Ранний железный век


Ранний железный век, исторический период, датируемый археологами 8 в. до н. э.— 4 в. н. э., самая древняя фаза жел. века. Наступление жел. века в евразийских степях совпало с переходом пастуш., скотоводч.-земледельч. племен эпохи бронзы к кочевому и полукочевому скотоводч. х-ву как наиб. производит. и прогрессивному способу пр-ва в существовавших природных условиях (см. Кочевничество), что способствовало усилению имуществ. и социального расслоения внутри родоплем. коллективов, появлению предпосылок к образованию ранних классовых об-в. Период развития кочевых об-в (8 в. до н. э.— 4 в. н. э.) принято называть эпохой ранних кочевников. С переходом населения к кочевому образу жизни резко изменился облик степей. Исчезли многочисл. поселки с долговрем. постройками. Люди перемещались вместе со стадами от одного сезонного пастбища к др. В связи с этим археол. культуры ранних кочевников Южного Урала (саки, сарматы) представлены исключительно погребальными сооружениями. Мобильность кочевых племен и постоянные поиски лучших пастбищ приводили к частым воен. столкновениям и образованию крупных союзов, в к-рые помимо наиб. сильного и господствующего племени входили подчин. кочевые и соседние земледельч. Последние снабжали кочевников продуктами земледелия и ремесл. изделиями. Одинаковый уровень развития и образ жизни, этнич. родство, тесные экон. и культ. контакты между кочевыми народами, населявшими евразийские степи, стимулировали формирование близких культур. В 7—6 вв. до н. э. в урало-казахстанских степях в пределах сакской историко-этногр. области сложилась тасмолинская общность, представл. в Южном Зауралье памятниками бобровского этапа, объединяемыми в бобровско-тасмолинскую археол. культуру. В это же время в горно-лесной зоне Урала и в Зауралье на территории распространения гамаюнской культуры сложилась иткульская культура, на базе к-рой получила развитие цветная металлургия древняя. Постоянный рост потребности кочевников в металле и изделиях из него стимулировал развитие иткульской металлургии и металлообработки. В более вост. районах заурал. лесостепи об-ва межовско-бархатовского пласта трансформировались в группу предсаргатских культур (носиловская, баитовская, воробьевская). Во 2-й пол. 6 в. до н. э. в культуре кочевников степной зоны Зауралья произошли перемены, связ. с изменением этнополит. ситуации в степи и лесостепи Вост. Европы, а также в Центр. и Средней Азии (см. Обручёвский этап). В лесостепном Зауралье в кон. 6 в. до н. э. на базе воробьевской культуры под влиянием и при участии Южноурал. и среднеазиат. кочевников формировалась гороховская культура, постепенно поглотившая существовавшие до этого культ. образования. Одноврем. в лесостепном Прииртышье и Барабе под влиянием и при участии кочевых сакских племен оформилась саргатская культура, носителями к-рой впоследствии стали различные по происхождению племена лесостепи, оформившиеся в саргатскую культ.-ист. общность. Усиление саргатского влияния сопровождалось нивелировкой культуры на всей терр. Зауралья. Продвижение саргатского населения на З. (в Ср. Притоболье) вызвало отток части гороховских племен на З. и Ю. Последнее направление обусловило вхождение гороховцев в объединение кочевников-сарматов степной зоны Южного Зауралья. В кон. 5 — нач. 4 вв. до н. э. в связи с ухудшением климат. обстановки в степной зоне началась массовая миграция южнозаурал. кочевых сарматских племен на З. (в Юж. Приуралье) и Ю. (в Ср. Азию). В 3—2 вв. до н. э. степи Южного Зауралья опустели, иткульская и гороховская культуры, тесно связ. с кочевым миром, прекратили свое существование. Во 2 в. до н. э.— 2 в. н. э. достигла расцвета саргатская культура, ставшая осн. доминантой в лесостепи и отчасти в степи Южного Зауралья. Миграции кочевых племен Казахстана, Алтая, Сев.-Зап. Китая и Монголии во 2—6 вв. н. э. способствовали значит. изменениям в этнич. картине Южного Зауралья. Во 2-й четв. 1 тыс. н. э. в Южном Зауралье шло интенсивное взаимодействие лесостепных (саргатские) и степных (аланы, гунны, постсарматы) племен, завершившееся формированием гунно-сарматской конфедерации. Этот процесс делится на 3 этапа: гунно-сарматский (2—3 вв. н. э.), гуннский (4 — 1-я пол. 5 вв. н. э.), постгуннский (5 — нач. 6 вв. н. э.). Синкретизм материальной культуры кочевников Южного Зауралья прослеживается на мат-лах памятников Байрамгулово II, Большекараганский могильник, Друженский могильник и др. Особый интерес представляет постгуннский этап в культуре номадов Южного Зауралья, для к-рого характерны курганы с «усами». Истоки этой традиции — в культуре кочевых племен Центр. Казахстана, Тувы и Сев.-Зап. Китая. Ныне в Р. ж. в. горно-лесного и лесостепного Зауралья выделяются 5 археол. культур: гамаюнская, иткульская, гороховская, саргатская и баитовская, а также 2 типа памятников: воробьевский и носиловский, существовавшие на одной и той же сравнительно небольшой терр. В степной части Южного Зауралья кочевниками Р. ж. в. оставлены памятники бобровско-тасмолинской культуры (7—6 вв. до н. э.) и заурал. варианта прохоровской культуры (2-я пол. 6 — 2 вв. до н. э.). Последняя в своем развитии прошла 3 этапа: древнепрохоровский (2-я пол. 6 — 5 вв. до н. э., обручевский этап), раннепрохоровский (2-я пол. 5 — 4 вв. до н. э.) и прохоровский (3—2 вв. до н. э.; см. Прохоровский этап). С 3 в. до н. э. начался приток в степную зону Южного Зауралья новой волны центральноазиат. кочевых племен, известных в письм. источниках под наим. юэчжи. Памятники 2-й пол. 2 в. до н. э.— 1 в. н. э. относятся к новому алано-юэчжийскому этапу истории кочевников Южного Зауралья, памятники 2 — нач. 6 вв. н. э.— к гунно-сарматской культуре.