Экологическое образование


Экологическое образование, непрерывный процесс обучения и воспитания, направл. на формирование системы знаний, умений, ценностных ориентиров, нравств.-этич. и эстетич. отношений, обеспечивающих экол. ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. Гл. цель Э. о.— развитие экол. культуры личности и об-ва. Необходимость Э. о. стала осознаваться мир. общественностью в 1970-х гг. Большое значение имели Междунар. межправительств. конф. «Экологическое просвещение населения» (1977, Тбилиси), а также всесоюз. конф. «Экологическое образование молодежи» (1980, Таллин), «Экологическое образование школьников» (1981, Минск) и «Тбилиси + 10» (1987, Москва). С нач. 1990-х гг. Э. о. отводилось приоритетное место в решении экол. проблем. Его развитию во мн. способствовал выход закона РФ об экол. безопасности (1993), пост. «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ» (1994), «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994) и «Об утверждении положения о межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и ее персональном составе» (1995). Последнее 10-летие 20 в. было объявлено ЮНЕСКО 10-летием Э. о. населения планеты; период 2005—14 ООН объявила 10-летием Э. о. в интересах устойчивого его развития. До выхода пост. Прав-ва РФ в Челябинской обл. в этом направлении с 1980 уже работали нек-рые педагоги (по авторским программам), практиковавшие краеведч. подход к организации Э. о. [напр., в Чебаркуле — Г. Г. Батутина, в Златоусте — К. А. Макарова (см. Макаровы), Н. П. Кочева, в Саткинском районе — В. В. Мошкина, в с. Новобурине Кунашакского района — А. И. Чернаткин и мн. др.]. В 1990-х гг. были разработаны первые федеральные программы Э. о., в 1995 вышел первый шк. учебник «Экология» (Москва). На Южном Урале содержат. основой Э. о. стали концептуальные положения, предлож. проблемным советом РАО по Э. о., центром «Экология и образование» (Москва), УрГУ (Екатеринбург), лабораторией Э. о. ЧИПКРО. Последняя создана в нач. 1990-х гг. (зав. Д. К. Дракова) впервые в системе повышения квалификации работников образования РФ; обеспечивает науч.-практич. подготовку педагогов к ведению в образоват. учреждениях экол. курсов, практикумов. К моменту появления регион. базисного уч. плана, включающего экол. дисциплины, было осуществлено повышение квалификации всех работников образования, ведущих курс экологии (в форме уроков, факультативов, модулей и т. п.) по разнообразной тематике: классич. экология, радиационная экология, социальная экология, агроэкология, урбо- и промэкология, окружающая среда и здоровье человека, интеграция знаний в Э. о., экол. практикум (в полевых условиях), шк. экол. мониторинг и др. Кроме педагогов Чел. обл. на экол. практикумах побывали слушатели из Владимира, Екатеринбурга, Ижевска, Кургана, С.-Петербурга, Сургута, Тюмени; на аудиторных занятиях — из Волгограда, Москвы, Новгорода, Пензы, С.-Петербурга, Республики Калмыкия. Экопрактикумы проводились на озерах Чел. обл. (Еланчик, Светленькое, Увильды, Чебаркуль) и оз. Байкал, на хр. Вишневые горы, Иремель, Таганай, Уреньга, на г. Сугомак, на рр. Ай, Миасс, Юрюзань и др. Педагоги овладели навыками мониторинга состояния окружающей природной среды. В дальнейшем появились программно-методич. разработки для дошк. учреждений, начальной, осн. и полн. средней школы; проложены экологические тропы (ныне их ок. 30 в Челябинской обл.); создавались слайды и видеофильмы экол. тематики, в осн. краеведч. характера, и т. д. Со временем сложились 3 модели Э. о.: однопредметная (соответствующая федеральному уч. плану), многопредметная (включающая регион. компонент в различные уч. дисциплины), смешанная (использует методики 1-й и 2-й). Лучше всего зарекомендовала себя смешанная. Применение всех 3 моделей в 1990-х гг. обеспечило непрерывность и преемственность Э. о. на разных возрастных ступенях. В Юж.-Урал. регионе создавались эффективно действующие различные формы-комплексы Э. о. и эксперимент. площадки: в Магнитогорске — «Экополис — культура — здоровье» (Дом детского творчества); в Чел.