Особо охраняемые природные территории (ООПТ), участки земли, водной поверхности и возд. пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие науч., культ., эстетич., рекреационное и оздоровит. значение, к-рые изъяты (полностью или частично) по решению органов гос. власти из хоз. использования и для к-рых установлен режим особой охраны. В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны (округа) с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. ООПТ могут быть федерального, регион.и местного значения. В соответствии с федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (1995) различают след. категории ООПТ: гос. природные заповедники (в т. ч. биосферные); нац. парки; природные парки; гос. природные заказники; памятники природы; дендрологич. парки и ботан. сады; леч.-оздоровит. местности и курорты. 14 мая 2002 Законодат. собр. Чел. обл. принят закон «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области», к-рый регулирует отношения в области организации, охраны и использования ООПТ регион.и местного значения. В законе определены осн. направления природоохранной деят-сти: сохранение, воспроизводство и восстановление уник. и типичных природных комплексов и объектов, достопримечат. природных образований, объектов растит. и животного мира и их генетич. фонда; изучение естеств. процессов в биосфере и осуществление контроля за изменением ее состояния; экол. воспитание и просвещение населения. Увеличен и перечень категорий ООПТ, к-рые могут быть образованы на территории области: в него включены леса зелёных зон поселений, микрозаказники, генетические резерваты. Обл. законом определены также осн. принципы природоохранной деят-сти: приоритет общенац. и регион. интересов при решении вопросов образования, охраны и использования ООПТ; преобладание тенденций сохранения ООПТ над их использованием; использование ООПТ в н.-и., культ.-познават. и рекреационных (в отд. случаях) целях; недопустимость хозяйственной деятельности на ООПТ, способной причинить вред охраняемым объектам (кроме деят-сти, обеспечивающей поддержание биол. разнообразия и экол. равновесия); обязат. проведение гос. экол. экспертизы мат-лов при организации, использовании и ликвидации ООПТ; взаимное согласование вопросов охраны и использования ООПТ органами гос. власти РФ, Чел. обл. и органами местного самоуправления; устойчивость ООПТ как единой системы, поддерживающей экол. баланс региона; привлечение граждан и юрид. лиц к решению задач по организации и сохранению ООПТ. Устойчивое поддержание экол. равновесия в значит. мере зависит от наличия в регионе достаточных площадей, не вовлеч. в хоз. оборот. Установлено, что оптим. размер земель, находящихся под особо охраняемыми терр., должен составлять не менее 20% всего земельного фонда; причем в горно-таежных районах площади, находящиеся в состоянии, близком к естеств., должны составлять 80—90%, в лесостепной зоне — не менее 30—35%, в степной — ок. 35—40% терр. При этом чем уязвимее экосистема конкретного региона, тем выше должен быть здесь процент охраняемых терр. Указом Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» (1992) предусмотрено увеличить площадь гос. природных заповедников и нац. парков до 3% площади РФ. Для Чел. обл. наиб. экологически уязвимыми являются терр. горных районов. Здесь произрастают горные леса, находятся истоки рек, формирующих речной сток области. В пределах Челябинской обл. организованы след. ООПТ: Восточно-Уральский заповедник (площадь 16616 га), Ильменский заповедник (34380 га), Южно-Уральский природный заповедник (24300 га), заповедник Аркаим (4419,6 га), нац. парки «Зюраткуль» (88249 га) и «Таганай» (56843 га), 20 гос. заказников зоологических (общая площадь 518,5 тыс. га), Троицкий ботанический заказник (1200 га), 182 памятника природы обл. значения (общая площадь 241,1 тыс. га). Границы утверждены только для 2 памятников природы: Каштакского бора и Челябинского бора; в соответствии с требованиями природоохранного законодательства органам гос. власти Чел. обл. необходимо утвердить границы еще 157 памятников (не требуется установление границ для 23 памятников природы, располож. на территории нац. парков). При общей площади Чел. обл. 8,85 млн га площадь заповедников и нац. парков составляет 2,54%. Весьма значительны потенциальные возможности создания новых нац. и природных парков (как наиб. предпочтит. формы вновь создаваемых ООПТ), прежде всего в горных районах. Наиб. перспективной является организация нац. и природных парков «Бахмур» (Ашинский район), «Зигальга», «Серпиевский пещерный град» (Катав-Ивановский район), «Сикияз-Тамак» (Саткинский район). Большое значение для решения экол. проблем степных районов области может иметь создание национального парка в Брединском районе с включением в него Каратубайского бора и заповедника Аркаим. Кол-во гос. природных заказников может быть увеличено за счет создания новых зоол. заказников, таких, как, напр., Ункурдинский (на базе быв. Ункурдинского охотничье-производств. участка площадью 160 тыс. га). Существует необходимость создания заказников в Еткул., Кизил., Кунашак., Нагайбак., Увел. и нек-рых др. р-нах, где подобных ООПТ нет вообще. Целесообразно присвоение статуса памятника природы таким уник. природным объектам, как Никольская роща (Челябинск), оз. Аракуль (Верхний Уфалей), болото Моховое (Снежинск), дубовая роща в окрестностях с. Шемаха (Нязепетров. р-н; см. Дубравы) и мн. др. Важное значение имеет создание генетич. резерватов и микрозаказников на участках обитания редких и исчезающих видов ж-ных и растений. Формирование единой системы ООПТ позволит создать экол. каркас региона, обеспечивающий его устойчивое развитие и благоприятную окружающую среду.