Информатизация


Информатизация, внедрение вычислит. техники в различные сферы деят-сти об-ва и человека; процесс создания необходимых условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов гос. власти и местного самоуправления, орг-ций, общест. объединений на формирование и использование информационных ресурсов. Превращение информ. в один из факторов, влияющих на развитие об-ва, требует решения обширного комплекса экон., социальных, правовых и психол. проблем. Экон. проблемы обусловлены состоянием имеющихся техн. средств получения и обработки информ., противоречиями между требованием использования во всех сферах жизнедеятельности больших объемов информ. и невозможностью оперативно формировать такие объемы с помощью традиционных средств. технологий и систем связи; социальные — коренным изменением образа жизни людей под воздействием И.; правовые — возникновением новых видов правонарушений, требованиями информационной безопасности, манипулированием общест. сознанием. К психол. проблемам относят в осн. аспекты совместимости человека и новых компьютерных и телекоммуникационных технологий. И. в значительной степени определяется тенденциями, к-рые характеризуются неразвитой потребностью об-ва в автоматизир. обработке информ. до нач. 1970-х гг. и резким расширением процессов И. в последние 20—25 лет, что связано с бурным развитием микропроцессорной техники, телекоммуникационной среды, информационных технологий. На совр. этапе И. об-ва имеет след. особенности: создаются интегрир. автоматизир. информационные системы, охватывающие территориально разобщ. подразделения органов гос. власти и местного самоуправления, корпорации, предпр. и организации практически всех сфер человеч. деят-сти; развиваются глобальные сети и мобильные мультисервисные телекоммуникационные системы; появляются новые концепции обработки данных, на их основе создаются информационные технологии, обеспечивающие получение из неструктурир. информ. больших массивов данных с визуализацией их в форме, наиб. удобной для восприятия. Вместе с тем И. производств. (см. Автоматизированные системы управления) и непроизводств. (см.: Библиотеки; Средства массовой информации) сфер Чел. обл. имеет нек-рые особенности, обусловл.: доминированием в пром-сти таких отраслей экономики, как черная и цветная металлургия, предпр. к-рых решают на основе И. специфичные для них проблемы; наличием на территории области ЗАТО, имеющих уровень И., существенно превышающий среднеобл. показатели; увеличением кол-ва образоват. заведений, ведущих подготовку специалистов по И., и др. С сер. 1970-х до нач. 1990-х гг. большое влияние на процессы И. производств. сферы Чел. обл. оказала деят-сть НПО «Южуралсистема» Минприбора СССР (крупнейшая в области орг-ция подобного профиля), к-рое осуществляло разработку и внедрение широкого спектра автоматизир. систем различного функцион. назначения в металлургии (Ашинский металлург. завод, ЗМЗ, ЧМК, ЧТПЗ), машиностроении (ЧТЗ), стр-ве (строит. тресты, заводы ЖБИ и др.), автомоб. и ж.-д. транспорте и др. отраслях экономики. В этот период на большинстве предпр. Чел. обл. стали появляться подразделения или отделы, осуществляющие создание, внедрение и эксплуатацию автоматизир. систем управления (АСУ) пр-вами, цехами, участками и технолог. процессами. В первую очередь автоматизировались подготовка и оформление учетно-отчетной, сметной и др. документации в управленч. службах предпр. Практически все операции с информ. производились в ВЦ предпр., оборуд. отеч. вычислит. техникой (ЕС, СМ и др.). С нач. 1980-х гг. получили распространение терминальные сети, обеспечивающие взаимодействие пользователей АСУ предприятием с информационными базами в интерактивном (запросноответном) режиме. Системы этого поколения внедрялись на ММК, ПО «Полет», ЧМК, ЧТЗ и др. Развивались АСУ цехами и участками, к-рые создавались на базе мини-ЭВМ типа СМ-1, СМ-4, СМ-1420 и т. п., работающих в режиме «реального времени», что позволило решать задачи планирования, контроля над пр-вом и отгрузкой готовой продукции. Однако такие системы требовали для обслуживания значит. кол-ва персонала. Программно-техн. комплексы того времени обладали недостаточным уровнем надежности, что нередко приводило к отказу в работе отд. систем. АСУ технолог. процессами функционировали в режиме опытно-пром. эксплуатации в осн. в качестве «советчиков» и