Дорожное строительство


Дорожное строительство, комплекс строит. работ, включающий устройство земляного полотна, дорожного покрытия, различных сооружений (водопропускные трубы, дорожно-эксплуатационные постройки, мосты и т. д.), их содержание и ремонт. Широкомасштабное Д. с. на территории Южного Урала началось в первые годы Советской власти. Приказом № 1 чел. отдела нар. х-ва (4 авг. 1919) были определены меры по созданию дорожной сети: в 1-ю очередь средства направлялись на строительство дорог к пунктам сдачи зерна по Троицкому и Курганскому направлениям. К этому времени в пределах Златоуст., Троицкого и Чел. округов имелось 17 верст щебеночных дорог (из общего числа 850 верст), т. е. в ср. 0,02 версты на 100 верст (при аналогичном показателе в европ. части России 0,57). В 1922 началось планирование дорожно-строит. работ. Источники их финансирования были разделены на гос. и местные; также были классифицированы дороги по значению: гос., обл., сел. В особо тяжелом положении оказалась сеть сел. дорог. К кон. 1926 в Уральской области было 1040 км дорог гос. назначения, 3190 км — обл., 10441 км — окружного; 3347 км дорог определялись как подъезды к ж.-д. узлам. Учета сел. дорог не велось. В 1926 с целью координации стр-ва дорог в Чел. окружном исполкоме создан самостоят. дорожный отдел; начались работы по инж. обустройству дорог (мосты, водопропускные трубы), проектированию Д. с., применению новых технологий (покрытие асфальтом и асфальтобетоном). С началом индустриализации объемы стр-ва дорог возросли. В 1927—28 на развитие дорожной сети было выделено 4,3 млн руб., в 1928—29 — 9,6 млн, в 1929—30 — 1,5 млрд. В этот период большое внимание уделялось сел. дорогам. 17 янв. 1934 в Челябинской обл. создано Управление шоссейных и грунтовых дорог и автомоб. транспорта — Облдортранс. По оценке развития дорожной сети на Южном Урале в масштабах страны Чел. обл. попала в число отстающих регионов. На 1934 предусматривались рост капиталовложений, ввод в эксплуатацию автомоб. трассы Свердловск — Чел.; финансирование стр-ва дорог возросло в 2,26 раза. Пост. ЦИК Совнаркома СССР от 28 окт. 1935 дорожное хозяйство было передано в ведение НКВД, к-рому был подчинен Челябоблдортранс. На этот момент протяженность дорог достигла 2282 км (670 км союз., 570 км респ., 1042 км обл.). Из них 23,3% — с асфальтобетонным покрытием. Все дорожные организации области располагали 10 автомобилями, 12 тракторами, 1 грейдером, 104 лошадьми; гаражей и рем. мастерских не было. В НКВД было образовано Управление шоссейных дорог, к-рое занималось планированием работ. Напр., существовал план привлечения граждан и их средств для дорожных работ. В 1939 прав-во страны утвердило техн. условия и правила проектирования дорог и искусств. сооружений. В 1941 в Челябинской обл. планировалось построить 14 км щебеночных дорог, 90 км — гравийных, 440 км — грунтово-улучш., 4 км шоссе, 984 моста. Мелким ремонтом предполагалось охватить 1629 км дорог. С началом Великой Отечественной войны работы были приостановлены. В 1942 Чел. облисполком рассмотрел вопрос «О ходе дорожного строительства». Принимаемые меры в этот период из-за отсутствия рабочей силы и средств не могли обеспечить устойчивого развития дорог. Сразу после войны внимание к состоянию автомоб. дорожной сети вновь возросло. В 1945 облисполком выработал меры по коренному улучшению дел в отрасли; в 1946 впервые за долгий период был выполнен план дорожных работ. В 1946—50 их объем в области вырос в 3 раза. Сеть дорог составила 15,5 тыс. км, в т. ч. с твердым покрытием — 520 км. В 1953 согласно пост. Сов. Мин. СССР дорожный отдел был преобразован в Управление дорожного х-ва; в РСФСР создано Мин-во автомоб. транспорта и шоссейных дорог. Масштабы Д. с. сдерживались недостатком финансирования. 