Энциклопедия Челябинской области

главнаяэнциклопедияэнциклопедия новаяобъявления
Точный Средний Глубокий

Белль-Ланклстерская система

Белль-ланклстерская система, пед. методика, осн. на принципе взаимного обучения в соответствующего типа заведениях нар. образования (кон. 18 — 1-я пол. 19 вв.). В кон. 18 в. англичане Эндрю Белл (в рус. написании 19 в.— Андрю Бель) — проповедник при англ. армии в Мадрасе (Вост. Индия) — и Джозеф Ланкастер (Иосиф Ланкастер) — содержатель нар. школы в Лондоне — разработали (независимо друг от друга) тип уч. заведения, осн. на принципе передачи знаний более знающими учениками менее знающим (под рук-вом учителя). За относительно короткий срок школы взаимного обучения приобрели популярность в Англии и ее колониях, в Германии, Испании, Италии, Франции. В России они появились в нач. 19 в. Впервые новая методика была применена в Омской школе кантонистов; командир отд. Сиб. корпуса ген. Г. И. Глазенап внедрил ее в обучение кантонистов в 1810, когда «в остальной России об этом и понятия не имели» (по свидетельству одного из биографов). Интерес к школам взаимного обучения значит.. вырос после Отеч. войны 1812: Мин-во нар. просвещения предприняло первые меры по внедрению «белль-ланкастерской методы» в систему обучения учащихся начальных уч-щ. С целью углубл. изучения Б.-л. с. в 1816 были направлены за границу 4 студента Гл. пед. ин-та, к-рые после пребывания в Англии, Швейцарии и Германии вернулись в С.-Петербург (сент. 1819). В 1817 были учреждены школы взаимного обучения при корпусе рос. войск, находившихся во Франции; в кон. 1818 — Центр. школа взаимного обучения при гвард. корпусе (для обучения солдат). Ученики (числ. до 250) были набраны из всех полков гвард. и гренадерского корпусов. Центр. школа (с неск. учителями из числа грамотных унтер-офицеров) работала успешно. Имп. Александр I, осмотревший школу 10 июля 1819, принял решение распространить передовой ее опыт на др. уч. заведения при воинских формированиях, в т. ч. каз. Соответствие сущности Б.-л. с. воен. порядку отмечал Н. И. Греч — один из активных приверженцев ланкастерских школ. Определяя отличит. черты методики, он подчеркивал, что обучение детей и взрослых в школах взаимного обучения велось «посредством избранных из них самих надзирателей и старших, соблюдения единообразия, воинского порядка и команды». В ланкастерских школах жесткой регламентации подвергались все составляющие уч. процесса — от материальной базы (наличия точного кол-ва определ. таблиц, ярлыков, прописей, аспидных досок, грифелей) до распорядка и содержания занятий (деления учащихся на группы, выполнения установл. команд и др.). Все обучавшиеся распределялись по 2 разрядам (словесному и арифметич.), внутри к-рых осуществлялось очередное разделение, осн. на уровне познаний учеников. Так, словесный разряд делился на 8 классов. Ученики 1-го класса учили азбуку по таблицам, писали буквы (палочками на песке); 2-го — по таблицам читали слоги (обозначаемые 2 буквами), писали их под диктовку (на аспидных досках грифелями); 3-го — читали слова, обозначаемые 3 буквами, и более длинные — по слогам, писали их под диктовку и т. п. С 5-го класса начиналось чтение церк. текстов; в 8-м классе обучались чистописанию. Все ученики сидели в общем помещении на скамьях, раздел. по рядам («классам»). Во главе каждого ряда был назнач. учителем «старший», к-рый и занимался с учащимися своего класса. Также учитель назначал 3 надзирателей; один отвечал за соблюдение порядка и занятия письмом, др.— за занятия чтением, арифметикой. Обязанности учителя ограничивались «надзором, наблюдением порядка, распределением наград и наказаний», ответственностью за хоз. часть. По субботам (в арифметич. разряде — 1 раз в 2 нед) учитель проводил испытания учащихся всех классов, осуществлял перевод из одного класса в др. Обязат. частью Б.-л. с. являлись многочисл. построения, двигат. упражнения с аспидными досками и т. п., к-рые надзиратель должен был регулярно проводить с учениками, «чтоб возбуждать внимательность и приводить их в движение». По мнению сторонников школ взаимного обучения, методы Б.-л. с. позволяли добиться того, чтобы ученики не утомлялись от постоянного сидения на одном месте и находились в веселом расположении духа; привыкали к беспрерывной деят-сти, порядку и послушанию; при этом продвижение в учебе способных учеников не задерживалось медлительностью или леностью остальных. Противники Б.-л. с. считали, «что необходимо нужно все школы взаимного обучения закрыть». Так, попечитель Казанского уч. округа М. Л. Магницкий усматривал в Б.-л. с. «пропаганду квакерской секты». Для популяризации Б.-л. с. и создания школ взаимного обучения было осн. «Общество для заведения училищ по методе взаимного обучения» в С.-Петербурге (устав утвержден 14 янв. 1819), насчитывавшее ок. 100 чл.; в 1820 — правительств. «Комитет для устройства и наблюдения за училищами взаимного обучения». Новой методикой заинтересовалось и Воен. мин-во, к-рое предполагало вводить ее в школах полков, воен. поселений и воен.-сиротских отделений. В 1820 Высочайшим повелением полковые школы были переданы «под влияние» Мин-ва нар. просвещения, что, по соглашению между Мин-вом нар. просвещения и Воен. ведомством (1823), предполагало снабжение полковых школ уч. пособиями и методич. контроль со стороны Мин-ва нар. просвещения. К этому времени интерес к Б.-л. с. пошел на убыль: 20 сент. 1822 Гл. правлением уч-щ было определено, что использовать ее можно преим. в приходских уч-щах «только для обучения чтению, письму и первым четырем правилам арифметики». На Юж. Урале Б.-л. с. была распространена преим. в школах Оренбургского казачьего войска. Оренб. воен. губ. П. К. Эссен получил запрос от имени императора (3 сент. 1819) о числ. и состоянии школ «взаимного обучения военного ведомства, в том числе и казачьих» в Оренбургской губернии. Т. к. подобных школ в ОКВ не было, замещавший Эссена нач. штаба Оренб. отд. корпуса ген.-м. Г. П. Весел итский предписал войсковой канцелярии «учредить школы во всех пяти кантонах войска и в непременном казачьем полку», располож. в окрестностях Оренбурга (источник финансирования не был определен). Рапорт нач. 2-го каз. кантона майора Беккера (25 окт. 1821), в к-ром он испрашивал разрешение на открытие в ст-це Коельской белль-ланкастерской школы, содержал предложение отпускать лес для постройки школы из станичных дач, необходимые деньги собрать по подписке с жит. Приказ Эссена (31 дек. 1821), утвердивший проект Беккера, положил начало развитию нар. образования в ОКВ. К 1848 школы были открыты во всех 69 станицах войска. По сведениям А. П. Абрамовского и В. С. Кобзова, Б.-л. с. использовалась в каз. школах до 2-й пол. 19 в., когда был осуществлен переход на программы Мин-ва нар. просвещения, рассчит. на 4 года обучения.

Вы можете дополнить или исправить текст, добавить фотографии и ссылки - правка
Поделиться:
    
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Имя(2-40 символов)
Комментарий(10-500 символов)
Энциклопедия Челябинской области
Яндекс.Метрика