не имели прямого цифрового управления ходом технолог. процесса. Значительная часть систем закупалась в составе импортного технолог. оборудования и могла работать только на заруб. средствах вычислит. техники и программного обеспечения. Примером пр-ва с достаточно высокой И. является цех холодного проката ЧМК (введен в эксплуатацию в нач. 1980-х гг.), оснащ. рядом агрегатов с АСУ импортного производства. Непроизводств. сфера Чел. обл. была затронута процессами И. в значит. меньшей степ. В мед. учреждениях (за исключением больниц ЮУЖД, ЧТПЗ и др.) АСУ отсутствовали. В сфере образования мн. высшие уч. заведения области, в первую очередь ЧПИ и ЧелГУ, более активно использовали средства И. не только в уч. процессе, но и при выполнении н.-и. и опытно-конструкторских работ. Мощным импульсом в развитии И. на территории Челябинской обл. стали создание и начало массового пр-ва ПК в кон. 1990-х гг., бурное развитие в последующие годы средств телекоммуникаций, в т. ч. мобильной связи и глобальных сетей (Интернет и др.). Процессы И. рос. об-ва, включая Чел. обл., проходили в этот период на фоне смены экон. и полит. уклада, сопровождаемой в т. ч. ликвидацией существовавших до кон. 1991 мн. министерств и ведомств. становлением рыночных отношений, перераспределением властных полномочий между различными уровнями гос. и муниципального управления и т. д. Это не могло не повлиять на содержание, формы и темпы процессов И. Практически прекратилось развитие Отеч. вычислит. техники, сократилась потребность в использовании средств автоматизир. обработки данных в НИИ, лабораториях пром. предпр. и др. Вместе с тем по мере снижения цен на ПК сфера их применения постепенно начала расширяться вплоть до приобретения для семейного и личного пользования. При этом принципиально изменились подходы к созданию АСУ в связи с появлением локальных, территориальных и глобальных вычислит. сетей и новых средств разработки программного обеспечения. На отеч. рынок вышли десятки фирм, поставляющих совр. средства И.: серверы и ПК всемирно известных корпораций Compaq, Dell, Hewlett-Packard, IBM и др.; телекоммуникационные системы (D-Link, Cisco, 3Com); печатающие устройства и копиров. технику (Canon, Hewlett-Packard, Xerox); средства мобильной связи (Motorola, Nokia); широкий спектр программного обеспечения — от сетевых операционных систем до прикладных программных комплексов (Baan, Microsoft, Novell, Oracle, SAP, Scala и др.). Конкурируя на этом рынке, коммерч. структуры не только решают задачи поставки средств И., но и создают комплексные автоматизир. системы, ориентир. на нужды потребителей. Отеч. компании, производящие средства И., в осн. массе занимаются либо сборкой компьютеров и серверов из заруб. комплектующих под собств. брендом (Aquarius, «Белый ветер»), либо разработкой собств. прикладного программного обеспечения («АйТи», БЭСТ, «Гарант», «Консультант Плюс», 1C, «Парус», R-Stule и др.). Внедрение подобных разработок, особенно ERP-систем, происходит, как правило, поэтапно в теч. ряда лет и нередко с участием специализир. орг-ций. В последние годы в Челябинской обл. реализуется неск. обл. целевых программ И.: реформирования статистики, создания автоматизир. системы ведения гос. земельного кадастра, поддержки и развития интернет-экономики, И. системы образования и др. Активно, особенно в части мобильной телефонии, идет развитие инфраструктуры связи Чел. обл., способствующее использованию интернет-технологий (создание электронных торг. площадок, сайтов органов управления, орг-ций и предпр., электронных версий местной прессы, электронных каталогов библиотек и др.) во всех сферах жизнедеятельности области. Большинство органов гос. власти и управления хозяйствующими субъектами с успехом работают со справочными правовыми системами «Консультант Плюс», «Гарант» и др. В табл. представлены данные о парке вычислит. техники, а также год. объемах финанс. затрат на И. по отраслям экономики Чел. обл. Прав-во Чел. обл. всемерно поддерживает развитие средств И. для более полн. удовлетворения информационных потребностей жит. и орг-ций области в адекватной информ. о происходящих социально-экон. процессах. Это во мн. обусловливает бурную динамику развития компьютерной техники и коммуникационных технологий, таких как Интернет, средства мобильной связи, а также системного и прикладного программного обеспечения.

