Монументальная живопись


Монументальная живопись, вид иск-ва, представляющий собой крупномасштабные произв. живописи в интерьерах и экстерьерах зданий общест. назначения. Произв. М. ж. связаны с конкретным архит. пространством, являются частью композиционного целого, реализуются в специфич. мат-лах и техниках: фреска (роспись по сырой штукатурке), альсекко (роспись по сухой штукатурке), мозаика (исполняется цветной смальтой), витраж (живопись по стеклу), сграффито (выскребание по предварительно подготовл. основе — многослойной цветной штукатурке). Иногда элементы М. ж. проявляются в плакате. В настоящее время произв. М. ж. выполняются чаще всего темперой или масляными красками на стенах, реже на холсте, приклеенном к основе (в плафонной живописи). М. ж.— обязат. атрибут любого художеств. стиля. В дорев. период (по архивным данным ЧОКМ) в осн. была представлена в настенных росписях церквей (мн. после Окт. 1917 были уничтожены), в нек-рых купеч. домах. Напр., потолки в 2-этажном доме златоуст. купца Шишкина (разрушен в 1990) украшала орнамент. живопись; сохранились лепные потолки с живописными вставками в особняке М. П. Архипова (Челябинск). В первые годы Советской власти М. ж. была тесно связана с агитационным иск-вом, в частности с созданием художеств. плакатов, фигуративных изображений — картин на холсте (атрибуты рев. праздников). В 1919—20 по терр. Чел. губ. ходили агитпоезда с художеств.-декоративным оформлением. Так, внеш. и внутр. стены вагонов агитпоезда «Октябрьская революция» были украшены рев. плакатами и панно, выполн. в футуристич. стиле художниками Чел. лит. отдела СибРОСТА (Сиб. отделение Рос. телегр. агентства) и объедин. единой композицией. В собрании ЧОКМ хранится плакат (изд. в Чел.) «Не плачьте над трупами павших бойцов», к-рый отличается строгостью вывер. формы, ассоциирующейся с монументальностью храмовой росписи (автор предположительно Н. Д. Лебедев). Плакат отличает экспрессия формы, символич. образность. В 1921 Лебедев оформил фойе (6 панно на тему Окт. рев-цин и Гражданской войны; были утрачены) и зрит. зал (орнамент. фриз, строящийся на осн. цветах — кр., зеленом, желтом) в Нар. доме (см. Народные дома). Живописные панно, по мнению искусствоведов, представляли собой художеств. ценность. В 1930—50-е гг. (период активного стр-ва общест. зданий) преобладающее развитие получили орнамент. и фигурные живописные композиции, выполнявшие не только декоративную, но и идеологич. функцию, в художеств. форме отражавшие идею величия Сов. гос-ва. М. ж. широко использовалась в оформлении ДК завода им. С. Орджоникидзе, ДК железнодорожников (Челябинск), к/т им. М. Горького (Магнитогорск), им. А. С. Пушкина, им. 30-летия ВЛКСМ (Челябинск) и др. (росписи выполнены группами художников Челябинской обл. в виде иллюзорно-пространств. произв.). Вера сов. народа в победу над фаш. захватчиками нашла отражение в художеств. оформлении интерьеров ДК «Победа» в Златоусте (авт. проекта М. В. Братцев, 1943—48). В росписях малого фойе отражено ист. прошлое рус. народа: эпизоды Ледового побоища на Чудском озере, Куликовской битвы, сцены освобождения Москвы от поляков и французов. Обрамл. художеств. гипсовыми рамами, они придают фойе торжеств. вид. Героич. борьбе и победе сов. народа в Вел. Отеч. войне посв. панно «Ткл и фронт» и «Встреча победителей». Торцевые стены лестничных клеток украшают панно «Лето» и «Весна». Наиб. ярким примером стилистич. единства архитектуры, живописи и скульптуры этого периода являются росписи в интерьерах Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки (арх. Н. Куренной, росписи по эскизам — акад. А. А. Дейнека; 1937—55). Их можно разделить на сюжетно-декоративные и декоративно-орнамент. Первые (на тему праздничного шествия) расположены в прямоугольных плафонах фойе (в иллюзорно-перспективном пространстве, в традициях барокко); плафонная роспись, украшающая зрит. зал, представлена композицией из групп молодых людей, исполняющих классич. и нар. танцы (фон нейтральный). Вторые, декоративно-орнамент., в интерьерах фойе и лестничных переходах, исполнены в неоклассич. стиле и эстетически акцентируют конструктивные детали стилевой архитектуры театра. В 1960-е гг. в М. ж. произошла замена иллюзорно-пространств. решений на подчеркнуто плоскостные декоративные композиции, образный строй к-рых соответствовал стилистич. направленности новой архитектуры. М. ж. этого периода тяготела к условности, символу, эмблеме; предпочтение отдавалось технике сграффито, росписи маслом, имитациям мозаики и витража. Мн. работы не сохранились (из-за морального устаревания или технолог. несовершенства исполнения). В 1960-е гг. в Магнитогорске работали худ. К. Самусьев (роспись по стеклу фойе 2-го этажа ДК им. Ленинского комсомола), М. С. Любельский, Ф. Г. Разин (фриз в магазине «Оптика» с видами природы Южного Урала), Д. Головацкая (сграффито на фасаде гор. Дворца пионеров), В. И. Антонов (сграффито на стеле у зап. въезда в Магнитогорск), В. А. Кузьмин (оформление кафе и др. заведений). В Чел. Р. И. Габриэляном выполнены: фриз на фасаде актового зала Гипромеза, символизирующий союз науки, металлургии и иск-ва (сграффито), майоликовый портрет маршала В. К. Блюхера на фасаде бывшего штаба охраны города (совм. с В. И. Григорьевым). В 1970—80-х гг. (период приоритета крупнопанельного стр-ва, создающего большие плоскости гладких стен) в М. ж. получило развитие декоративное направление. Художниками было исполнено большое кол-во росписей в детских садах, школах, ПТУ, техникумах, ин-тах, ДК, ДС, больницах, санаториях, гостиницах, ресторанах, кафе и столовых в городах Чел. обл., Башкирии и Казахстана. Стенные росписи создавали А. А. Аверин, А. П. Енютин, А. А. Лаптев, И. К. Логвиненко, С. М. Соломатин, Р. К. Шарафутдинов (Магнитогорск); Н. Д. Аникин, Габриэлян, В. В. Качалов, В. П. Меркулов, А М. Смирнов, Н. Я. Третьяков, Ю. Г. Шубин, В. Л. Якивец и др. (Челябинск). Залы Златоуст. краеведческого музея украшают росписи худ. Ю. П. Азеева (фриз «Златоуст в годы Великой Отечественной войны», холст, темпера; 1976), В. И. Зозули (фриз из 14 панно на тему «Старый Златоуст», левкас; 1976), Н. И. Гаруса (панно: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Театр»; темпера; 1985). Зозуля выполнил 6 панно на тему «Мастера Златоустовской гравюры» (дерево, левкас, темпера; 1976—2004) для интерьеров ДК им. Ленина (ДК «Булат»), стенную роспись «Златоуст» (левкас, темпера; 1986) в зале ожидания ж.-д. вокзала, 6 панно для драм. театра «Омнибус» (1992) и др. В этот период начинали творч. деят-сть художники-монументалисты — выпускники Ленингр. и моск. художеств. уч-щ: Л. Н. Костина, З. Н. Латфулин, В. Г. Мишин, Н. А. Ситников, В. В. Сорокин, К. В. Фокин, С. Л. Черкашин, Н. Е. Черкашина, Е. А. Щетинкина и др. Среди монумент. работ этих художников можно выделить настенные росписи Фокина в к/т «Родина» (одноим. триптих) и ДСО «Спартак» (1975, Чел.), в ресторане «Уральские пельмени» (полиптих «Радость жизни», 1978; Чел.), в театре ЧТЗ (плафон «Прометей» в зрит. зале, 1982; роспись фойе — Сорокин, 1983) и др.; Костиной — в ДК «Колос» с. Уйского (панно «Слава труду»), чит. зале Миасской б-ки (1974—75), ДК им. Кирова в Коркино («Все музы будут в гости к нам», 1992—93), Чел. индустр.-пед. техникуме (тетраптих «Мы учимся, работаем, дерзаем», 1976; совм. с Фокиным); масштабную мозаику Мишина «Завоевание космоса» (на фасаде здания Чел. политех. техникума, 1976), мозаичное панно «К счастью, братству, равенству — ленинским путем» на фасаде здания агентства «Союзпечать» (Челябинск, 1983), роспись «Строители» (конференц-зал ДК «Монолит» треста «Челябгражданстрой», 1979). Мишин активизировал пространств. среду произв., пластически обострил ее резкими ракурсами (в отличие от эмоционально насыщ. слоевого фризового построения пространства в росписях Фокина и Костиной). Подчеркнутая декоративность наблюдается в работах Черкашина: «Праздник книги» в б-ке Миасского автозавода (1978), росписи фойе ДК ВОС (Челябинск, 1978), турбинного зала ГРЭС в Южноуральске (1981) и др. По эскизам Латфулина выполнены мозаики на фасаде татаро-башк. б-ки (1981, Чел.) и басс. поликлиники ЧТЗ (1987), композиция в технике сграффито на фасаде здания ОГАЧО (1999—2000). В монумент. работах Латфулин стремится к лаконизму и чистоте символа, использует в построении пространства традиции иск-ва Востока. В нач. 1990-х гг. ослабело влияние гос-ва на развитие монумент. иск-ва. Процесс утраты общест. идеалов нашел отражение ив М. ж.: отказ от реальных форм, использование абстрактных мотивов, стремление к внесюжетной декоративности (мозаика «Движение» Шарафутдинова, роспись Лаптева «Тренировка» в Ледовом дворце Магнитогорска и др.). Мн. художники стали привлекаться частными лицами и владельцами фирм для проектирования и декорирования развлекат. и увеселит. заведений, офисов, квартир, коттеджей, дач. Возрождение М. ж. связано прежде всего со стр-вом культовых учреждений, рек-цией церквей и мечетей. Храмы Чел. обл. начали пополняться иконами совр. письма с разной степ. понимания и трактовки традиций иконописи. Магнитогорские художники приняли участие в восстановлении Свято-Николаевского храма, выполнили росписи церкви в пос. Агаповка. По эскизам худ. Соломатина оформлены внутр. стены и купола собора в честь Вознесения Господня в Магнитогорске; чел. худ. Качалов, Латфулин, Ситников, Фокин создали комплекс мозаик и росписей для этого храма (2001—03). В. С. Савочкин (см. Савочкины) и Качалов выполнили эскизы для росписи храма в Копейске; Савочкин создал комплекс икон для церкви в честь Святой Троицы в Чел. Профес. художники Чел. обл. участвуют в создании монумент.-декоративного убранства храмов др. конфессий — синагог, мечетей, католич. церквей.