— экол. лицей (СШ № 12), эколого-гуманитарный лицей (СШ № 94), школа-лаборатория «Ботанический сад» (СШ № 85), заочный экол. лицей (обл. станция юных натуралистов), площадки при детском саду № 2 и СШ № 68, центр экол. развития (гор. станция юных натуралистов), центр «Модульное экологическое образование» (СШ № 153); в Миньяре — центр экол. воспитания и развития (станция юных техников); в Озерске — эколого-биол. центр; в Трехгорном — экол. центр и мн. др. Открывались экол. музеи в образоват. учреждениях: Кузнецкой (Аргаяш. р-н; зав. В. М. Леднев), Новобуринской (Кунашак. р-н; Чернаткин) и Муслюмовской (Кунашак. р-н; Ф. Р. Курмакаев) средняя школах, Доме детского творчества Златоуста (Макарова) и др.; шк. микрозаказники: флористич.— в Измайловской (Кизил. р-н; рук. Н. И. Урсол) и юрюзанской № 2 (Л. А. Акшинцева) средняя школах, орнитологич. — в Новобуринской (Чернаткин) и др. На эксперимент. площадках отрабатывались различные варианты программ, разделов отд. курсов, факультативов, спецсеминаров, кружков, секций, объединений и т. п. К кон. 20 в. образоват. учреждениями было задействовано более 20 программ по экологии, утвержд. Мин-вом образования РФ, а также многочисл. авторские программы педагогов области. Хорошо зарекомендовал себя разработ. в ЧИПКРО модульный вариант Э. о., в структуре к-рого отд. блоки-модули обеспечивали доступность интегрир. содержания курса «Экология» и регион. компонента (каждый блок-модуль реализовывался в образоват. учреждениях с применением краеведч. подхода). В теч. четверти века формы и методы Э. о. постоянно совершенствовались; был осуществлен переход от традиционных форм к интерактивным: в практику внедрялись проектирование, моделирование экоситуаций, интервьюирование, анкетирование,тестирование, ролевые и ситуативные игры, диалоги с анализом слайд- и видеофильмов; создавались профильные экоотряды, полевые школы экологов, экол. эксп., экоагитбригады; проводились экол. олимпиады, конкурсы и мн. др. Все это способствовало пропаганде экол. знаний, информированию населения в этой области, выявлению экологически загрязн. терр., проведению инвентаризации и организации охраны растений Южного Урала и т. п. Совершенствованию форм и методов Э. о. способствовали также многочисл. тематич. семинары и науч.-практич. конф. Лабораторией Э. о. ЧИПКРО в 1982—95 проведено 7 конф., на к-рых обсуждались вопросы формирования экол. культуры у учащихся, создания системы начального Э. о. Ныне семинары и конф. проводятся на базе ЧГПУ. Педагоги Чел. обл. действовали в тесном контакте с науч. [Урал. науч. центр РАН (Екатеринбург), ЧГПИ (ЧГПУ), ЧГМИ (ЧГМА), ЧИМЭСХ (ЧГАУ), Троицкий вет. ин-т (Урал. гос. академия вет. медицины), ЧПИ (ЮУрГУ) и др.] и общест. (Всерос. об-во охраны природы, Рос. «Зеленый крест» и др.) орг-циями. К нач. 1990-х гг. опыт Э. о. на Южном Урале был обобщен проблемным советом РАО по Э. о. и Рос. ин-том повышения квалификации работников образования (Москва), представлялся на ВВЦ (отмечен наградой). В нач. 1990-х гг. педагоги Южного Урала выступили с докладом об опыте Э. о. в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж, Франция) на встрече с ген. секр. Всемирной федерации ассоциаций и клубов (ВФАК) ЮНЕСКО П. Галло; в 1999 — на Всемирном конгрессе ВФАК ЮНЕСКО «На рубеже веков, на стыке континентов» (Екатеринбург). В последнем 10-летии 20 в. были налажены творч. контакты с заруб. специалистами по Э. о. из Германии, США, Франции. Все это способствовало росту экол. культуры работников образоват. учреждений. В первом 10-летии 21 в. ситуация неск. изменилась. Окончился срок действия пост., не были определены новые стандарты Э. о. (проекты 1990-х гг. не реализованы), распалась федеральная система непрерывного Э. о., размер бюджетного финансирования не соответствует потребностям развития Э. о., ощущается дефицит информационного мат-ла, слаба материально-техн. база. В отд. коллективах практика Э. о. носит пока фрагментарный характер; отсутствуют детальный анализ Э. о. на местах, единая стратегия его развития; ослаблена система управления процессом экологизации образоват. пространства и ее системное науч.-методич. сопровождение. Итоги 35-летнего периода деят-сти проблемного совета РАО по Э. о. позволяют заключить, что в области Э. о. наработано мн., что может стать основой его устойчивого развития. Несмотря на ряд трудностей, Юж.-Урал. регион безусловно располагает интеллектуальным и пед. потенциалом, необходимым для сохранения целостной системы непрерывного Э. о.