Многодетные семьи


Многодетные семьи, семьи, имеющие 3 и более детей. По данным Всерос. переписи населения 2002, числ. постоянного населения Челябинской обл. составила 3604 тыс. чел. (по сравнению с 1989 уменьшилась на 89 тыс.). Область вступила в стадию устойчивой депопуляции. С 1992 наблюдается естеств. убыль населения (в 2003 коэффициент рождаемости составил 10,4%). Сокращается частота деторождения, в связи с чем семьи становятся все малочисленнее: в 2003 число родившихся по порядку вторыми, третьими и далее составило 15,0 тыс. детей, или 40,0% всех новорожденных. На демографич. развитии, на состоянии семьи и брачных отношений в значит. мере сказалось снижение уровня и ухудшение качества жизни людей. Положение работников с семейными обязанностями (гл. обр. женщин) в реальной экономике далеко от благоприятного: часто не предоставляются и не оплачиваются отпуска по беременности и родам, по уходу за малолетними детьми, не выплачиваются пособия по врем. нетрудоспособности, не реализуются др., предусмотр. законодательством, труд. гарантии. М. с. с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума являются осн. составляющей бедного населения (см. Бедность). Структуры их доходов и потребления свидетельствуют, что М. с. все больше отстают по уровню благосостояния от семей с меньшим числом детей. По итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в 2006, располагаемые ресурсы (ден. средства, к-рые имели домохозяйства для обеспечения своих расходов, и стоимость натур. поступлений) на 1 чел. в месяц составляли 5658,5 руб. в семьях с 1 ребенком, 5335,7 руб.— с 2 детьми, 1415,6 руб.— с 3 детьми и всего 1214,4 руб.— с 4 и более детьми (в целом по всем домохозяйствам — 7289,2 руб. на 1 чел. в месяц). Располагаемые ресурсы по сравнению с 2005 по всем домохозяйствам увеличились на 40,3%; в семьях с 1 ребенком — на 24,6%, с 2 детьми — на 6,8%, с 3 — на 30,8%, с 4 и более — в 2,3 раза. Аналогичная тенденция прослеживается и при анализе динамики ден. доходов назв. типов семей: в семьях с 1 ребенком увеличились на 21,3%, с 3 — на 22,7%, с 4 и более — в 2,1 раза (рост ден. доходов по всем домохозяйствам — 30,5%), а с 2 — снизилась на 1,9%. Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семей по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат, включая пособие на детей (см. Компенсационные выплаты), от роста стоимости жизни являются гл. факторами бедств. положения М. с., имеющих несовершеннолетних детей [при оценке уровня располагаемых ресурсов учитываются как денежные доходы (см. Доходы населения), так и натур. поступления продуктов питания, произвед. собств. силами в личных подсобных х-вах, а также дотации и льготы (на питание, транспорт, жил.-коммунальные услуги, мед. обслуживание и др.), получаемые населением в натур. и ден. форме (см. табл. 1)]. Доля стоимости натур. поступлений в семьях с 1 ребенком в 2006 составляла 6,5%, с 2 детьми — 7,0%, с 3 — 16,1%, с 4 и более детьми — 13,3%. В 2004 более половины (51,0%) домашних х-в имели в своем составе получателей дотаций: для имеющих 1 ребенка уд. вес получателей дотаций и льгот составлял 39,3%, среди домохозяйств с 2 детьми — 47,6%, с 3 — 44,2%, с 4 и более детьми — 92,1%. По сравнению с 2003 доля получателей дотаций возросла по домашним х-вам: с 1 ребенком на 0,7%, с 4 и более детьми на 16,3%. Вместе с тем размер предоставляемых в 1990—2000-е гг. в натур. выражении дотаций и льгот, несмотря на их постепенное увеличение, остается крайне незначит. (в диапазоне от 72,0 до 98,0 руб. в месяц на 1 чл. семьи в зависимости от числа детей в семье) и обеспечивает от 14,6% расходов на конечное потребление на 1 чл. семьи в месяц в семьях с 4 и более детьми, до 2,6% — в семьях с 1 ребенком (в 2003— от 10,5 до 2,3% соответственно). В 2005 с целью реализации Федерального закона №122 ФЗ от 22 авг. 2004 (в части замены льгот в натур. форме на ден. компенсации) в обследуемых домохозяйствах стали учитываться чл., пользующиеся различными видами социальной поддержки. В 2006 из общего числа 7,7% составляли дети-инвалиды и менее 1% — дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей. Ср. размер ден. выплат составляет у категории «дети-инвалиды» 338 руб. в ср. на человека в месяц, у категории «дети-сироты» или «оставшиеся без попечения родителей» — 341,4 руб. Объем ден. доходов различных групп населения формирует образ жизни, а следовательно, и структуру потребит. расходов населения (см. Денежные расходы населения), осн. доля к-рых приходится на покупку товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания. Однако условия их приобретения, потребит. возможности семей существенно различаются. Самая неблагоприятная ситуация в М. с.: в 2006 на питание расходовалось всего 465,7 руб. в месяц в ср. на 1 чел. (52,2% всех потребит. расходов); на непрод. товары — 