Информатизация органов управления — одно из осн. направлений И. Осуществляется с целью удовлетворения информационных потребностей организационных структур, вырабатывающих управленч. решения и контролирующих процессы их исполнения на основании действующих правовых норм. Для лиц, принимающих управленч. решения и участвующих в их подготовке, необходим доступ к достоверным и полн. (актуальным и ретроспективным) данным о состоянии объекта в целом и всех его элементов. Информационное обеспечение управления осуществляется на основе создания комплексной системы И., способной для каждого органа управления решать след. осн. задачи: сбор и верификацию данных, организацию их хранения; аналитич. обработку накопл. и рационально орг. данных; интеллектуальный анализ данных и накопление знаний; визуализацию результатов аналитич. и интеллектуальной обработки данных; подготовку и разработку прогностич. сценариев и методов принятия решений. Подобные системы получили назв. «Системы поддержки принятия решений»; они имеют общие черты, обусловл. законами формирования и движения информационных потоков, а также особенности, связ. с тем, что процесс принятия решений для любого органа управления является уник., зависит от личностных качеств. опыта и сложившихся методов управления. Как показывает практика И. управленч. структур Чел. обл., развитие информационных процессов в настоящее время подошло к такому уровню решения задач управления, когда без использования совр. технологий на базе программно-компьютерного инструментария невозможна эффективная деят-сть таких структур. Выделяя нек-рые общие составляющие систем И. органов управления, можно охарактеризовать их осн. элементы: организация и накопление данных и средств их обработки; создание спец. инструментария для эффективной обработки накопл. баз данных — автоматизир. информационных систем (АИС). К важнейшим органам управления Чел. обл. в соответствии с Конституцией РФ относятся структурные подразделения федеральных органов, органы исполнит. и законодат. власти, а также органы местного самоуправления. Начало И. этих органов управления в значительной степени связано с созданием в сер. 1980-х гг. информационно-вычислит. центра (ИВЦ) исполнит. к-та Чел. обл. Совета народный депутатов (облисполкома). Используя в своей деят-сти ЭВМ типа ЕС, центр обеспечивал информационную поддержку достаточно широкого круга задач профильных подразделений облисполкома. В то же время процессы И. в виде создания подобных ИВЦ активно проходили в облкомстате, Гл. управлении МВД и др. территориальных подразделениях общесоюз. мин-в и ведомств. работавших на территории Челябинской обл. При этом конечные пользователи информационных продуктов, формируемых ИВЦ, получали в соответствии с установл. регламентом (1 раз в день, неделю, месяц и т. д.) документы на бумажном носителе. Однако в системах такого рода практически не использовался интерактивный режим работы пользователей, что негативно влияло на эффективность эксплуатации средств И. Ситуация кардинально изменилась в кон. 1980-х гг. с появлением ПК и созданием на их базе автоматизир. рабочих мест (АРМ) для профильных специалистов органов управления, что позволило повысить качество базовых управленч. процессов: ведение делопроизводства, формирование отчетности, пр-во трудоемких экон. расчетов и т. п. образов. на базе ИВЦ облисполкома Управление вычислит. работ (УВР) администрации Челябинской обл. в период своего существования (1991—94) создало ряд подобных АРМ на основе систем управления базами данных типа Dbase и впервые в Челябинской обл. осуществило попытку использования для нужд органов управления геоинформационных систем. В 1994 УВР как межведомств. подразделение администрации области было ликвидировано, а его функции возложены на службу информатизации обл. к-та экономики. Такое решение привело к замедлению темпов И. и хаотичному развитию ее процессов в различных подразделениях администрации. Ситуация была исправлена в 1997, когда губ. П. И. Сумин воссоздал межведомств. подразделение — Управление информационных систем и технологий (с 2000 Комитет информационного и программного обеспечения Чел. обл.), к-рое стало координатором работ по И. органов исполнительной власти.

Информационная культура, широкий спектр услуг населению с целью включения его в глобальные информационные потоки, позволяющие иметь оперативную связь с жизненно важными центрами принятия решений, в т. ч. с администрациями районов, городов, а также с торг., финанс., уч., справочными и т. п. службами региона, страны и всего мира. Интерактивными видами связи являются телефон, сеть Интернет и традиционные однонаправл. каналы ТВ (см. табл. 1), сеть образоват. (от детских садов до высших учебных заведений) и культ. (театры, библиотеки, к/т, музеи, культ.-досуговые и концертные организации) учреждений, СМИ, личные библиотеки. Все традиционные учреждения закрепляют культ. стереотипы, а также способствуют разрушению их под влиянием мощных потоков нетрадиционной культуры («глобализм против замкнутости»). В табл. 2. Чел. обл. охарактеризована с точки зрения показателей традиционной однонаправл. культуры.