Казахи


Казахи (самоназвание «казак»), народ, коренное население Казахстана. Рус. устаревшие назв.: киргиз-кайсаки, киргизцы, киргизы, киргиз-казаки; в 1920-е гг.— казаки, с нач. 1930-х — казахи. К. компактно проживают в большинстве приграничных с Казахстаном областей России, Узбекистана, на С. Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая и в зап. аймаках Монголии. Общая числ. ок. 9 млн чел., в России, по данным 1989,— 636 тыс. чел., в Челябинской обл.— 33 230, в Чел.— 2540 чел.; по данным переписи 2002, в Челябинской обл.— 36 219 чел. К. говорят на казахском яз., относящемся к кыпчакской подгруппе тюрк. группы алтайской языковой семьи; также распространен среди К. рус. яз. Письменность с 1937 на рус. графич. основе. Антропологически К. относятся преим. к юж.-сиб. (туранской) переходной расе, монголоидные черты сильнее проявляются на В. этнич. терр., слабее — на З. и С.-З.; в юж. районах заметно присутствие ср.-азиат. смеш. типов. Верующие К.— мусульмане-сунниты. Исламизация произошла в 15—16 вв. Этногенез К. происходил в условиях длит. взаимодействия различных кочевых племен: ираноязычных саков, юж.-сиб. самодийцев, гуннов, тюрков (огузов, карлуков, кимаков, кипчаков), монголоязычных аргынов, найманов и кереитов. В 15—16 вв. в состав К. влилась большая группа ногаев (мангытов; см. Ногайская орда). Казахский этнос состоит из 3 больших объединений — жузов: Старшего (Улы), Ср. (Орта) и Младшего (Киши), к-рые, в свою очередь, подразделяются на племена, отделы и роды (ру, руы). В Челябинской обл. К. проживают преим. в юж. районах. По данным 1989, в Троицком районе и г. Троицке числился 3521 чел. (7% нас. района, 10,6% казахского нас. области); в Магнитогорске — 1894; в Верхнеуральском районе — 2548; в Брединском районе — 2699; в Агаповском районе — 2548; в Карталинском районе — 1384 чел. В осн. К. проживают в насел. пунктах со смешанным этнич. составом, преим. совм. с русскими, мордвой, татарами, башкирами. Наибольшая числ. казахского нас. отмечается в Кизил. (4472 чел., что составляет 14% нас. района, 13,5% казахского нас. области) и Нагайбак. (3221 чел.— 12% нас. района, 9,7% казахского нас. области) р-нах, на территории к-рых имеются поселки с преим. казахским населением; наиб. крупные из них: Арасламбаевский (349 чел.) и Копаловский (120) Нагайбак. р-на; Заря (153), Свет (110) Кизильского района. На территории Челябинской обл., в районах, располож. южнее р. Уй и восточнее р. Урал, К. являются коренным населением. На крайнем Ю. и Ю.-В. области проживают К. Младшего жуза племени жетыру родов жагалбайлы, телеу и племени байулы рода жаппас; вдоль р. Уй и в верховьях рр. Тогузак и Аят (на Ю.-В. области) — К. Ср. жуза племен кипшак отдела кара-кипшак родов кара-балык, кольденен и племени кирей рода балта; представители др. племен и родов немногочисленны. Родоплем. группы К. Младшего жуза на территории Челябинской обл. являются потомками преим. золотоордынского (см. Золотая Орда) ногайского населения, вошедшего в состав казахского этноса; К. Ср. жуза мигрировали в степное Зауралье с терр. Центр. Казахстана под давлением джунгар. Со 2-й четв. 18 в. значительная часть К. рода жагалбайлы и рода племени кипшак, кочевавших вдоль Оренбургской военно-пограничной линии и вовлеч. во взаимовыгодную меновую торговлю с Россией, постепенно переходила к полуоседлому образу жизни. В районе Чел. К. первонач. не было. В середине 19 в. неск. десятков семей К. Ср. жуза пересекли границу у Троицкой таможни (район Троицкого менового двора), подошли к Чел. и нек-рое время кочевали в пределах города на юж. выгоне; покинули Чел. по настоянию гор. властей. Отмечается тенденция роста уд. веса казахов в этнич. структуре населения Челябинской обл. По данным переписи 1989, за 10 лет прирост числ. казахского нас. составил 17,7% (один из самых высоких показателей в Челябинской обл.), темпы урбанизации достигли наиб. высокого показателя (48,5%); в 1990 гг. отмечено существ. снижение темпов урбанизации казахского населения. В процессе ист. развития менялся характер ведения х-ва К.: от меридионального кочевания к скотоводству отгонного типа (в кон. 19 — нач. 20 вв.) и стойловому содержанию скота (с 1920-х гг.). Преобладали коневодство (киргизская порода лошадей), овцеводство (грубошерстные курдючные овцы); с переходом к оседлости увеличивалось поголовье КРС. На территории Южного Зауралья К. содержали двугорбых верблюдов (бактрианов), хотя разведением их не занимались. Основа традиционного питания — мясная и кисломолочная пища. Самыми популярными блюдами являются бесбармак, лапша (кеспе) и плов, из выпечки — баурсак и лепешки (шельпек). Сохраняется традиция «асату» — раздача мяса из бесбармака во время праздничного пира по старшинству (лучший кусок получает почет. гость из рук хозяина). Из кобыльего молока К. делают кумыс (для аромата добавляют веточки степной вишни), из коровьего и овечьего — айран, катык, каймак, курт. Традиционная одежда у мужчин — рубаха, штаны, бешмет со стоячим воротником. Верх. одежда — чапан (род халата), украш. галуном и перехвач. кожаным поясом с металлич. накладками; головные уборы: тюбетейка конич. формы, круглая шапка с меховым околышем, зимой — меховая шапка с лопастями, закрывающими шею и плечи (тымак, малахай). Жен. одежда: платье (цветное у молодых, белое или темное у пожилых), безрукавка, суконный нагрудник, украш. галуном и монетами; головной убор — в соответствии с возрастом, семейным положением и плем. принадлежностью. В кон. 19 — нач. 20 вв. получили распространение платки. Бытовали различные украшения из серебра и меди. Традиционное поселение — аул (зимовка). Традиционным жилищем является юрта (уй). С переходом к оседлости К. начали сооружать землянки, полуземлянки, наземные жилища из саманного кирпича с уплощ. крышей. Традиционными жен. ремеслами являются изготовление войлока, ковроделие. В семейном укладе сохраняются подчеркнуто уважит. отношение к старшим (особенно к старшему по возрасту мужчине), традиции минората, знание родословной (шежере). В казахских семьях не менее 2 детей, обычны многодетные семьи. Погребение умерших производится по мусульм. обряду. Большинство К. (включая горожан) старается хоронить родственников на старых родовых кладбищах, часто находящихся на значит. расстоянии от места проживания. Традиционно родовые кладбища действуют в течении нескольких столетий, приурочены к могильникам эпох раннего жел. века и средневековья. Надмогильные памятники (сынтасы) во мн. случаях имеют антропоморфную форму, изготавливаются из гранита или песчаника, украшаются резным орнаментом; на них высекаются изречения из Корана на арабском яз. Традиционный эпос казахов — генеалогич. предания «Баян-Слу», «Кобланды». Нар. песни 1-голосные, исполняются в сопровождении струнного инструмента — домбры.