133,5 руб. (15,0%), на услуги — 252,1 руб. (28,3%). В семьях с 3 детьми доля расходов на питание составляла почти половину потребит. расходов — 40,2%, или 357,9 руб. в ср. на 1 чел. в месяц; на непрод. товары — 17,4% (154,7 руб.), на услуги — 38,5% (342,8 руб.). В целом по всем домохозяйствам Чел. обл. потребит. расходы в абс. выражении в 2006 составляли 5049,0 руб. в месяц в ср. на 1 чел. (рост по сравнению с 2005 — 35,0%), в т. ч. 17,9% — на продукты питания, 51,6% — на непрод. товары, 36,7% — на оплату услуг; на покупку алкогольных напитков снижение на 15,7%). С увеличением ден. расходов на питание неск. возросло и потребление продуктов (в абс. выражении) как в малодетных, так и в М. с. В семьях с 1 ребенком возросло потребление фруктов на 27,8%, рыбы и рыбопродуктов — на 27,4%, сахара и кондитерских изделий — на 12,8%, мяса и мясопродуктов — на 11,8%, хлебных продуктов — на 10,7%, овощей — на 9,8%, яиц — на 8,2%, молока и молочных продуктов — на 2,9%. Снизилось потребление картофеля на 10,5%. В семьях с 4 и более детьми возросло потребление яиц в 4,4 раза, овощей — в 2,1 раза, картофеля — на 61,4%, сахара и кондитерских изделий — на 52,4%, хлебных продуктов — на 35,1%. Снизилось потребление рыбы и рыбопродуктов на 56,2%, мяса и мясопродуктов — на 25,7%, молока и молочных продуктов — на 19,6% (см. табл. 2). Одним из важных показателей благосостояния семей с детьми является их обеспеченность жильем (См. Жилищный фонд; Жилищно-коммунальная реформа). Наихудшие жил. условия (по кол-ву квадратных метров на 1 чел.) — у М. с. По данным выборочного обследования бюджетов домашних х-в в 2006, все семьи с 4 и более детьми и все семьи с 3 детьми располагали менее чем 11 ле2 общей площади на 1 чл. семьи, тогда как среди семей, имеющих 1 ребенка, в таких условиях проживали 28% (ср. показатель — 6,0%). В процессе полит. и социально-экон. трансформации России (1990-е гг.) было начато формирование новой законодат. базы гос. семейной политики, к-рая в осн. отвечает целям создания социального гос-ва, провозглаш. Конституцией РФ и призванного гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека. Существует целый массив законодат. и иных нормативных актов, устанавливающих меры гос. поддержки различных категорий семейных граждан. Законодательно наиб. урегулированы меры гос. поддержки малоимущих семей и граждан, имеющих детей. Осн. меры поддержки различных типов семей, а также детей, оставшихся вне семьи, определены в федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в указе Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», пост. Прав-ва РФ «О приемной семье» и др. Существ. недостатком федерального законодательства о правах семьи является отсутствие или неполнота механизмов реализации ряда конкретных норм, что приводит к их неисполнению. В условиях незавершенности законодат. обеспечения гос. политики поддержки семьи важная роль отводится регион. законодательству. При создании законодат. базы Чел. обл. семейная политика выступает наиб. важным и показат. элементом решения социальных проблем. Основные направлениями политики, определяющими приоритеты в деят-сти органов власти Чел. обл. по поддержке семьи и повышению качества ее жизни, являются: обеспечение условий для экон. самостоятельности семей, стабилизации их материального положения, преодоления бедности; создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания труд. деят-сти с выполнением семейных обязанностей, развития индивид. труд. деят-сти, семейного предпринимательства, охраны здоровья, формирования здорового образа жизни; оказание помощи семье в воспитании и образовании детей; формирование системы социального обслуживания семей; профилактика семейного неблагополучия, насилия в семье; повышение авторитета ин-та семьи, материнства и отцовства, укрепление морально-нравств. устоев семьи. С 1994 на территории области разрабатываются и реализуются обл. целевые межведомств. программы содействия занятости отд. категорий населения — инвалидов, молодежи и подростков, женщин, многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и др. Сама концепция реализуется на основе программно-целевого подхода и предусматривает оптимизацию нормативно-правовых и программно-методич. условий, обеспечивающих достижение нового качества жизни, эффективное решение проблем семьи в Челябинской обл. Предполагается разработка целевой программы «Семья в Челябинской области», включающей подпрограммы, соответствующие конкретным направлениям семейной политики, в т. ч. решающей проблемы М. с. Рук-во формированием и реализацией семейной политики в Челябинской обл. и ее муниципальных образованиях возложено на соответствующие органы гос. власти и местного самоуправления. Финансирование меропр. осуществляется из выдел. целевым назначением средств федерального, обл. и местного бюджетов.