Неоклассицизм


Неоклассицизм, проявление ретроспективистских тенденций, возрождение традиций и форм классицизма. В архитектуре городов Челябинской обл. Н. наметился в 1-й пол. 20 в.; прослеживаются 2 этапа его развития. Первый (1900—10-е гг.) представлен небольшим кол-вом отд. памятников; наиб. яркий из них — Нар. дом в Чел. (см. Народные дома). На 2-м этапе (1930—50-е гг.) были восприняты градостроит. принципы, иерархия в типологии сооружений, особенности стилистики классицизма. Неоклассич. отпечаток носят планировка и архит. облик нек-рых городов области (ген. планы в осн. создавались в Ленинграде, где градостроит. традиции были тесно связаны с классицизмом): Магнитогорска (Ленгорстройпроект, 1934; Ленгипрогор, 1947), Чел. (Ленгипрогор, 1936 и 1947), Озерска (Ленгипрострой — ГСПИ-11, 1949), Златоуста (Ленгипрогор, 1952), Кыштыма (Ленгипрогор, 1958), Снежинска (ГСПИ-11, 1963). В 1930—50-х гг. в обращении к классич. наследию наметился переход от ощутимого влияния конструктивизма (1930-е гг.), когда архит. образ строг и сдержан, к непосредств. возрождению классицистич. форм (1950-е гг.). Примерами раннего Н. (1930-е гг.) в Чел. являются: жилой дом для работников облисполкома на пл. Рев-ции (1938; арх. П. Кухтенков, А. Максимов), гл. корпус ЧГПУ (1937—39; А. Сахаров), жилой дом по ул. Цвиллинга, 28 (1936; П. Кузмичев, В. Пеняжнин), часть производств. помещений часового завода и др. (см. Челябинска архитектура). Прямая стилизация, стремление к усилению эффекта монументальности и величественности проявились во 2-й пол. 1940-х — 1-й пол. 1950-х гг. как отражение пафоса послевоен. возрождения. Ансамблевое проектирование (основа классич. градостроительства, принятая в Н.) стало играть ведущую роль в 1940—50-х гг. Осн. усилия архитекторов были направлены на проектирование наиб. значимых общест. зданий, оформление площадей и гл. гор. магистралей (пространств. размах и крупномасштабная застройка — характерная черта всех проектных предложений). В Генплане Чел. 1947 (арх. Д. Барагин, Л. Вертоусов, И. Гохблит, А. Н. Слонимский и др.) структура города была представлена в виде ансамблевых комплексов, связ. между собой сетью магистралей. Пл. Рев-ции и Ярославского — главенствующие ансамбли, определявшие масштаб и стилистику всех др. градостроит. комплексов. Ул. Спартака (ныне пр. Ленина), параллельные ул. Кирова и Цвиллинга рассматривались как осн. композиционные составляющие гор. ядра. Большинство проектов пл. Рев-ции 2-й пол. 1940-х — 1950-х гг. принципиально едины по планировочному и объемному решению (авт. Барагин и Н. Баранов; Л. Баталов и И. Б. Чернядьев; Е. В. Александров и др.). Площадь трактовалась как большой курдонер, в глубине к-рого, на юж. возвышенности, располагался Дом Советов. Открытое пространство обрамлялось монумент. адм. сооружениями в неоклассич. стилистике. В центре — регулярный партерный сквер с монументом и трибунами. Из числа неоклассич. зданий, предполагавшихся к возведению на пл. Рев-ции, построены только 2 — ныне управления ЮУЖД (1942, арх. Б. Помпеев) и Челябэнерго (1953—55; К. Д. Евтеев, Ф. Л. Серебровский). Пл. Ярославского (1952; Л. Ашихмина, Чернядьев) трактовалась в виде сквера с водным партером-фонтаном в центре; сев. сторона, обращ. к р. Миасс, переходила в береговую полосу бульваров. Здание театра оперы и балета размещалось по продольной оси симметрии. Реализованы лишь проекты театра (яркий пример послевоен. неоклассич. архитектуры, 1937—55; арх. Н. Куренной) и сквера перед ним (1957; А. Искоскова). В 1948 разработан «Детальный план застройки проспекта им. В. И. Ленина» (М. Я. Иванцова, А. Б. Ривкин, Чернядьев). Улица представлялась широкой, прямой, насыщ. зеленью, оформл. фонтанами и скульптурами. На стадии проектирования были заложены осн. принципы — укрупн. масштаб застройки, центр.-симметричные композиции, ордер в качестве осн. способа художеств. обработки зданий. Это создавало визуальное единство уличного пространства. Магистраль воспринималась как фронтальная композиция, что соответствовало ее офиц., парадному характеру. Предполагалась сплошная рек-ция примыкающих к магистрали кварталов с определяющей периметральной застройкой. Высотность зданий — первонач. 