7 апр. 1959 Президиум Верх. Совета РСФСР принял указ «Об участии колхозов, совхозов, промышленных предприятий в стр-ве и ремонте автодорог». Челябоблавтодор (один из немногих в России; нач. И. Т. Минеев, гл. инж. Н. Ф. Спицын) осуществил силами дорожных орг-ций (за счет средств колхозов, совхозов и предпр. вместо их участия в работах) ряд мер, способствовавших выполнению указа. Чел. опыт организации Д. с. был обобщен на Всерос. совещании работников дорожных предпр. В своем выступлении заместитель председателя Чел. облисполкома В. А. Верзилов отметил, что в области в 1959—64 был построен 671 км дорог с твердым покрытием, отремонтировано 880 км, возведено 25 мостов. В техн. парке дорожных строителей Чел. обл. в это время насчитывалось 115 автомобилей, 47 грейдеров, 14 катков, 33 бульдозера, 71 трактор, 19 экскаваторов, 6 камнедробилок, действовало 2 асфальтовых завода. Ведущей орг-цией в отрасли являлся трест «Челябдорстрой» (управляющий В. П. Теслин). Для развития производств.-техн. базы в 1968 облисполком принял пост., обязавшее предпр. области принять участие в оснащении дорожного х-ва машинами и механизмами. В 1970 чел. автодорожники заняли 3-е место во Всерос. соревновании среди аналогичных предпр. В 1972 прав-во приняло пост. об увеличении доли участия пром. предпр. в дорожных работах до 0,5% от общего год. объема их производств. деят-сти. Это позволило не только увеличить масштабы Д. с., но и начать стр-во производств. базы, жилья и социальных объектов для работников отрасли. Планами 11-й пятилетки (1981—85) предусматривалось построить в Челябинской обл. 969 км дорог, проложить дороги с улучш. характеристиками между центральная усадьбами 15 колхозов и совхозов. В этот период началось стр-во объездных дорог вокруг городов области. К кон. 1985 было в осн. закончено стр-во дороги вокруг Чел. К этому времени в области была практически создана сеть автомоб. дорог (см. Автомобильные магистрали и дороги), обеспечивающая круглогодичную связь районов и городов с обл. центром, железнодорожная станциями, центральная усадьбами совхозов и колхозов. Последующие годы были отмечены усилением внимания к Д. с. со стороны гос-ва. Указом Президиума Верх. Совета СССР от 21 марта 1986 предпр. и орг-циям было определено отчисление средств на дорожные работы в размере 0,4% от объема пр-ва, для торг.-сбытовых орг-ций — 0,03%. Ведущие машиностр. предпр. области, прежде всего Чел. завод дорожных машин им. Д. В. Колющенко (см. «Челябинские строительно-дорожные машины») и УралАЗ (см. «Урал»), способствовали укреплению производств.-техн. базы дорожного х-ва: дорожные организации получили новые тракторы, бульдозеры, скреперы, автомобили, автопогрузчики. План 12-й пятилетки чел. дорожники перевыполнили на 3,1 млн руб. (при контрольной цифре 337,4 млн). Законом РСФСР от 15 окт. 1991 был создан внебюджетный фонд финансирования дорожных работ. Рост объемов стр-ва и ремонта дорог особенно ощутим был на селе: в 1993 построен и реконструирован 141 км дорог, отремонтировано 990 км, в 1994 соответственно 167 и 1020 км, в 1995 — 198 и 885 км. Обл. думой были повышены ставки отчислений с пром. предпр.: в 1993 до 1,2%, в 1994 — до 1,8%, 1995—2000 — до 2,6%. Проектирование объектов выполнял ин-т «Челябдорпроект». Осуществляется также подготовка инженеров для отрасли (Урал. филиал Московского автомобильно-дорожного института — государственного технического университета). Первых специалистов готовил уч. центр при Челябинскавтодоре, открытый по инициативе Минеева. В 2007 общая протяженность автомоб. дорог в Челябинской обл. составила 18770 км, из к-рых 8533 — дороги обл., 612 — федерального значения. Из дорог обл. значения 8351 км (97,8%) имеют твердые покрытия: 100 км (1,1%) — цементобетонные, 2786 км (32,6%) — асфальтобетонные, 3026 км (35,5%) — чернощебеночные и 2439 км (28,6%) щебеночные и гравийные; остальные имеют лишь грунтовые покрытия. Из ведомств. автомоб. дорог твердые покрытия имеют 1773 км (31,1%), из них усовершенств.— 295 км (5%), 3667 км (64%) — грунтовые. В развитие дорожного х-ва области внесли значит. вклад: Л. А. Андрющенко, М. М. Баймухаметов, К. П. Бронников, М. Г. Войцик, В. П. Глухов, В. Г. Добрынин, А. А. Екимова, Л. Ф. Иванова, А. П. Кецери, Н. П. Комиссарова, М. И. Кузьминых, бр. Мартемьяновы, М. С. Миронова, В. Д. Михеев, А. В. Морозов, Ю. Г. Плешивцев, В. К. Савин, М. М. Середа, Спицын, А. М. Федотов, Б. Н. Хабаров, П. Ф. Шеленков, Т. М. Шлейкова и мн. др. Машинисту скрепера А. М. Суханову (ДСУ № 1) присвоено звание Героя Социалистического Труда.