменскую протоку; в черте города расположено 5 плотин. Трансп. связью между районами является гор. меридиональная магистраль, проходящая вдоль всей застройки; отд. поселки и часть районов связаны магистральными улицами и дорогами широтного направления; общая протяженность улиц 280 км. Все 3 планировочных района города сохраняют свои особенности. Юж. р-н (т. н. Старый город) располагается на берегах пруда; ядром его планировочной структуры является старая центр. площадь (ныне Труда); в центральной части сохранились кр. линии кварталов 19 в. (площадью 2—5 га); застройка в осн. 1—2-этажная, дерев., с приусадебными участками; в 1960—80-х гг. 5-этажные дома появились в районе ул. Жебруна, Малышева, 60 лет Окт. и пос. Миасс-2; в районе сосредоточены кам. ист. здания, памятники пром. и гражд. архитектуры, а также пром. предпр. («Миассмебель», «Уралрезина», хлебозавод, швейная ф-ка и др.), склады; осн. проектное направление — развитие центр. ядра (в зап. и юж. направлениях) с учетом сохранения ист. застройки и развития структуры пешеходных связей. Центр. р-н (Автозавод) имеет смешанный характер застройки и представляет собой сложную архит.-пространств. структуру; все кварталы (площадью 1,5—2,0 га в усадебной застройке и 5,0—1,2 га в новой капитальной) ориентированы на реку; четкая система кварталов и улиц с капитальной жилой застройкой сформирована вдоль гл. магистрали города (пр. Автозаводцев), где находится гор. адм. центр; многоэтажные капитальные дома построены также в пос. Октябрьский, Динамо, Первомайский, Строителей; на границе Центр. и Сев. районов размещены наиб. крупные предпр., образующие промрайон площадью 922 га (62% его терр. занимают УралАЗ, «Миассэлектро», машиностр. завод, КБ им. Макеева); расширение промрайона ограничено природными объектами и жилой застройкой; направление развития Центр. района — выборочная рек-ция 1-этажной застройки (в т. ч. на З., Ю.-З., у ж.-д. станции). Сев. р-н — Машгородок — расположен в долине р. Миасс (зап. предгорье Ильменского хр.), в значит. (ок. 13 км) удалении от центральной части города, на В. граничит с Ильменским гос. заповедником. Объединяет 9 микрорайонов (площадью 18—30 га), границы к-рых запроектированы с учетом особенностей ландшафта; в районе размещено 240 жилых домов различной (4—14) этажности. Район развивается в зап. направлении; осн. проектная задача — сохранение и использование природного окружения. Создание Машгородка связано со становлением и развитием оборонных предпр.; СКБ-385, КБ машиностроения (Гос. ракетный центр — ГРЦ; см. КБ им. академика В. П. Макеева), филиала НИИ-944 (ныне Научно-производственное объединение электромеханики — НПОЭ). Согласно пост. Сов. Мин. СССР в 1955 была создана исполнит. дирекция (рук. Н. П. Полетаев), ведавшая стр-вом предпр. и жилого поселка. Стр-во Машгородка велось по ген. плану, разработ. моск. ин-том «Гипрогор»; ген. подрядчик — трест № 41 (позднее трест «Уралавтострой»), Производств. объекты СКБ-385 возводились в 5 км южнее Машгородка, в районе г. Лепешковая; объекты филиала НИИ-944 (НПОЭ) — восточнее, у подножия Ильменского хр. 17 мая 1957 было начато стр-во первого жилого дома, в окт.— нояб. 1959 состоялось заселение пяти 4-этажных домов, построенных для специалистов передислоцир. из Златоуста СКБ-385. В дальнейшем застройка Машгородка велась капитальными 4—14-этажными кирпичными и панельными жилыми домами по долговрем. плану, не предусматривавшему использование врем. жилья. В 1961—69 было сдано в эксплуатацию 66 домов. В Машгородке расположены 7 ср. общеобразоват. школ, Миасский электромеханич. техникум, профес. лицей, филиал ЮУрГУ, учреждения дошк. воспитания, крытый рынок, сеть торг. учреждений со складами. При застройке Машгородка и пром. площадок ГРЦ и НПОЭ был возведен отдельно стоящий жилой пос. Строителей (57 домов с соцобъектами); сооружены объекты стройбазы (заводы ЖБИ и кирпичный, мастерские, гаражи и др.); при долевом финансировании — общегор. инж. системы (хоз.-питьевого и производств. водоснабжения, хоз.-бытовой канализации, электроснабжения, связи, ТВ, пас. транспорта), районная ТЭЦ. Машгородок связан троллейбусным и автобусным сообщением с центр. часть ю Миасса и ж.-д. вокзалом, автобусным междугородным — с Екатеринбургом, Златоустом, Карабашом, Чел. В окрестностях Машгородка, на оз. Тургояк, сооружены яхт-клуб, база отдыха, детский и спорт. лагеря. В спорт. комплексе (стадион и ДС «Заря») и спорт. школе занимаются сотни жит. всех возрастов. Мн. внимания уделяется озеленению терр. Машгородка; ЖКХ «Северное» неоднократно становилось лауреатом всерос. конкурсов среди предпр. коммунальной отрасли. Пост. Сов. Мин. РСФСР (1975) Гос. пр. РСФСР «За проектирование и комплексную застройку Северного района г. Миасса Челябинской области в условиях сохранения живописного ландшафта» присуждена авторам проекта планировки Машгородка (арх. моск. ин-та «Гипрогор»: ГАП С. С. Райтман, ГИП Г. И. Раузин), организаторам стр-ва и группе строителей; в их числе гл. арх. города О. В. Карпов и рук. треста «Уралавтострой» И. И. Седов. За вклад в стр-во Машгородка и г. Миасса звания почётный гражданина Миасса удостоены: Н. В. Бардов, Ю. А. Буйняков, В. Е. Каргин, В. Л. Клейман, В. П. Макеев, Полетаев. Назв. мн. из 16 улиц Машгородка отражают историю города и производств. специфику района; гл.— пр. Макеева, бульвар Полетаева, ул. Вернадского, Жуковского, Попова, Циолковского и др. На гл. улице (пр. Макеева) расположена гл. площадь с ДК «Прометей», гостиницей «Нептун», торг. центром (1980). На площади перед Дворцом культуры и техники «Прометей» сооружен мемориал «Народу-победителю, народу-созидателю» (1985; авт.: В. В. Карпенко, А. П. Яковлев; арх. А. П. Овчинников). В Машгородке установлены памятники Макееву; на домах, где жили Полетаев и Макеев,— мемориальные доски.