4—5 этажей (при дальнейшей разработке до 5—7), в наиб. значимых узлах — до 6—7. Планировались также высотные доминанты, реш. в неоклассич. стилистике: жилой дом с магазином «Уральские сувениры» (пр. Ленина, 44; 1956, Александров), жилой дом с к/т «Спартак» (пр. Ленина, 19; проект 1949, А. Лукьянов), жилой дом ЮУЖД (пл. Рев-ции; 1956, Александров), здание ЧПИ (1951; А. Истомин), проекты к-рых не были реализованы в первонач. вариантах. На периферии Чел. во 2-й пол. 1940-х — 1950-х гг. сложились значит. неоклассич. ансамбли: в центральной части Металлург. района — вост. участок ул. Хмельницкого (1954—59; В. Болдырев, Я. Л. Скуратовский), ДК металлургов (1953, А. Зайцев; см. Дворец культуры и техники ОАО «Мечел»); в Ленинском районе — ДК «Станкомаш» (1949; И. Векслер, К. Истрин; интерьеры 1949—1951, А. Д. Кладовщиков, М. Г. Семёнов), комплекс жилых домов пос. КБС (В. Бирюков, С. Чернопятов). В неоклассич. стилистике построены к/т «Родина» (1951; В. Я. Гофрат), кинотеатр им. 30-летия ВЛКСМ (1948; Гофрат, Евтеев, В. Калмыков); Дворец культуры железнодорожников (1955; Серебровский); ДК ЧТПЗ (1-я пол. 1950-х гг.; арх. Барташевич); Челябинская универсальная научная библиотека (1956; М. П. Мочалова, Б. В. Петров), театр ЧТЗ (1948, М. А. Лежень), СШ № 46 (1950; Л. Ашихмина, Серебровский), хирургич. (1946—50) и детский корпуса (1950—55) ГКБ № 1 (Евтеев) и др. Среди жилой застройки выделяются дома по пр. Ленина, 53 (1953; Кладовщиков), 47—49 (1953; Т. М. Эрвальд), ул. Салютной, 32 с магазином «Башня» (1952; Серебровский), ул. Сталеваров, 32 (сер. 1950-х гг.; Болдырев) и др. В Магнитогорске (см. Магнитогорска архитектура) в процессе реализации Генплана 1947 (арх. М. Белый, М. Н. Дудин, Ю. Киловатов, М. Соколов, А. Тидеман) в неоклассич. стилистике была выполнена планировочная структура правобережного района с прямоугольной сеткой улиц, лучевыми магистралями, композиционными акцентами. Особое внимание было уделено пр. Металлургов (1952—56). Значит. неоклассич. памятником является многоэтажный жилой дом с к/т (арх. Дудин), к-рый завершил формирование ансамбля пл. Победы в левобережной части Магнитогорска. На зап. стороне площади размещен комплекс зданий ДК металлургов (см. Дворец культуры и техники ОАО «ММК») и драм. театра, выстроенных в стилистике раннего Н. (1935; П. Бронников, М. Куповский, А. Натальченко, Т. Тихвинский); на Комс. пл.— здание Госбанка (Тихвинский). Неоклассич. ансамблями 1945—55 являются площадь у к/т им. А. М. Горького, застройка ул. Горького и Комс., сев. сторона ул. Ленингр. В 1955 началось стр-во Снежинска (см. Снежинска архитектура). Один из гл. архит. ансамблей города — площадь перед к/т «Космос», оформл. зданием к/т, 2 симметричными, выполн. в стилистике И. зданиями управления ВНИИТФ и жилыми домами. Генплан Озерска (см. Озёрска архитектура) предполагал решение города как ансамблевого комплекса. Гл. композиционные оси регулярной планировки (пр. Ленина и Победы) застроены периметральными кварталами и решены в единой неоклассич. стилистике. Среди зданий пр. Ленина выделяется жилой дом с башней (1956; Н. Комкова, И. Орлов). В 1950-х гг. созданы след. неоклассич. ансамбли: центр. площадь (А. Власов, А. Гуревич, Д. Ковчев), привокзальная площадь (Власов, Гуревич, Орлов), бульвар им. Ленина (Власов, Гуревич, Орлов). Архит. доминантами гор. среды являются неоклассич. памятники: заводоуправление химкомбината «Маяк» (1951; Ковчев), ДК ПО «Маяк» (1957; Б. Вылегжанин), театр (1948—50; Б. Машин), больничный городок (1950-е гг.; Вылегжанин, И. Ласкарева), гостиничный центр (1948; Г. Локтев, Хомякова), вокзал (1949; Власов) и др. В Златоусте (см. Златоуста архитектура) в соответствии с проектом планировки города (арх. Киловатов, Тидеман, В. Ширяева) была осуществлена застройка осн. магистрали города (ул. К. Маркса) 3—5-этажными жилыми домами по индивид. проектам в неоклассич. стилистике. В Миассе (см. Миасса архитектура) примерами Н. являются часть застройки пр. Автозаводцев и Машгородка (1950-е гг.), ДК автомобилестроителей. Отд. значимые общест. сооружения в неоклассич. стилистике были выстроены и в др. городах области, в т. ч. Дворец культуры вагоностроителей в Усть-Катаве (1937—52). Архитектура периода Н. играет определяющую роль в сложившемся облике мн. гор. центров Челябинской области.